Рабочая программа по чтению для 4 класса
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Киселёва Елена Владимировна

Программа по чтению для 4 класса разработана к  учебнику  Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой "Литературное чтение" ( программа ХХ1 век).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_chtenie_4_klass.docx63.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 497 Невского района Санкт – Петербурга
193079, Октябрьская набережная, дом 70, корп. 2, литер А, тел 446-17-62

 «Принята к использованию»                                       «Согласована»

Протокол №  от «  »             2015 г.

заседания  МО учителей начальных классов

ГБОУ школы № 497 Невского района

Председатель МО ______________ / Ю.Ю.Тимчик /

                                        подпись                расшифровка

Заместитель директора ГБОУ школы № 497

Невского района Санкт-Петербурга

________________________   /Л.С.Алёшкина./

                 подпись                                 расшифровка

«Утверждаю»

Приказ № ___ от «____» ____________ 2015 г.

Директор ГБОУ школы № 497

Невского района Санкт-Петербурга

____________________________ /О.А.Коноплёва./

                 подпись                                 расшифровка

                                                                                     


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по чтению

для учащихся 4 к» класса

по программе «Начальная школа XXI века»

(на 2015-2016 учебный год)

                                                                                              Составитель:     

     Киселёва Елена Владимировна,

                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                         высшей квалификационной

                                                                    категории

г. Санкт-Петербург

Пояснительная записка

  Настоящая рабочая программа разработано применительно к учебной программе курса литературное чтение для 4 классов общеобразовательных учреждений автора Л.А. Ефросининой «Литературное чтение. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- М.: Вентана-Граф, 2009.

 Целью прохождения настоящего курса  – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт.

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

а) Развитие навыка чтения;

б) Развитие восприятия произведения;

в) Развитие литературоведческих понятий;

г) Развитие речевых умений;

д)  Развитие творческой деятельности.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный  компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  2. Приказ Минобразования России от 09. 03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2014/2015 учебный год;
  4. Распоряжение КО СПб от 24.04.2014 № 1826-р «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год»;
  5. Авторская программа «Литературное чтение» под рук Л.А.Ефросининой из сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: «Вентана-Граф», 2010.
  6. Учебный план образовательного учреждения ГБОУ школы №497 Невского района Санкт-Петербурга на 2014/2015 учебный год, принят на заседании педагогического совета от 13. 05. 2014 г.  № 6, утвержденный приказом директора школы № 497 от 11. 06. 2014 г., № 100.

   Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

   Содержание курса  обладает специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе:

1.   Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

2.   Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.

3.   Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

4.  Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.

5.  Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.

6.  Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

 7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

В 4 классе главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.

Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлён принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.

В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения. Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела. Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность.

   Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

Методические особенности изучения предмета:

Содержание курса литературного чтения открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные  и личностные умения:

        1) работать с учебной книгой, лингвистическими словарями и справочниками, работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка), использовать различные способы поиска информации;

        2) выполнять простые учебные задачи, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения,  пользоваться приёмами активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождение сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации;

        3) учит школьников позитивной самооценке,  сотрудничеству друг с другом и со взрослыми, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию в рамках проектной деятельности.

       Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

Для реализации программы используется  учебно-методический комплекс:

Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»  Л.А. Ефросинина

Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф» Л.А. Ефросинина

Хрестоматия«Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф»  Л.А. Ефросинина

Л.А. Ефросинина Литературное чтение: Комментарии к урокам: 4класс. – М.: Вентана-Граф, 2011.

   Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Н.Ф. Виноградовой Русский язык. 4 класс. – М.:Вентана - Граф, 2013

УМК состоит из:

     1.        Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. М.:«Вентана – Граф» 2013 Л.А. Ефросинина

     2.        Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. М.: «Вентана – Граф», 2013 Л.А. Ефросинина

     3.        Хрестоматия «Литературное чтение» 4 класс. М.: «Вентана – Граф»  2013  Л.А. Ефросинина

    Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год и рекомендован (утверждён) МО РФ.

