Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (приложение к рабочей программе)
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Погодина Нина Петровна

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению является приложением к рабочей пограмме по литературному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Екатериновка муниципального района Красноярский Самарской области

Утверждаю:                                                                      Согласовано:                                                          Рассмотрено

Директор школы                                                          Зам.директора по УВР                                       на заседании МО

_________Бореева Н.А.                                                   ______ Захарова И.А.                                       протокол от

«___»_________201  г                                                  «___»__________201  г                                       «___»_________201  г

 Календарно-тематическое планирование

 по литературному чтению

(приложение к рабочей программе)

3 класс

Учитель начальных классов:

                                                                                                                                                                                                                      Погодина Н.П.

2015- 2016 г.

                                                

  Календарно-тематическое  планирование по литературному чтению 3 класс (170часов)

п/п

п/т

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

I четверть (45часов)

1

1

Вводный урок. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника

Познавательные УУД:    пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемые в учебнике для передачи информации, анализировать научно – познавательный текст, выделять в нём главную мысль

Регулятивные УУД:   сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с материалом урока в процессе его изучения, формулировать вместе с учителем задачу урока.

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учебника на основе научно познавательной статьи, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения.

Личностные УУД:   проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила обложки и закладки для учебной книги.  

Книги - мои друзья (4ч)

2

1

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха

Познавательные УУД:    пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемые в учебнике для передачи информации, анализировать научно – познавательный текст, выделять в нём главную мысль

Регулятивные УУД:   сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с материалом урока в процессе его изучения, формулировать вместе с учителем задачу урока.

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учебника на основе научно познавательной статьи, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения.

Личностные УУД:   проявлять бережное отношение к книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила обложки и закладки для учебной книги

3

2

Б. Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров»

4

3

Первая Азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии

5

4

Проект «Мы идём в музей книги»

Жизнь дана на добрые дела (21 ч)

6

1

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг

      Познавательные УУД:   перерабатывать полученную информацию на уроке из разных источников, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения; давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом,  соотносить то, что уже известно, то то, что ещё неизвестно, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре, оформлять свою мысль в устной речи

Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу обучения, делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.    

7

2

Пословицы разных народов о человеке и его делах

8

3

В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа

9

4

Н. Носов «Огурцы». Смысл поступка

10

5

Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя

11

6

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро»

12

7

М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка

13

8

М. Зощенко «Не надо врать». Пересказ

14

9

Л. Каминский «Сочинение». Анализ рассказа

15

10

Составление отзыва на книгу. Обсуждение отзыва в группе

16

11

М. Зощенко «Через тридцать лет». Поступок героя

17-18

12-13

 

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях

19

14

Самостоятельное чтение. Н. Носов «Трудная задача».

20

15

Н. Носов «Трудная задача». Анализ рассказа.

 21-22

 16-17

 

Семейное чтение. Притчи

23

 18

 

Наш театр. В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано»... Инсценирование

24

  19

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

25

20

Обобщение по разделу

26

 21

Проверочная работа

Волшебная сказка (15 ч)

27

1

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы

Познавательные УУД:    узнавать волшебные сказки, анализировать, группировать по известным признакам,

Регулятивные УУД:  формулировать вместе с учителем задачу урока, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока.

Коммуникативные УУД: работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре.

Личностные УУД:   осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывать мотивы выбора книг по своему интересу.

28

2

Русская сказка «Иван-царевич и серый волк». Особенности волшебной сказки

29

3

Русская сказка « Иван-царевич и серый волк». Характеристика героя

 30

4

В. Васнецов* «Иван-царевич на Сером волке». Рассказ по картине

 31

5

Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки

 32-33

6-7

 

Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки

 34-35

 8-9

 

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог

36

10

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки

37

11

Русская сказка «Морозко». Пересказ

38

12

Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки

39

13

Русская сказка « Белая уточка». Пересказ

 40

14

Русская сказка «По щучьему веленью». Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах

 41

 15

 

Наш театр. Русская сказка «По щучьему веленью». Инсценирование

 42

 16

 

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

43

17

Обобщение по разделу

 44

18

Проверочная работа

45

19

Анализ проверочной работы. Итоговый урок за четверть.

