Знакомство с произведением Михаила Михайловича Пришвина «Выскочка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Волкова Светлана Николаевна

        Данное мета предметное занятие «Содержание и форма» было проведено на районном конкурсе «Учитель года -2011» при изучении нового материала в 3 классе по произведению Пришвина «Выскочка», где было высоко оценено коллегами.

     В рамках подготовки к деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов  была выбрана тема: «Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения».

      Ведущая педагогическая идея опыта – внедрение проектной деятельности в  методику обучения младших школьников литературному чтению, где в течение всего урока используется принцип дифференцированного и индивидуального обучения.

  Общая дидактическая цель по типу урока:

Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН на практике, осуществлять их перенос в новые условия.

         Образовательная цель: Создать условия для формирования умения осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения М.Пришвина «Выскочка»;

Предметные:1) создать условия для формирования: умения пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации; развития уровня читательской компетентности, т.е. овладения техникой чтения вслух и про себя.

Развивающие:2)Создать условия для развития речи посредством осознанного речевого высказывания в соответствии с задачами проектной компетенции.       (Мета предметные требования к результату)

Воспитательные:3)Создать условия для развития: самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности со взрослыми и сверстниками;  формирование установки на повышение мотивации к творческому труду, работе на результат. (Личностные требования к результату)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.doc.docx26.94 КБ
Файл prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku_uchitelya_goda.pptx909.96 КБ
Файл prilozheniya_k_uroku.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

   Волковой Светланы Николаевны учителя МКОУ «СОШ пгт Нема»  

           Общая тема:     Знакомство с произведением  Михаила Михайловича Пришвина «Выскочка». Мета предметное занятие: «Содержание и форма»

Тип урока: «Изучение нового и первичное закрепление»

          Общая дидактическая цель по типу урока:

Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН на практике, осуществлять их перенос в новые условия. 

         Образовательная цель: Создать условия для формирования умения осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения М.Пришвина «Выскочка»;

Предметные:1) создать условия для формирования: умения пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации; развития уровня читательской компетентности, т.е. овладения техникой чтения вслух и про себя.

Развивающие:2)Создать условия для развития речи посредством осознанного речевого высказывания в соответствии с задачами проектной компетенции.       (Мета предметные требования к результату)

Воспитательные:3)Создать условия для развития: самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности со взрослыми и сверстниками;  формирование установки на повышение мотивации к творческому труду, работе на результат. (Личностные требования к результату)

Структура урока:

1. Организация начала урока  

2.  Актуализация                                  

 3.  Целеполагание и мотивация.      

4.  Первичное    усвоение материала.

5. Осознание и осмысление.

6.Первичное закрепление

  практическая работа.

7. Рефлексия.                                                                            

Формы организации познавательной деятельности:

Групповая,  парная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: На уроке использованы наглядные, словесные и практические методы, основной метод практический - проектная деятельность.

 Реализация методов осуществлялась через: диалог с обучающимися, демонстрацию презентации, дифференцированную работу. Основной метод практический - проектная деятельность.

I.Организационный момент.

 Вот и прозвенел звонок,

 Начинается урок.

 Очень тихо вы садитесь

 И работать не ленитесь.

 - Добрый   день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится вокруг нас и в душе каждого человека. Давайте представим себе, что ваши ладони – это маленькое зеркальце. Посмотрите в него, улыбнитесь себе!  А теперь улыбнитесь друг другу.

Хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось до конца  урока.

II.Актуализация

-Сегодня на уроке вам нужно быть особенно собранными и внимательными, в течение урока будет несколько проверочных тестов.

  -Мы постараемся с вами раскрыть  содержание нового произведения через разные формы работы.

-Всем ли понятно,  что такое – содержание произведения? (Ответы учащихся.)

-Форма – это способ передачи данного содержания.

Сегодня мы будем говорить о писателе, с творчеством которого вы уже знакомы.

         -Узнайте фамилию писателя.  (Игра 3-й лишний.)  На доске  - портреты писателей: Пришвин М.М., Пушкин А.С., Есенин А.С.  Названия произведений: Кладовая солнца, стихи, литературные сказки в стихах.

Соедините книги и портреты писателей. Найдите  3-го лишнего. Обоснуй ответ. (Лишний Пришвин, т.к. он писал в прозе, а Есенин и Пушкин в стихах).