   Выбор программы обусловлен тем, что её составители отводят важную роль предмету «Литературное чтение»  в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для начального общего  образования  и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на изучение «Литературного чтения» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов ( 68часов + 2часа резервное время) в год.

       Поскольку 4 «А» класс зарекомендовал себя как старательный, дисциплинированный, трудолюбивый. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации.

Учатся  в полную меру своих сил, но нуждаются в постоянном контроле.

Имеют произвольную память, быстро работают, запоминают учебный материал легко.

Обнаруживают логическое мышление.

В классе определяются  способности (математические, естественнонаучные, художественно-творческие, спортивные и т.д.).На уроках не всегда внимательны, активны,  сознательно выполняют задания учителя.Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности достаточно высокий. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.

В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности. Поэтому в системе уроков планируются использование следующих типы уроков:

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал, разработанный учителем или учениками.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».

Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения,  технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

       •        методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

       •        методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

       •        методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

       •        степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового  (эвристического), прблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Основные требования к уровню подготовки учащихся четвёртого класса:

 В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны знать:

-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга детского чтения;

-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф) различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный); уметь:

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

Навык чтения:

Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.

Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него. Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи).

Темп чтения вслух

– не менее 80 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минуту.

Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

      Учащиеся должны уметь: 

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты ;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

-работать со справочной литературой.

  Метапредметными результатами изучения курса "Литературное чтение" является формирование универсальных учебных действий (УУД).

   Регулятивные УУД:

  - самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

   -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

   -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

   Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

   Познавательные УУД:

   -вычитывать все виды текстовой информации;

   -пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

   -извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

   -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

   -пользоваться словарями, справочниками;

   -осуществлять анализ и синтез;

   -устанавливать причинно-следственные связи;

   - строить рассуждения;

   Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

   Коммуникативные УУД:

   -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

   -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

   -высказывать и обосновывать свою точку зрения;

   -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

   -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  - задавать вопросы.

   Предметными результатами изучения курса "Литературное чтение" является сформированность следующих умений:

   -воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

   -осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

   -самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

   -самостоятельно находить ключевые слова;

   -самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

   -формулировать основную мысль текста;

   -составлять простой и сложный план текста;

   -аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

   -понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

   -иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

   -самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

   -относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

   -относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

   -видеть языковые средства, использованные автором.

Литература и средства обучения:

1.Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.

2.Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.

3.Л.Е.Ефросинина «Оценка знаний». Издательство «Вентана – Граф»2009г.

4.Хрестоматия«Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф»2009г.

5.Методические рекомендации к составлению календарно-тематического планирования

6. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

- иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»; · Интернет-сайты: – www solnet. ru; – www festival. ru; – www kulichiki.ru

Средства контроля – это контрольные и проверочные работы в рабочих тетрадях Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. М.: «Вентана – Граф» 2013г.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа), УМК Л.А.Ефросинина. Литературное чтение

п/п

Название раздела и тема урока

Кол – во ча-сов

Тип урока

Виды деятельности

Планируемые результаты и  УУД

Вид контроля

Используемые ИКТ

Дата

Дом.

Зад.

1

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

1

Комбиниро-ванный

Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных

Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.

Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность

Текущий

Презентация «Народные сказки»

Стр.5-16 ответить на вопросы

2

Былина «Волх Всеславович

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине

Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану

Фронтальный опрос

Презентация «Былины»

Стр.18-23 краткий пересказ

3

Народные легенды «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» (

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Народные песни: колыбельные, хороводные, песни-заклички

Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения

Текущий

Презентация «Фольклор»

Тетрадь стр.12-14

4

Народные песни. «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Народные песни: колыбельные, хороводные, песни-заклички

Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения

Текущий

Слушание народных песен.