II четверть (35 часов)

Люби всё живое (22 ч)

 46

1

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература

Познавательные УУД:   перерабатывать полученную информацию на уроке из разных источников, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения; давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом,  соотносить то, что уже известно, то то, что ещё неизвестно, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре, оформлять свою мысль в устной речи

Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу обучения, делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.

 47

2

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы

48

3

К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста

49

4

 

К. Паустовский «Барсучий нос». Пересказ.

50

5

Текст из энциклопедии «Барсук».

 51

 6

 

В. Берестов «Кошкин щенок». Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение.

52

7

Б. Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.

 53

8

 

В. Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки

 54

 9

Создание текста по аналогии «Как муравьишке бабочка помогала добраться домой»

 55

 10

 Полонский «Муравьиное царство». Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Краткий пересказ

56

 11

Тим Собакин « Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения

57

12

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе

58

13

Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов

59

14

 

Самостоятельное чтение Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

60

15

Семейное чтение. Н. Носов «Карасик».

61

16

Наш театр. М. Горький «Воробьишко». Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов

62

17

Инсценирование произведения М. Горького «Воробьишко»

63

18

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

64

19

Обобщение по разделу

65

 20

Ответы на вопросы и выполнение заданий в учебнике

66

 21

Отзыв на книгу о природе

67

 22

Проверочная работа

Картины русской природы (13 ч)

68

1

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности

Познавательные УУД:   сравнивать художественный и научно – познавательный тексты; выявлять общее и различное в них, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения;

считывать информацию с предложенных в учебнике схем, обобщать изученный материал на более высоком уровне.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре.

Личностные УУД: делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах.

69

2

И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине

70

3

Н. Некрасов «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение

71

4

М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа

72

5

Ф. Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа

73

6

А. Фет «Осень». Настроение стихотворения

74

7

И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи

75

8

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе

76

9

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки

77

10

 

Семейное чтение. К. Паустовский «В саду уже поселилась осень.».. «Краски осени»

78

11

Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов «Парк».

А. Саврасов «Зима»

79

12

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

80

13

Обобщение по разделу.

III четверть (50часов)

Великие русские писатели (30 ч)

 81

1

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация

Познавательные УУД:   перерабатывать полученную информацию на уроке из разных источников, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения; давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом,  соотносить то, что уже известно, то то, что ещё неизвестно, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре, оформлять свою мысль в устной речи

Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу обучения, делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.

 82

2

Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Краткий пересказ

 83

3

А. С. Пушкин « Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения

 84

4

И. Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи

 85

5

А. С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера

 86

6

Ю. Клевер «Закат солнца зимой». Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи

 87

7

А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета...» П. Брейгель «Зимний пейзаж». Сравнение произведения литературы и произведения живописи

 88

8

В. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине

 89

9

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой

 90

10

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Нравственный смысл литературной сказки

 91

11

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» . Особенности сюжета. Структура сказочного текста

 92

12

А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане...» . Характеристика героев произведения

 93

13

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» . Особенности языка лит-ой сказки

 94

14

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» . Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи

 95

15

Урок работы с книгой. Сказки А. С. Пушкина

 96

16

И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина

 97

17

И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням И. А. Крылова

 98

18

И. А. Крылов «Слон и Моська». Особенности структуры басни

 99

19

И. А. Крылов «Чиж и голубь». Особенности структуры басни

 100

20

Великие русские писатели. Л. Н. Толстой. Краткий пересказ статьи

 101

21

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета

 102

22

Л. Н. Толстой « Лебеди». Составление плана

 103

23

Л. Н. Толстой «Акула». Смысл названия. Составление плана

 104

24

Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А. С. Пушкин,

Л. Н. Толстой, И. А. Крылов

 105

25

Самостоятельное чтение. Л. Н. Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра

 106

26

Л. Н. Толстой « Как гуси Рим спасли2. Особенности жанра

 107

27

Наш театр. И. Крылов «Квартет». Инсценирование

 108

28

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

 109

29

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?

