Литературная викторина 3-4 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Герасимова Ирина Юрьевна

Литературная викторина для 3-4 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_viktorina_3_-_4_kl_.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина  по чтению

         «Страна Литературия» 3 – 4 кл.

                                                                   ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами собрались на праздник, который имеет необычное название «Викторина». Кто из вас может объяснить значение этого слова?

Ученики: Викторина – это когда ведущий задает вопросы, а дети на них отвечают.

Ведущий: Точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Сегодня мы с вами будем отвечать на вопросы по  чтению. Итак, приглашаются две команды.

Выбирается жюри.

- Команды представтесь! (Команды представляются- название, девиз)

1. Конкурс «Разминка»

- Продолжите пословицы и поговорки (по очереди)

1. Гусь свинье …(Не товарищь)

2. Без труда не вытащишь  и …(рыбку из пруда)

3. Чем дальше в лес, тем … (больше дров)

4. Не зная броду, не суйся … (в воду)

5. Слово не воробей…. (вылетит -  не поймаешь)

6. Ученье свет, а … (неученье тьма)

7. Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)

8. Один в поле … (не воин).

2. Конкурс «Дальше, дальше, дальше» 

Командам по очереди быстро задаются вопросы на которые они отвечают по возможности тоже очень быстро , в течении 1 минуты.

Вопросы 1 команде

  1. Как назавается домик для птиц, сделанный человеком? (скворечник)
  2. Время суток перед восходом солнца? (рассвет)
  3. Сколько лап у двух медвежат? (8)
  4. Мальчик – луковица.(Чиполлино)
  5. Дерево – символ России. (береза)
  6. Враг мышей. (кот)
  7. Зловредная сказочная баба. (Баба – яга)
  8. Самое быстрое животное.(гепард)
  9. Кличка собаки Мальвины. (Артемон)
  10. Отец твоего отца (дедушка)
  11. Внучка Деда Мороза. (Снегурочкка)
  12. Сколько героев в сказке «Курочка Ряба» (4)
  13. Как перейти речку, не замочив ноги. ( по льду)

Вопросы 2 команде.

  1. Буро – серая птичка, которая отличается красивым пением. (соловей)
  2. Не замерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки. (полынья)
  3. Сколько ног у трех коров. (12)
  4. Какое дерево наряжают раз в году. (елка)
  5. Деревянный мальчишка. (Буратино)
  6. Птица – символ России. (орел)
  7. Друг человека. (собака)
  8. Его смерть в яйце. (Кощей)
  9. Брат матери. (дядя)
  10. Кличка собаки из сказки «Репка» ( Жучка)
  11. Заграничный Дед Мороз (Санта- Клаус)
  12. Последний месяц года (декабрь)
  13. Птица которая «приносит новости на хвосте». (сорока)

3. Конкурс  «Угадай  сказку»

В какой сказке умели говорить печка, яблонька, речка?    (Гуси-лебеди)

Какое животное обнаружило пустой теремок?    (Муха  или  мышка)

У кого была ледяная избушка?    (У  лисы)

Как звали девочку, которая попала в домик медведей, в какой сказке? (Маша)

Из чего была речка, берега которой укрыли братца Иванушку и сестрицу Аленушку? (из киселя)

 Он вырос в джунглях, понимал язык зверей, но мечтал жить с людьми. («Маугли». Р. Киплинг.)

 Сказка о чудесном превращении бедной служанки в красавицу-принцессу с помощью самого обыкновенного волшебства, обуви и любви! («Золушка». Ш. Перро.)

 Братья! Всегда слушайте своих сестёр и не пейте за их спиной из неизвестных водоёмов! (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

 У этой особы такое нежное тело, что ей мешает спать даже любое бобовое.

(Принцесса на горошине.)

 Доказал детям еще раз, что каждый обязательно станет по-своему красив, главное в это верить!

(Гадкий утенок.)

4. Конкурс «Названия сказок».

Здесь спряталось 6 названий сказок. Востановите их. Каждая команда получает карточки со словами.(Кот, с- пальчик, Красная, Гадкий, Шкура, Спящая, в сапогах, Красавица, Шапочка, Ослиная, мальчик, утенок)

5. Конкурс  «Определи   жанр».

 1) Унылая пора! Очей очарованье!

     Приятна мне твоя прощальная краса... (стихотворение)

2)  Мартышка к старости слаба глазами стала;

      А у людей она слыхала,

      Что это зло еще не так большой руки... (басня)

3)  В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота;

      заложил же и церковь Святой Софии... (былина)

4)  Как-то летом я  зашел в  садик,  -  я  не знаю,  как он называется,  на

Васильевском  острове,  около белой церкви.  Была у  меня с  собой интересная

книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер. (рассказ)

5)  Остался Садко на синем море.

     Со тоя со страсти со великие

     Заснул на дощечке дубовой...(сказка)

6. Конкурс «Вопрос – ответ»

Что сажали мужик и медведь в русской народной сказке?