стр.33 произведения для самотяотельного чтения

5

*** Проверка техники чтения + Проверь себя

1

Обобщаю-щий урок

Не задано

6

И.Крылов «Стрекоза и Муравей»

1

Комбиниро-ванный урок

Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.
Тема произведения, писатель, автор. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

Текущий

Презентация «И.А.Крылов»

Выучить наизусть басною

7

Сравнение басен И.Крылов, И.Хемницера и Л.Толстого

1

Комбиниро-ванный

Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.
Тема произведения, писатель, автор. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

Фронтальный опрос

Презентация «И.А.Крылов»

Выразительное чтение одной из басен

8

И.Хемницер «Друзья». А.Измайлов «Кукушка». И. Дмитриев «Муха»

1

Комбиниро-ванный

Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.
Тема произведения, писатель, автор. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

Фронтальный опрос

Презентация «Баснописцы»

Выразительное чтение одной из басен

9

И.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет»

1

Комбиниро-ванный

Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.
Тема произведения, писатель, автор. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

Фронтальный опрос

Презентация «Басня «Мартышка и очки».

Выучить наизусть басню.

10

*** Проверка навыка чтения молча

1

Контрольный

Текущий

Не задано

11

Урок-обобщение «Проверь себя». Басни И.Крылова. Конкурс чтецов

1

Обобщаю-щий урок

Текущий

Выставка книг И.А.Крылова

подготовить выразительное чтение басни своего любимого баснописца.

12

В.А.Жуковский «Песня», «Ночь»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Эпитеты, сравнения, рифма

Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев

Текущий

Презентация «В.А.Жуковский»

Выучить наизусть  одно из стихотворений.

13

Волшебная сказка В.А.Жуковс-кого «Спящая царевна»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок

Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных

Текущий

Портрет Жуковского

Подготовить выразительное чтение отрывка из сказки.

14

В.А.Жуковский «Спящая царевна»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок

Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных

Текущий

Портрет Жуковского

Тетрадь стр.

15

А.С.Пушкин «Осень

1

Комбиниро-ванный урок

Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. Сравнения, рифма

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать

Фрон-тальный опрос

Презентация «А.С.Пушкин»

Выучить наизусть стихотворение.

16

А.С.Пушкин «Пущину» и «Записки о Пушкине» И.Пущина

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение

Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений
А. С. Пушкина
«И. И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И. И. Пущина

Фрон-тальный опрос

Портрет А.С.Пуш-кина

Тетрадь стр.

17

А.С.Пушкин «Зимняя дорога». «Из воспоминаний В.И. Даля»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение

Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений
А. С. Пушкина
«И. И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И. И. Пущина

Фрон-тальный опрос

Портрет А.С.Пуш-кина

стр.74-75 выразительное чтение, выполнить задания в тетради

18

М.Ю.Лер-монтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Жанр произведения. Эпитеты, рифма

Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)

Фрон-тальный опрос

Презентация «М.Ю.Лермонтов»

Выучить наизусть стихотворение «Парус»

19

М.Ю.Лер-монтов. Стихи о природе: «Горные вершины…», «Утес

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема чтения. Эпитеты, сравнения

Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений

Фрон-тальный опрос

Портрет М.Ю.Лер-монтова

Выучить наизусть стихотворение «Утёс»

20

П.П.Ершов "Конёк-Горбунок»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

Тематический

Презентация «П.П.Ер-шов»

Ответить на вопросы в конце сказки.

21

П.П.Ершов "Конёк-Горбунок»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

Тематический

Презентация №Конёк-Горбунок».

Написать мини-сочинение на тему "Сказка-ложь, да в ней намёк..."

22

Стихи М.Ю.Лер-монтова. Конкурс чтецов.

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема чтения. Эпитеты, сравнения

Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений

Фрон-тальный опрос

Выставка книг М.Ю.Лер-монтова

Прочитать песню "Казачья колыбельная песня" и выполнить задания в тетради стр.49-50 ( сказка и песня)

23

Обобщение по разделу. Проверь себя. (стр.100-101)

1

Обобщаю-щий урок

Выставка книг.

тетрадь стр.54-55

24

***Проверка уровня начитан-ности и читательских умений

1

Контрольный урок

Контрольный

КИМ по вариантам

Не задано

25

Проверка сформированности учебной и читательской деятельности.