 110

30

Проверочная работа

Литературная сказка (20 ч)

111

1

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ

Познавательные УУД:   перерабатывать полученную информацию на уроке из разных источников, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения; давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом,  соотносить то, что уже известно, то то, что ещё неизвестно, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре, оформлять свою мысль в устной речи

Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу обучения, делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.

112

2

В. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой

113

3

В. Даль «Девочка Снегурочка». Особенности литературной сказки

114

4

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко»

115

5

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев

116

6

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

117

7

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения

118

8

Переводная литература для детей. Выставка книг.

119

9

Переводная литература для детей. Б. Заходер «Винни-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы.

120

10

Р. Киплинг «Маугли». Особенности переводной литературы

121

11

Р. Киплинг «Маугли». Герои произведения

122

12

Дж. Родари «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы

123

13

Дж. Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки

124

14

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки

125

15

Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка»

126

16

Семейное чтение. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе»

127

17

Наш театр. С. Михалков «Упрямый козлёнок». Инсценирование

128

18

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

129

19

Обобщение по разделу.

130

 20

Проверочная работа

IV четверть (40 часов)

Картины родной природы (19 ч)

131

1

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение

Познавательные УУД:   сравнивать художественный и научно – познавательный тексты; выявлять общее и различное в них, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения;

считывать информацию с предложенных в учебнике схем, обобщать изученный материал на более высоком уровне.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре.

Личностные УУД: делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.

132

2

Б. Заходер «Что такое стихи». Особенности поэтического жанра

133

3

И. Соколов-Микитов «Март в лесу». Лирическая зарисовка

134

4

Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса»

135

5

А. Майков «Весна».

136

6

Е. Волков «В конце зимы». Анализ  ппроизведения живописи.

137

7

 Е. Пурвит «Последний снег».Анализ  ппроизведения живописи.

138

8

Приём контраста в изображении зимы и весны.

139

9

Сравнение произведений живописи и литературы.

140

 10

 

С. Есенин «Сыплет черёмуха..».

141

11

В. Борисов-Мусатов «Весна».

 142

12

 Сравнение произведений живописи и литературы.

143

 13

С. Есенин «С добрым утром!» Выразительное чтение стихотворения

144

 14

Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа.

145

 15

А. Васнецов «После дождя». Анализ  ппроизведения живописи.

146

16

И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу».Анализ  ппроизведения живописи.

147

17

Сравнение произведений искусства.

148

 18

 

О. Высотская « Одуванчик».

149

19

 З.  Александрова «Одуванчик».

150

20

Сравнение поэтических образов.

151

 21

М. Пришвин «Золотой луг».

152

22

М. Пришвин «Золотой луг».Работа с текстом.

153

23

 Сравнение поэтического и прозаического текстов.

154

 24

А. Толстой «Колокольчики мои, цветики степные..». Авторское отношение к изображаемому

155

 25

 

Саша Чёрный «Летом».

156

26

А. Рылов «Зелёный шум».

157

27

Сравнение произведений живописи и литературы.

158

 28

 

Ф. Тютчев «В небе тают облака..».

159

29

А. Саврасов « Сосновый бор на берегу реки». Анализ произведения живописи.

160

30

Сравнение произведений живописи и литературы.

161-162

 31-32

 

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе

163

 33

Самостоятельное чтение. Г. Юдин «Поэты»

164-165

 34-35

 

Я. Аким «Как я написал первое стихотворение». Очерковая литература

166

 36

Итоговая контрольная работа.

167

 37

«Праздник читательских удовольствий» Обобщающий урок.

168

38

Обобщение пройденного материала за год.

169-170

39-40

Резервные уроки

Диагностика качества освоения темы: «Жизнь дана на добрые дела». Тех. карта №2.

Цели:

• Установить степень освоения данной темы, а именно умения:

— собирать пословицу;

— выбирать пословицы о добрых делах;

— определять авторов и произведения, изученные в теме;

— писать рассказ на тему «Жизнь дана на добрые дела»;

— выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Контрольное задание

1. Подберите к каждой пословице её продолжение и укажите его стрелкой. Запишите те пословицы, в которых говорится о добрых делах.

