Технологическая карта урока литературного чтения «И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Закирова Эльвира Рахимовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

Дата: 13.04.2022

Школа: №74

Класс: 4 «М»

Урок: 2

Время: 8.50-9.30   Кабинет: 203

Студент: Закирова ЭльвираРахимовна

Группа: 45

Учитель: Новикова Анна Александровна

 

 

Тема урока «И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение анализировать произведения; формирование понятия риторического вопроса в художественном произведении.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. формироватьу учащихся начальное представление о патриотической лирике;
  2. познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении;
  3. выполнять гигиенические правила чтения;
  4. осуществлять анализ прочитанного.

Развивающие:

  1. развивать у учащихся нравственные качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России;
  2. развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;

3)развивать у учащихся связную монологическую речь путём вовлечения их в диалог, обсуждение;

4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 13.04.2022

Школа: №74

Класс: 4 «М»

Урок: 2

Время: 8.50-9.30   Кабинет: 203

Студент: Закирова ЭльвираРахимовна

Группа: 45

Учитель: Новикова Анна Александровна

Тема урока «И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение анализировать произведения; формирование понятия риторического вопроса в художественном произведении.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формироватьу учащихся начальное представление о патриотической лирике;
  2. познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении;
  3. выполнять гигиенические правила чтения;
  4. осуществлять анализ прочитанного.

Развивающие:

  1. развивать у учащихся нравственные качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России;
  2. развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;

3)развивать у учащихся связную монологическую речь путём вовлечения их в диалог, обсуждение;

4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: создание эмоционального настроя

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Доброе утро, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица. Улыбнитесь друг другу.

-Мне сегодня радостно от встречи с вами. А ещё я радуюсь от того, что сейчас нам предстоит встреча с удивительным миром – миром литературы.

-Литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы произведений – настоящие волшебники. Одним росчерком пера автор может превратить простые слова в необычные и загадочные. И только внимательный читатель способен разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми читателями. Успехов вам. Итак, мы начинаем наш урок.

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные:  освоение личностного смысла учения, желания учиться.

 Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов      

Практический метод: выполнение упражнений

-Речевая разминка.

Родина

Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

(З. Александрова.)

- Прочитайте жужжащим чтением.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с замедлением.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

Выполняют задания:

-выполняют задание

-

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П:звуковой анализ, моделирование

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Постановка учебной задачи
(7 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменного упражнения

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов:

-Ребята, сегодня мы начинаем работать над новым разделом, и я предлагаю вам разгадать ребус. (Р 1 а)

- Что такое Родина?

- Назовите слова близкие по значению к слову Родина.

Знакомство с автором стихотворения.

- Прочитайте в строке только русские буквы, и вы узнаете фамилию автора, произведение, которого мы сегодня будем изучать.

RНWNИGКDLИZТLИNYНР

- Какая фамилия получилась?

- Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Саввича Никитина.

-Молодцы! Ребята, какая тема нашего урока?

-Какую цель поставим?

Выполняют задание:

-отвечают на вопрос

-Отечество, отчизна, Россия,Русь

-Никитин

- И. С. Никитин «Русь».

-знакомство со стихотворением И.С. Никитина «Русь»

Предметные: Уметь: излагать свои мысли.

Знать: синонимы слова «Родина»

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные :широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Включение в систему знаний
(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменных и устных упражнений

-Верно. Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Саввича Никитина.

Сообщения учащегося об авторе.

-Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и, которое ему принесло известность.

- Кто запомнил, как оно называется?

- Попробуйте предположить, о чём будет стихотворение.

- А так же на уроке мы должны: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.

Словарно-лексическая работа.

- Перед тем как мы с вами начнём читать стихотворение И.С. Никитина “Русь”, давайте познакомимся с некоторыми значениями слов и поработаем в парах.

-Мурава, казна, курган, шатёр.

Чтение стихотворения «Русь» учителем.

Анализ стихотворения.

- Удалось ли поэту рассказать в стихах то, что мы читали в статьях и рассказах о Родине?

- Почему это стихотворение принесло славу Никитину?

- Что напоминает это произведение по характеру стихосложения?

- Чтобы убедиться, что стихотворение написано былинным стихом, соединим две строки попарно и поставим ударение.

- На какой слог от начала строки падает ударение?

- На какой слог от конца строки падает ударение?

- В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение «Русь»

Работа в парах

-Вспомним правила работы в парах.

- Приведите для примера какое-нибудь четверостишие, расставьте ударение и прочитайте.

- Есть ли в стихотворение рифма?

-Почему, для того чтобы воспеть Русь поэт выбирает былинный стих?

Выполняют упражнения:

-Русь

-предполагают

-В этом стихотворении есть восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ

-Написано былинным стихом

-На третий слог от начала и на третий слог от конца

-Нет. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворении ритм важнее рифмы

-Былины воспевают богатырей – защитников страны

Предметные: уметь грамотно выражать свои мысли

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Физкультминутка (2 мин)

Проводит физкультминутку:

Физминутка
 Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять,

И служить не на земле,

А на военном...

Самолет парит, как птица,

Там — воздушная граница.

Кто на посту и днем и ночью? —

Наш офицер — военный...

Повторяют движения:

-корабле

-летчик

Первичное закрепление
(7 мин)

Первичное закрепление изученного материала

Формы: индивидуальная, групповая                 Взаимопроверка

Практический метод: письменное упражнение, работа с текстом

Организует выполнение упражнения:

Чтение стихотворения учащимися цепочкой.