1

Контрольный урок

Контрольный

КИМ

Не задано

26-27

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»»

2

Чтение и анализ нового материала

Авторская (литературная сказка). Главнаямысль сказки. Образ лягушки. План.  Понятие легенда. Особенности легенды, главная мысль

Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану. Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды у

Текущий

Презентация «В.М.Гаршин»

стр.110 зад.4, выполнить задания в тетради к сказке.

Не  задано.

28-29

Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы. Глава IV. Старый колодезь»

2

Чтение и анализ нового материала

Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки

Уметь характеризовать образ Темы, выделять кульминационный

момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя

Темати-ческий

Презентация «Н.Г.Гарин-Михайловский»

Стр.121 зад.7

30

Книги русских писателей ХIХ века о детях и для детей. Проверьте себя.

1

Обобщаю-щий урок

Выставка книг о детях.

Стр.122 зад.3

31-32

Виктор Гюго «Козетта»

2

Чтение и анализ нового материала

Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки

Уметь характеризовать образ Темы, выделять кульминационный

момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя

Темати-ческий

Презентация «В.Гюго»

Тетрадь стр.

Учебник стр.142 зад.4

33-34

Марк  Твен «Приключения Тома Сойера»

2

Чтение и анализ нового произведе-ния

Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя

Знать структурные единицы произведения.

Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)

Темати-ческий

Презентация «М.Твен»

Тетрадь стр.

Стр.154 зад.5

35

Проверка техники чтения.

1

Контрольный

Контрольный

Не задано

36-38

Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»

3

Комбиниро-ванный урок

Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль

Знать изученные произведения
Х. К. Андерсена и уметь их называть

Темати-ческий

Презентация «Х.К.Андерсен»

Стр.173  зад.4

39

Слушание и работа с книгами Х. К. Андерсена. Х. К. Андерсен «Дети года».

К. Г. Паустов-ский «Великий сказочник». Детские журналы и газеты

1

Комбиниро-ванный урок

Библиографические сведения об Андерсене. Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет

Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу

Фрон-тальный опрос

Выставка книг Х.К.Андерсена

Задания в тетради.

40

Обобщение изученного «Проверь себя».

1

Обобщаю-щий

Выставка книг.

Стр.177 зад.4

41

В мире книг. «Детятельность Ярослава».

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Текущий

Презентация «Древние книги».

По желанию – доклад «Ярослав Мудрый»

42

Древние книги. Первая славянская азбука. Первая печатная книга.

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Текущий

Презентация «Первая славянская азбука»

По желанию- доклад «Первая славянская азбука»ю

43

Проверка уровня начитанности и сформиро-ванности учебной и читатель-ской деятельности

1

Контрольный

КИМы

Не задано

44

Слушание рассказа Л. Н. Толстого «Акула»

1

Слушание и анализ нового произведе-ния

Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев

Темати-ческий

Презентация «Л.Н.Толстой»

Стр.8 зад.7

45

Сказка Л.Н.Толстого «Два брата».

1

Слушание и анализ нового произведе-ния

Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев

Темати-ческий

Презентация «Два брата»

Стр.8-11 подробный пересказ

46

Басня «Мужик и Водяной».

1

Комбиниро-ванный

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого

Темати-ческий

Прочитать другие басни Л.Н.Толсто-го. Написать отзыв на понравившуюся басню.

47

Проверка навыка чтения молча

1

Контрольный

Контрольный

Не задано

48

Рассказ Л.Н.Толстого «Черепаха», «Русак».

1

Комбиниро-ванный

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого

Тематический

Презентация «Рассказы Л.Н.Толс-того»

Стр.20 зад.4

49

Былина Л.Н.Толстого «Святогор-богатырь»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет

Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении

Тематический

Стр. 23 зад.4

50

Проверь себя. Работа с книгами

1

Провероч-ный

Фрон-тальный опрос

Выставка книг.