Доброму                          против добра

Доброе дело                     в воде не тонет

Не устоять худу                а там и науки

Доброе дело и                   добрая память

Сперва аз да буки              ходит в серебре

Кто живёт в добре, тот       крепко

2. Соотнесите названия произведений и авторов.

«Огурцы»                              М. Зощенко

«Напутственное слово»         В. Драгунский

«Не надо врать»                     Л. Каминский

«Сочинение»                           В. Даль

«Через 30 лет»                         Н. Носов

3. Составьте и запишите в творческую тетрадь свой рассказ

на тему «Жизнь дана на добрые дела».

 

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— собирать пословицу;

— выбирать пословицы о добрых делах;

— определять авторов и произведения, изученные в теме;

— писать рассказ на тему «Жизнь дана на добрые дела».

 Диагностика качества освоения темы : « Волшебные сказки». Тех. карта №3.

Цели:

• Установить степень освоения данной темы, а именно умения:

— формулировать значение слова «присказка»;

— определять из предложенных текстов текст присказки;

— определять признаки волшебной сказки;

— определять способ нахождения книги в библиотеке;

— выделять признаки волшебной сказки.

Контрольные задания

Учебник, с. 94—95.

1. Допишите предложение:

Присказка — это … (короткий шутливый рассказ перед началом сказки).

2. Прочитайте предложения и подчеркните присказку:

• Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

• На море, на окияне, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идёт — песню заводит, вниз идёт — сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а вся сказка впереди.

• Жили - были старик со старухой.

• За тридевять земель, в тридесятом государстве.

• Стали жить - поживать да добра наживать.

• Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.

3. Расскажите, как найти в библиотеке книгу «Большая книга русских волшебных сказок».

4. Определите признаки волшебной сказки, которые вы наблюдали в этих произведениях, и укажите каждый, используя знак «+»:

Параметры сравнения

«Иван царевич и Серый волк»

Параметры сравнения

«Иван царевич и Серый волк»

«Летучий корабль»

«Белая уточка»

Волшебные герои

Волшебное место действия.

Волшебные превращения

Волшебные предметы.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— формулировать значение слова «присказка»;

— определять текст присказки;

— определять способ нахождения книги в библиотеке;

— выделять признаки волшебной

Диагностика качества освоения темы: « Люби всё живое». Тех. карта №4.

Цели:

• Установить степень освоения данной темы, а именно умения:

— определять автора и жанр произведения;

— формулировать значение понятия «юмористическое произведение»;

— определять тип текста;

— формулировать и писать фразу-конструкт. 

Контрольная работа

1. Определите фамилию автора и жанр каждого произведения и напишите.

Произведение

Автор

Жанр

«Барсучий нос»

К. Паустовский

художественный рассказ

«Барсук»

статья из энциклопедии

«Вредный кот»

Б. Заходер

юмористическое стихотворение

«Приключения Муравьишки»

В. Бианки.

художественный рассказ

«Серая Шейка»

Д. Мамин-Сибиряк

художественный рассказ

«Муравьиное царство»

О. Полонский.

Научно-познавательный рассказ

2. Допишите предложение:

Детские юмористические произведения — это… (весёлые, забавные) произведения, написанные специально для… (детей).

3. Прочитайте отрывок, определите тип текста. Напишите каждую фразуконструкт, используя фрагменты текста.

1) «Шкурка тёмная, бархатистая. Голова большая, вытянутая, на конце подвижный хоботок. Небольшие уши и очень маленькие глазки-бусинки. Да это же землеройка! Она очень походит на мышку, но на самом деле больше родня кроту и ёжику. Их ещё называют бурозубками — кончики зубов у них красновато-коричневые. Это самый маленький хищник, который живёт на Земле. Весит всего 2—3 грамма».

Это… текст, потому что…

2) «Маленькая шалунья была очень красива: тёмная бархатная шубка сверкала на солнце. Таких удивительных глаз не было ни у кого — чёрные, живые…»

Это… текст, потому что…

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— определять автора и жанр произведения;

— формулировать значение понятия «юмористическое произведение»;

— определять тип текста;

— формулировать и писать фразу-конструкт.