свёклу

морковь

репу

Что в стихотворении Хармса купили, чтобы «вылечить кошкину лапу»?

воздушные шарики

сосиски

мазь

Кто написал стихотворение «Где обедал воробей?»

Самуил Яковлевич Маршак

Сергей Владимирович Михалков

Агния Львовна Барто

Кто научил правильно говорить «р»  Женю - героя рассказа  Чарушина?

логопед

мама

ворона

Кто в сказке Чуковского «Путаница» не стал произносить чужие звуки?

медведь

заяц

воробышек

Кто в рассказе Бианки «Первая охота» охотился на птиц и зверей?

охотники

волчонок

щенок

Какая пословица выражает главную мысль русской народной сказки «Лиса и тетерев»

У страха глаза велики

На языке медок, а на уме ледок.

Друзья познаются в беде

Что не давала старуха солдату, когда тот варил кашу из топора?

топор

молоко

крупу

Как А. С. Пушкин назвал сказку, в которой рыбка исполняла желания старухи?

«Сказка о золотой рыбке»

«Сказка о жадной старухе»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Из какой басни И. А. Крылова мораль «Когда в товарищах согласья нет На лад их дело не пойдёт»

«Слон и Моська»

«Лебедь, Рак и Щука»

«Мартышка и очки»

Кто в рассказе Л. Н. Толстого «Котёнок» спас котёнка от собак?

Вася

Катя

кошка

Какая пословица выражает главную мысль сказки «Два Мороза»

Топор лучше шубы греет

Где тепло, там добро

Хочешь есть калачи, так не лежи на печи.

Кто в рассказе Чарушина «Страшный рассказ» напугал мальчиков

собаки

ёжик

волк

7.  Соедини правильно автора и его произведение

А. Милн

Винни-Пух и все-все-все

Г. Х. Андерсен.

Дюймовочка

Ш. Перро

Кот  в  сапогах

Х. К. Андерсен

Снежная королева

В. Гауф

Карлик Нос

К. Чуковский

Муха -Цокотуха

А. Лингрен

Пеппи Длинныйчулок

8. «Волшебный сундучок»

В этом волшебном сундучке собралось много сказочных предметов. Попробуй узнать по ним сказку.

  1. Хрустальная туфелька («Золушка)
  2. Горошина. («Принцесса на горошине»)
  3. Осколок зеркала («Снежная королева»)
  4. Веретено («Спящая красавица»)
  5. Красивая шапочка. («Красная шапочка»)
  6. Скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка»)
  7. Книжка скартинками. («Гуси – лебеди»)
  8. Бусы из ракушек и морской цветок. («Русалочка»)

9. Конкурс «Путешествия» (на листочках наждой команде, а в это время конкурс с болельщиками.

За медом Винни-Пух _____________________________ на   воздушном  шарике

 Из норы крота в теплые края Дюймовочка__________________на  ласточке

 На крышу Малыш ________________________________________на  Карлсоне

 На юг лягушка-квакушка ___________________________________на  утках

10. Конкурс «Не зевай, помогай»!

1. Кого согласно русской пословице, ноги кормят? (волка)

2. На чем приносит новости сорока (на хвосте)

3. Что летит когда лес рубят? (щепки)

4. Что называют зеркалом души? (глаза)

5. У чего, согласно поговорке есть уши? (у стен)

6. Какому коню советуют не смотреть в зубы? ( дареному)

7. Что делает с рублем копейка? (бережет)

8. Кто платит дважды? (скупой)

11. Создание сказочного словаря.  Конкурс капитанов

-- А теперь скажите, какие словари вы знаете? (Толковый, орфографический, словарных слов, иностранных слов и т.д.) Давайте создадим новый  Невероятный  Сказочный словарь! Придумайте по 5 необычных слов и, по возможности, забавно объясните их. Капитаны работают.  В это время команды сочиняют сказку.

12. Сочиняем сказку.

--Молодцы! Много очков заработала каждая команда!

А теперь давайте сами попробуем сочинить сказку. С каких слов обычно начинается сказка? Но есть и другие зачины. Каждой команде я дам лист. На нём написаны слова, они помогут вам. Слушайте музыку и сочиняйте сказку!

Текст на листке.

Сказка   про  ________ .

Однажды шёл  ____________ . По дороге он нашёл _______________ , взял и понёс царю. Пришёл  ______________  во дворец. Кругом слуги царские с топорами да с копьями. Испугался  _____________ , хотел было ____________ , как вдруг _____________ из-за ________________ выскочил и давай ____________________ . Глянул на ______________ и __________________ . Поблагодарил царь умного __________________    и он отправился домой. Стал жить-поживать и ___________________________ .  

После написания команды зачитывают свои сказки.

-- Чудесно! Интересные и весёлые сказки у вас получились!

Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов. Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

Урок литератрурного чтения Сказки народные и литературные 2 класс

На данном уроке сопоставляются сказка В.И. Даля "Девочка-снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...