Не задано

51

Проверка навыка чтения молча

1

Контрольный

Контрольный

Не задано

52

Стихи о Родине.
А. А. Блок «Россия»       А. А. Блок «Рождество

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема, тон, темп, ритм

Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп,

ритм; выразительно читать

Фрон-тальный опрос

Презентация «А.А.Блок».

Стр.26-27 выразительное чтение

53

К.Бальмонт Стихи о Родине. Россия

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть

Фрон-тальный опрос

Презентация «К.Баль-монт»

Стр.28-30 выразительное чтение

54

К.Бальмонт. Стихи о природе.    «К зиме».

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть

Фрон-тальный опрос

Презентация «Стихи Бальмонта»

Стр.33-34 наизусть

55

К.Бальмонт «Снежинка», «Камыши»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть

Фрон-тальный опрос

Прослушивание стихотворений «Снежиника», «Камыши»

Стр.34-37 выразительное чтение , наизусть (по желанию)

56

К.Бальмонт. Сказочные стихи. «У чудищ», «Как я пишу стихи».

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть.

Фрон-тальный опрос

Стр.37-38 наизусть

57

Стихи К.Д.Бальмонта. Конкурс чтецов.

1

Слушание и работа с детскими книгами

Сказочные стихи Книги стихов русских поэтов

Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора Уметь понимать основное содержание текста

Фронтальный опрос

Выставка книг К.Бальмо-нта

Стр.40 зад.3

58

Проверка техники чтения

1

Контрольный

Контрольный

Не задано

59-60

А.И.Куприн «Скворцы».

2

Чтение и анализ нового произведе-ния

Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Темати-ческий

Презентация «А.И.Куп-рин»

Тетрадь стр.

Стр.54 зад.8

61

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм

Фрон-тальный опрос

Презентация «И.Бунин»

Стр.59 зад.6

Стр.60 наизусть

62

И. А. Бунин «Листопад

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм

Фрон-тальный опрос

Слушание стихотворения.

Стр.61-63 выразительное чтение, стр.64 зад.5

63

Произведения русских писателей для детей. «Проверь себя».

1

Обобщаю-щий

Тематический

Выставка книг.

Прочитать легенду  А.И.Купри-на «Четверо нищих».

64

Повторение изученных произведений С.Я.Маршака Стихотворение «Словарь». Маршак-переводчик. Стихотворение Р.Бёрнса «В горах моё сердце».

1

Презентация «С.Я.Маршак»

Стр.66 наизусть

65-67

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

3

Чтение и анализ нового произведе-ния

Пьеса-сказка, диалог, действующие лица

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины

Темати-ческий

Презентация «Двенадцать месяцев»

Тетрадь стр.

Стр.101 зад.5

Подготовиться читать пьесу по ролям.

68

Н. А. Заболоцкий «Детство»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема, главная мысль, сравнения. Рифма

Уметь выразительно читать стихи

Фрон-тальный опрос

Презентация «Н.А.Заболоцкий».

Стр.105 наизусть

69

Н. А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения

Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения

Текущий

Прослушивание стихотворения в исполнении артисов.

Стр.106 выразительное чтение

70

Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Березы»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Строфы, рифма, описание березы. Выразительное чтение: определение тона, темпа

Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора

Фрон-тальный опрос

Презентация «Н.М.Рубцов».

Стр.108 наизусть

71

Стихи о Родине.
Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Главная мысль. Эпитеты, сравнения

Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения

Фрон-тальный опрос

Презентация «Стихи Н.М.Рубцова о Родине».

Стр.109-111 выразительное чтение ( зад.5)

72

Обощающий урок. Проверьте себя.

1

Обобщаю-щий

Тематический

Выставка книг.

Прочитать книгу В.П.Катаева «Сын полка».

73

Проверка навыка чтения молча.

1

Контрольный

Контрольный

КИМы

Не задано

74

Стихи С. В. Михалкова «Школа»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста

Уметь выразительно читать стихотворения

Текущий

Презентация «С.В.Ми-халков».

Стр.113-115 выразительное чтение

75

Стихи С.В.Михалкова «Хижина дяди Тома»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста

Уметь выразительно читать стихотворения

Текущий

Презентация «Стихи С.В.Михалкова».