Беседа по содержанию стихотворения.

- На сколько частей можно разделить стихотворение «Русь»? - Чему посвящена первая часть?

Как можно её озаглавить?
-Какие уголки нашей Родины описывает поэт?
- Как вы думаете, можно ли всё это увидеть одновременно? Почему же Никитин именно так строит описание? Какая мысль важна для него?
- Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси.
- Каким чувством пронизаны эти строки?

- Ребята, какие изобразительно-выразительные средства помогают автору передать красоту нашей необъятной Родины?

- Прочитайте выразительно 1 часть.
- Чему посвящена вторая часть?- Как можно её озаглавить?

- Каких предложений по цели высказывания много во второй части?- К кому обращены эти вопросы?

- По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы?

- Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает, и на все вопросы ответит утвердительно. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют риторическими.

- О каких победах Руси вспоминает поэт? - Как называет он врагов?

- Как поэт в стихотворении называет битву? - В чём усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию?

- Как вы думаете, один раз в истории России было, когда стар и млад поднимались на борьбу?
- Какое ещё событие 20 века мы можем увидеть за этими строками?
- Как вы понимаете следующие строки? "И в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки"?
- О чём пишет поэт в третьей части?

- Как следует читать последние 2 четверостишия?

- С кем сравнивает поэт Русь?

- Что хотел передать Никитин нам - своим потомкам этим стихотворением?

- Какова основная мысль этого произведения

Задание: Выберите пословицы о Родине

Родина - мать, умей за нее постоять.

Жить - Родине служить.

Без правды веку не изживешь.

Если дружба велика - будет Родина крепка.

Без правды жить — с бела света бежать. 

Выполняют упражнение.

-Стихотворение начинается с описания природы

-Бескрайние просторы Руси

-Широка ты, Русь..

- гордость, любовь, почитание

-Трудные времена

-Историческим событиям нашей страны

-к Родине

-Нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами

-Туча тёмная, гроза, гости

-Кровавый пир

-Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ

-Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость

-В ней звучит тема богатства родной земли, гостеприимства, открытости для добрых гостей

-торжественно, взволнованно

-Мать – самое дорогое, что есть у человека

-Поэт пишет о Родине

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма: парная     Словесный метод: объяснение задания       Практический метод: письменное упражнение

Организует выполнение самостоятельной работы:

Задание: “Восстанови пословицу”

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Человек без Родины – что соловей без песни.

-Первые три человека на проверку тетради могут принести.

-Сравните ответы с экраном и оцените свою работу.

Выполняют самостоятельнуюработу.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные :учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Включение в систему знаний, повторение

 (8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Практический: работа со словами.

Словесный метод: объяснение задания

Формы:фронтальная

Организует выполнение упражнений на закрепление.

В группе задание: “Восстанови пословицу”

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Человек без Родины – что соловей без песни.

-Кто выполнил, сделайте домик, чтобы я увидела, кто готов отвечать.

-Давайте проверять. Отвечает группа….

-Молодцы!

- С каким стихотворением мы сегодня познакомились на уроке и кто его автор?

- А теперь подумайте, какие качества помогли молодому поэту И.С. Никитину написать такое стихотворение?

- Именно поэтому, это стихотворение можно назвать патриотическим. Теперь, я думаю, вы сможете узнать и другие стихи, относящиеся к патриотической лирике.

Выполняют задания:

Восстанавливают пословицы

-отвечают по пословицам

-"И. С. Никитин "Русь".

- Любовь к Родине и народу. Гордость за свою Родину. Знание исторических событий

Предметные: знать пословицы

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку:

-Ребята, урок подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги.

-Какая тема урока была?

-Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока?

-Молодцы, верно. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый карандаш, кто не очень доволен желтый карандаш и кто вообще не доволен своей работой на уроке- красный карандаш.

-Спасибо за работу. Урок окончен.

Отвечают на вопросы:

Отвечают.

- И. С. Никитин «Русь».

-знакомство со  стихотворением И.С. Никитина «Русь»

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества

Личностные :способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения И.С. Никитин «Русь» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности...

Конспект урока литературного чтения "И.С. Никитин "Русь" (УМК "Школа России",4 класс)

Цели деятельности учителя:·        создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;·        развитие н...

Технологическая карта урока чтения с использованием ИКТ - технологии по теме А.Спирин «Зимние приметы» (4 класс)

Пояснительная записка           Технологическая карта урока чтения с использованием информационно – коммуникативных технологий  с элементам...

Технологическая карта урока Чтения А. Л. Барто «Мы не заметили жука…», «Вовка – добрая душа». (2 класс, УМК Школа России)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведений Агнии Барто.Задачи урока: Дидактические:вспомнить с детьми сведения об авторе А. Л. Барто;знать содержание ст...

Технологическая карта литературного чтения "И.А. Крылов. Лисица и виноград" (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс 2 часть)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения басни И. А. Крылова «Лисица и виноград»Задачи урока:Дидактические:По...

Технологическая карта урока по литературному чтению "И. С. Никитин "Русь". Образ Родины в поэтическом тексте" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких ...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс по теме И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. "Школа России"

Тема: И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.Тип урока: актуализация новых знаний.Цель: создать условия для ознакомления со стихотворением «Русь&r...