 Диагностика качества освоения темы: « Картины русской природы». Тех. карта №5.

Цели:

• Установить степень освоения данной темы, а именно умения:

— определять автора произведения по фрагменту текста;

— определять в тексте средства художественной выразительности;

— давать определение лирическим произведениям.

Контрольная работа

1. Определите автора каждого фрагмента текста. Соедините стрелкой фамилию автора произведения с отрывком из его текста. Прочитайте фрагмент, назвав автора.

Автор произведения

Строчка произведения

Т. Коти

Лёд неокрепший на речке студёной,

 Словно как тающий сахар, лежит.

К. Бальмонт

Мы ж, лёгкое племя,

 Цветём и блестим

 И краткое время

 На сучьях гостим.

И. Бунин

С вечера всё спится

 На дворе темно.

Лист сухой валится,

 Ночью ветер злится

 Да стучит в окно.

А. Фет

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

 На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло.

Ф. Тютчев

Летит пушистая

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Н. Некрасов

Пусть снежинки колкие

 Пляшут и звенят,

 Снова жду на горке я Школьников - ребят.

.

2. Учебник, с. 144—151. Н. Некрасов «Славная осень!..», Ф. Тютчев «Листья», А. Фет «Осень», И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка».

Определите средства художественной выразительности каждого произведения; результат оформите в виде таблицы.

Параметры сравнения

Эпитет

Сравнение

Олицетворение

Н. Некрасов «Славная осень!..»

Ф. Тютчев «Листья»

А. Фет «Осень»

И. Бунин «Первый снег»

К. Бальмонт «Снежинка»

3. Допишите предложения:

• Для того чтобы написать лирический текст, надо… (использовать алгоритм). • Произведение называется лирическим, если... (в нём выражены чувства героя или автора).

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— определять автора по фрагменту текста;

— определять средства выразительности в тексте лирического произведения;

— составлять предложения о лирическом произведении.

 Диагностика качества освоения темы: « Книги - мои друзья». Тех. карта №1.

Цели:

• Установить степень освоения данной темы, а именно

умения:

— составлять список произведений, прочитанных летом;

— определять автора высказываний;

— реконструировать текст;

— формулировать определения;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью

 

Контрольная работа

1. Напишите названия произведений (с указанием авторов), которые вы прочитали летом.

2. Определите автора высказываний: «Книги — реки, способные напоить мудростью», «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее».

3. Впишите в текст соответствующие данные:

Первопечатник Иван …, напечатал первую книгу «…»в … году по приказу царя … . Книга печаталась в … . На её изготовление ушло … .

Первопечатник Иван Фёдоров напечатал первую книгу «Апостол» в 1564 году по приказу царя Ивана Грозного. Книга печаталась в Москве. На её изготовление ушло 10 месяцев.

4. Допишите предложение:

• Музей книги — это… .

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— составлять список произведений, прочитанных летом;

— определять автора высказываний;

— реконструировать текст;

— формулировать определение понятия

 Диагностика качества освоения темы: «Литературная сказка и народная сказка в авторской обработке». Тех. карта №7.

Цель:

• Установить степень освоения данной темы, а именно сформированные умения:

— определять автора произведения по фрагменту текста;

— описывать образ литературного героя;

— составлять и писать фразу - конструкт;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью.

1. Определите автора по фрагменту текста.

Автор произведения

Отрывок произведения

Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

Воробей Воробеич пробовал заходить в воду — по колена зайдёт, а дальше страшно делается.

Жил солдат, служил солдат. Отслужил свой срок — отпустили его на родину.

2. Составьте и напишите фразу - конструктор:

Снегурочка прошла все …, потому что … .

(Снегурочка прошла все испытания, потому что проявила сочувствие, доброту и заботу о друге.)

Рукодельница получила … от Мороза Ивановича, потому что … .

(Рукодельница получила награду от Мороза Ивановича, потому что она трудолюбивая, вежливая и заботливая.)

3. Опишите образ каждого литературного героя сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».