Стр.11 зад.6

76

Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Понятия басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение

Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. Уметь читать басни, находить и комментировать части текста

Фрон-тальный опрос

Презентация «Басни Михалкова»

Стр.121 зад.4

77

Проверка уровня начитанности и читательских умений и сформированности учебной и читательской деятельности

1

Контрольный

Контрольный

КИМы

Не задано

78

Слушание и работа с детскими книгами С. В. Михалкова. Рассказ «Чужая беда», сказка «Как бы жили мы без книг?»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Тема и жанр произведений. Основное содержание текста

Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения

Текущий

Выставка книг С.В.Михалкова.

Хрестома-тия с. 216

Р. т. с. 57

79

Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог

Фрон-тальный опрос

Презентация «Н.Н.Но-сов»

Учебник,
с. 122.

Р. т. с. 51 № 2, 3 (по выбору)

80

Юмористические рассказы о детях и для детей. И. Л. Гамазкова «Страдания»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог

Фрон-тальный опрос

Презентация «Юмористические рассказы о детях».

Учебник с. 127, р. т

81

Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема произведения и авторская позиция

Уметь определять тему произведения и авторскую

позицию

Текущий

Презентация «И.С.Соколов-Микитов».

Учебник,
с. 129, хрестоматия с. 252 выразительное чтение, ответ на вопрос. Р. Т. С. 59 № 3

82

Очерки о писателях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема произведения и авторская позиция

Уметь определять тему произведения и авторскую

позицию

Текущий

Презентация «А,И.Куп-рин»

Стр.133 зад.4

83

Очерки о людях Н.Шер «Картины-сказки»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема произведения и авторская позиция

Уметь определять тему произведения и авторскую

позицию

Текущий

Презентация «Н.Шер»

Прочитать очерк М.Горького «О сказках».

84

Библиотечный урок. Писатели о писателях.

1

Слушание и работа с детскими книгами

Основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения

Текущий

Выставка книг.

Не задано

85

Проверочная тестовая работа за 4 класс №1

1

Контрольный

Контрольный

КИМы

Не задано

86

Н.П.Вагнер «Фея Фантаста»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

Тематический

Презентация «Н.П.Ваг-нер»

Тетрадь стр.

87

Н.П.Вагнер «Берёза»

1

Чтение и анализ нового произведе-ния

Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

Тематический

Стр.155 зад.6,7

88-90

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

3

Чтение и анализ нового произведе-ния

Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям)

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

Презентация «Д.Свифт»

Тетрадь стр.

Стр.179 зад.5 (письменно)

Стр.170 зад.6

91

Проверочная тестовая работа по чтению за 4 класс №2

1

Контрольный

Контрольный

КИМы

Не задано

92

Проверка техники чтения

1

Контрольный

Контрольный

КИМы

Не  задано

93

В. В. Вересаев «Легенда»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль

Знать  и   понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения

Темати-ческий

Презентация «В.В.Вересаев»

Хрестома-тия с. 87

94

«Страничка книгочея»

Библиотечный урок «В мире книг».
Летнее чтение

1

Контрольный урок

Знать книги и произведения писателей из круга чтения
(1–4 кл.)

Текущий

Выставка книг.

Задание на лето. Список литературы

95

Проверь себя.

1

Контрольный урок

Текущий

КИМы

Не задано

96

Урок-отчет

1

Фронтальный опрос

Выставка книг.

Не задано

97-102

Резервные уроки

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению 3 класс

Рабочая программа по чтению 3 класс по программе Н.Ф.Виноградовой...

Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"

Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"...

Рабочая программа по чтению 1 класс

В рабочей прогамме предсталенны: пояснительная записка; цели изадачи программы; содержание программы; требования  к 1 и 2 уровню подгототовки уащихся; учебно-тематический план; тематическое плани...

Рабочая программа по чтению 1 класс - УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО. Апробируется в 2011-2012 учебном году....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...