 Михаил  Михайлович Пришвин (1873 -1954)                                                  Слайд

III.     Целеполагание и мотивация.

-Что вы знаете об этом писателе? (Писал о природе).

-Всё ли знаете об этом человеке?

-Учитывая, что с творчеством этого автора вы уже знакомы, поставьте цель.

Выберите подсказку и закончите предложения:                                          Слайд

1) познакомиться…, расширить…

2)учиться или знать.

Итак, цель: 1)Расширить знания  биографии писателя, знания о природе,

2)познакомиться с новым произведением М.М. Пришвина            Слайд

IV.  Первичное усвоение материала

А)  - А сейчас на карточках вы читаете фрагменты из биографии писателя и карандашом выставляете пометки на полях

V  - уже знал                                                                                       Слайд

+  - узнал новое

?  - хочу узнать.      (Приложение 1.)

 Проверка .-Что узнали нового?

-Сегодня мы познакомимся  с новым для вас произведением.

-А вот кто станет героем произведения,  которое мы будем читать сегодня, вы узнаете, прочитав  текст.

-Чтение вслух (хором) цепочкой текста о сороке.

Б)  - О ком будем читать?

-Что нового вы узнали о сороке?

В) А как звали сороку в рассказе М.Пришвина, вы узнаете, если сориентируетесь в данной записи.   Приложение 3.

Так же называется и произведение?.

-Какое это произведение и как вы его определили?

 (Произведение называется «Выскочка») 

-Чтобы его определить, надо было последовательно соединить между собой буквы, написанные пунктиром.

 -Прежде чем знакомиться с произведением поработаем со словарём ( в группах)

Г) Толкование новых слов 

-Найдите в толковых словарях Ожегова и Даля трудные для понимания  слова и выражения. Выскочка. Бдительность. Улучила. Поскакала дуром . С заскоком и пыльцой в голове.

Соревнования - кто быстрее найдет толкование слова.

Проверка работы.

Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Даля)

Бдительность – постоянное насторожённое внимание.

Б.-синонимы: внимательность насторожённость. (Словарь С.И.Ожегова)

Улучила - нашла подходящее время (словарь  С.И.Ожегова)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая (Словарь В.И.Даля).

С заскоком и пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

Д) Первичное  восприятие текста.

-После прочтения постарайтесь ответить на вопрос:

-Почему автор назвал своё произведение «Выскочка»?

-Будьте внимательны, запоминайте   всё, после прочтения будет проверочный тест. (Читают сильные ученики.)

 Вопросы на  первичное осознание текста.

-Ребята, понравилось  ли вам новое произведение Пришвина?

-Что именно?

-Определите его жанр?

-Так почему же автор назвал свой рассказ «Выскочка»?

-Как она хотела отобрать косточку у собаки?

-Почему ей это не удалось?

-Как выскочка лишилась хвоста?

V. Осознание и осмысление прочитанного

   А) Физкультминутка.

 На физкультминутке мы выявим, кто более внимательно слушал новое произведение.

-Присядьте столько раз,  сколько было сорок в стае.       (7)

Сделайте такое количество наклонов, сколько косточек  досталось Вьюшке до обеда.                                                                                       (2)

-Потянитесь столько раз, сколько прилетело к выскочке,  когда она осталась без хвоста.                                                                                    (6)

Б)  Работа с карточками на понимание содержания

-Проверим вашу внимательность

-Рядом с предложениями, которые  соответствуют содержанию текста поставьте знак «+».

Карточка      голубого  цвета                                                         Слайд

Поднимите руку,  кто справился с заданием без ошибок?

В)  Итак, сегодня мы постараемся передать содержание рассказа через  разные формы работы с текстом.

Как вы думаете, каким образом вы смогли бы передать  содержание рассказа?

     (-Пересказать текст;составить план, иллюстрировать, составить картинный план, диафильм.)

-Это всё  разные формы  передачи одного рассказа.

-А какая из этих форм передачи содержания рассказа может повлиять на развитие вашей памяти?  Связной речи? (Пересказ).

-Как вы думаете,  что  необходимо  сделать на уроке, чтобы подготовиться к пересказу?