Рукодельница — … . (послушная, трудолюбивая, вежливая,

заботливая)

Ленивица — … . (злая, капризная, ленивая)

Мороз Иванович — … . (добрый, заботливый, справедливый)

Нянюшка — … . (требовательная, вежливая, строгая)  

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— определять автора произведения по фрагменту текста;

— описывать образ литературного героя;

— составлять и писать фразу - конструкт.

 Диагностика качества  освоения темы: «Литературная сказка зарубежных писателей». Тех. карта №8.

Цель -  установить степень освоения данной темы, а именно:

Определять:

- автора по фрагменту текста;

- основные качества героев;

- слова, имеющие отношение к понятию «сценарий».

  1. Определите автора по фрагменту текста и напишите его фамилию.

Автор произведения

Отрывок  произведения

Волк, привыкший носить своих волчат, может, если нужно, взять в зубы яйцо, не раздавив его

Закон Джунглей, веления которого всегда на чем-нибудь основаны, позволяет зверям охотиться на человека только тогда, когда они учат своих детенышей убивать.

Шел однажды с войны барабанщик. Был он очень беден.

Пеликаны опять разинули свои клювы, нагрузились овощами и поднялись в воздух вслед за Воробьем.

Шел дальше славный солдат, шел и бил в свой барабан каждый раз, когда нужно было положить конец какому-нибудь безобразию, восстановить справедливость или наказать злодея.

2. Опишите образ каждого героя Р.Киплинга «Братья Маугли».

 Отец Волк - …………………………………….(смелый, гордый, сильный)

Мать Волчица - ………………….(отважная, заботливая, добрая, любящая)

Шакал Табаки - …………………………… ( подлый, трусливый, лизоблюд)

Тигр Шер-Хан - ……………………………..(злобный, подлый, глупый)

3. Из предложенных слов выберите те, которые и имеют отношение к понятию «сценарий» и подчеркните их.

Действующее лицо, завязка, кульминация, образ героя, развязка, ремарка, реплика, сравнение,  синопсис, эпитет.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:        

• Определять:

- автора по фрагменту текста;

- образ литературного героя;

- слова, имеющие отношение к понятию «сценарий».

 Диагностика качества  освоения темы: « Картины родной природы». Тех. карта №9.

Цель:

• Установить степень освоения данной темы, а именно:

- определять автора произведения по фрагменту текста;

- определять в тексте средства художественной выразительности;

- формулировать высказывание о тексте описании.

1. Определите автора поэтических строк и напишите его фамилию.

Автор произведения

Строчка   произведения

Ф.Тютчев

«Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины! »

Саша Черный

«Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.»

Ф.Тютчев

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом»

А.Майков

«За селом на полной воле

Веет ветер- самолет.

там картофельное поле

все лиловеньким цветет »

С.Есенин

«В небе тают облака,

И, Лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное»

2.  Учебник, с.140- 152   А.Майков  «Весна», Ф.Тютчев «Весенняя гроза», С.Есенин «Сыплет черемуха снегом…», С.Есенин «С добрым утром», С.Черный «Летом».

Определите средства художественной выразительности каждого произведения и результат оформите в таблице:

Параметры сравнения

эпитет

сравнение

олицетворение

А.Майков  «Весна»

Ф.Тютчев «Весенняя гроза»

С.Есенин «Сыплет черемуха снегом…»

С.Есенин «С добрым утром»

С.Черный «Летом»

3. Допишите преджожения:

- Текст описание  - это  ....................................................................................................................

Текст  описание - это текст, который отвечает на вопрос, какой? В нем представлены признаки предмета, для описания которых используются эпитеты, сравнения и олицетворения.  

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:        

- определять автора по фрагменту текста;

- определять средства выразительности в тексте лирического произведения;

- формулировать высказывание о тексте описании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено в соответствии с ФГОС. Программа "Школа 2100", учебник "Капельки солнца", авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс по программе "Перспективная начальная школа".

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"....

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 1 класс по программе "Планета знаний".

Календарно - тематическое планирование  по  литературному чтению  1 класс по  программе "Планета знаний"....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс (по программе "Перспективная начальная школа")

календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс (по программе "Перспективная начальная школа")...