(Прочитать, разделить на части, составить план, схему)

- Прочитайте ещё раз  содержание рассказа. Подумайте, на сколько смысловых частей и каких вы бы разделили текст рассказа для краткого пересказа.

  Самостоятельное чтение детьми рассказа Пришвина.

    (В это время учитель начинает готовить схему на доске)

-На сколько частей вы предлагаете разделить для краткой передачи содержания рассказа?  (5) (Ответы и обоснование детей)

-Я согласна с вами у меня тоже 5 смысловых частей.

VI.Первичное закрепление.

А) - Я предлагаю вам поработать в парах и расставить пункты плана так, чтобы они соответствовали содержанию рассказа. (Расставьте порядковые номера у каждого пункта плана).  Приложение 6  .                                                                      Слайд

Б) Для того чтобы лучше усвоить содержание произведения. Какой можно ещё составить план?   (Подробный или картинный.)

Я предлагаю вам выполнить один общий проект -  картинный план.

У нас с вами 5 частей и 5 групп учащихся.

Каждая группа несёт ответственность за свою часть плана-проекта.

Чтобы работа была эффективна и быстра,  предлагаю вам использовать заготовки. Вам необходимо выбрать те рисунки, которые соответствуют содержанию именно вашей части рассказа. Вам будет легче справиться с задачей, если вы распределите роли в группах.                                                                                                                          1.  Сценарист – подбирает несколько предложений   для краткой передачи  части      рассказа

2.  Аппликатор – вырезает необходимые  детали для изображения содержания части

3.  Ответственный за монтаж  наклеивает.

Режиссёр направляет и контролирует работу творческой группы.      Слайд

- А чтобы работа была успешной, помните и постарайтесь придерживаться правил дружной работы.                                     Приложение 7.                                                                                                      

Важно соблюдать принципы перемещения членов команды на разные позиции при выполнении задания.

Итак, наша главная задача передать содержание рассказа единым картинным планом.

 Вы кратко в нескольких предложениях передаете содержание частей, если же вы не успеваете сделать это письменно, то будьте готовы в устной форме передать содержание, каждый своей части.  

1группа прочитайте вслух свою часть.

2 группа…Через 5 минут каждая группа выходит защищать свой проект.

VII. Защита проектов.

Получился ли у нас картинный план?

Оцените свою работу.

-Как вы думаете, она поможет вам при  подготовке пересказа дома?

VIII. Итог урока.

 Итак:

- Какие формы передачи содержания рассказа мы сегодня использовали на уроке?

-Составление структурной схемы,  картинного плана, иллюстрации. Устную и письменную.

Понравилась ли вам своя  работа  на уроке?

Подумайте, какую главную мысль хотел донести писатель, передавая содержание рассказа своим слушателям?

Быть вместе, держаться друг за друга помогать.

 Вспомните другие сказки или произведения, где один тоже не смог осилить, а вместе выполнили работу.

Домашнее задание по выбору:                                               Слайд

Подготовить краткий пересказ.

Подготовить пересказ рассказа от лица Вьюшки или Выскочки.

Придумать продолжение истории с хорошим концом.

Рефлексия.

 Покажите значком своё настроение  после проведения урока, как вам работалось в группах и почему? (солнышко – тучка)

- Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Узнай фамилию писателя вспомни алфавит 17 18 10 26 3 10 15

Слайд 4

Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954

Слайд 5

Поставьте цель на урок 1) познакомиться , расширить… 2) учиться или знать…

Слайд 6

Цель: 1) Расширить знания биографии писателя, знания о природе. 2)Познакомиться с новым произведением Пришвина М.М.

Слайд 7

V - уже знал + - узнал новое ? - хочу узнать .

Слайд 9

Михаил Михайлович Пришвин В Ы К С Ч К О А

Слайд 10

Выскочка - С заскоком и пыльцой в голове- Бдительность- Улучила- Поскакала дуром . Найди значение в толковом словаре:

Слайд 11

Словарь : Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам. Бдительность – постоянное настороженное внимание. Улучила – нашла подходящее время. С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая. Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.

Слайд 12

Проверь себя + - + + - Прекрасно служила у нас сторожем. Грустная собачка эта Вьюшка. Дело было поздней осенью. Вьюшка замысел Выскочки хорошо понимала. Бесхвостая Выскочка прыгнула под ближайший куст.

Слайд 13

Проверка: 3 Выскочка. 1 Вьюшка п олучила подарок. 2 Украденная косточка. 5 Выскочка осталась без хвоста. 4 Хитрость Вьюшки.

Слайд 14

Найди в толковом словаре:

Слайд 15

Распределение ролей в группах: Сценарист - подбирает несколько предложений для краткой передачи части рассказа. Аппликатор – вырезает. Ответственный за монтаж наклеивает. Режиссёр направляет и контролирует работу творческой группы.

Слайд 16

Правила успешной работы: В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров». Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющей проектное задание. Важно соблюдать принципы перемещения членов команды на разные позиции при выполнении задания.

Слайд 17

Домашнее задание по выбору: 1)Подготовить краткий пересказ. 2)Подготовить пересказ от лица Вьюшки или Выскочки. 3)Придумать продолжение истории.

Слайд 18

Быть вместе держаться друг за друга, помогать



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Карточка для индивидуальной работы:

     М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873 г в семье купца в имении Хрущёво Орловской губернии. Учился в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет. Получил специальность агронома и вернулся в Россию.  Работал агрономом, корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем  и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных языковедов, изучая фольклор народов севера.

   К писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Его произведениям присуще глубокое и острое чувство природы, умение видеть и понимать её красоту и законы.

Первая детская книжка «Матрёшка в картошке» вышла в 1925 г. затем увидели свет и другие произведения: «Ярик»,  «Ёж», «Луговка», «Лисичкин хлеб»» сказка – быль «Кладовая солнца» и др.

Приложение 2.

Карточка для  фронтальной работы в классе.

   У птицы есть прозвище – белобока.

    Всем известна её привычка красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещётка, сплетница, воровка, разбойница.

Приложение3.

в  м    ы   л   д  с   к   т   о  б  ч    к   а    (буквы записаны в  кружках на доске сплошными и пунктирными линиями или разным цветом)    

     

Б

К

О

Приложение 4.

Карточка      голубого  цвета

  .

  .

  .

  .

  .

Прекрасно служила у нас сторожем

Грустная собачка эта Вьюшка.

Дело было поздней осенью.

Вьюшка замысел Выскочки хорошо понимала.

Бесхвостая Выскочка прыгнула под ближайший куст.

Самопроверка                                                                                                 Слайд

    +

    -

   +

   +

   -

Прекрасно служила у нас сторожем

Грустная собачка эта Вьюшка.

Дело было поздней осенью.

Вьюшка замысел Выскочки хорошо понимала.

Бесхвостая Выскочка прыгнула под ближайший куст.

Приложение 5

   

Приложение 6.

Выскочка.

Вьюшка получила подарок.

Украденная косточка.

Выскочка осталась без хвоста.

Хитрость Вьюшки.

Проверка                                                                                          

 3

 1

 2

 5

 4

Выскочка.

Вьюшка получила подарок.

Украденная косточка.

Выскочка осталась без хвоста.

Хитрость Вьюшки.

Приложение 7.

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  • Каждый должен получать удовольствие  от чувства уверенности в себе.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров».
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющей проектное задание.

                                       

Приложение 8.

У


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Михайлович Пришвин

Презентация по теме "Творчество М.М.Пришвина"...

Задание к уроку внеклассного чтения на тему: "Рассказы Михаила Михайловича Пришвина"

Задание к уроку внеклассного чтения на тему: "Рассказы Михаила Михайловича Пришвина". 2-3 класс. Выдаётся за 1-2 недели до урока, ответы оформляются в тетради по внеклассному чтению....

Михаил Михайлович Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин — русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении все...

Михаил Михайлович Пришвин. Биография.

М.М. Пришвин, краткая биография...

Презентация по теме: "Художественно- познавательная литература 20-30-х годов. Творчество Михаила Михайловича Пришвина и Бориса Степановича Житкова".

Художественно- познавательная              литература 20-30-х годов. Презентация создана для педагогов образовательных учреж...

Михаил Михайлович Пришвин

Биография русского писателя М.М. Пришвина....

Методическая разработка к уроку: литературное чтение 4 класс. Тема: "Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»"

Создание благоприятных условий для знакомства и анализа произведения М.М. Пришвина «Выскочка»...