Урок- рассуждение по литературному чтению. Л. Пантелеев " Честное слово" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тарунина Оксана Леонидовна

Цели : познакомить детей с рассказом, обучать выборочному чтению. чтению по цепочке, развивать речь детей, познакомить с новыми понятиями "герой", "героизм", "честь", воспитывать чувство долга, нравственной стойкости.

 

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Проверка дом. задания.

Ребята. я просила вас написать небольшую творческую работу на тему " Настоящий герой-кто это?" Дети зачитывают свои работы, обсуждают, каким они видят настоящего героя, человека. который совершает геройский поступок и как они понимают, что такое "героизм". Учитель делает обобщение по работам детей, дети делают вывод, что главное в их работах.

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель зачитывает определение понятия "герой" по толковому словарю. "Герой- это человек, который совершил подвиг, рискуя своей жизнью для спасения людей"  Дети делают вывод , что значит герой это такой человек, который готов преодолеть свой страх в трудных обстоятельствах, перенести любые страдания и даже умереть.

4. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л. Пантелеева " Честное слово".  Слово об авторе, выставка книг. ( подготовлено группой детей заранее).  Ребята, сегодня мы постараемся ответить на вопрос, что такое "героизм" и кто такие герои.

Учитель читает текст.

Понравился ли вам рассказ? Чем? О ком он? Каким по-вашему вырастет этот мальчик? Давайте еще раз вернемся к содержанию текста, но перед этим давайте определим, какие слова в тексте вам были не понятны. ( Часовой. честь. отдать честь) Значение слов дается по толковому словарю.

5. Работа с текстом. Читают дети. Как случилось. что мальчик оказался поздно вечером один в саду? Прочитай. Почему рассказчик сначала хриел засмеяться, когда услышал, что с ним произошло, а потом "спохватился" и понял,что дело серьезное? Что думал рассказчик о старших ребятах и их поведении?Прочитай. Как сначала хотел рассказчик снять мальчика с караула и почему ему это не удалось? Какое решение принял рассказчик? Как к игре мальчика отнесся майор? Прочитай. Как изменилось поведение мальчика. когда он увидел военного? Почему майор. прощаясь с мальчиком сказал, что из него выйдет настоящий воин?

6. Характеристика героя.

Каким вы себе представляете этого мальчика? Расскажите. На доске вы видите слова. которые помогут вам дать характеристику героя. Выберите те слова. которые наиболее подходят к нему.Докажите свой выбор.  Откуда берутся в человеке такие качества? ( они воспитываются через его усилия, постепенно)  Можно ли назвать этого мальчика героем и сказать. что он совершил геройский поступок? Почему? ( Да, он хоть и плачет, но не уходит с поста. Боится, но держит слово)  Ребята. а из больших мальчишек могут вырасти герои? Докажите.

Так кто же по-вашему настоящий герой, тот. кто ничего не боится или тот. кто преодолевает свой страх и может помочь другому в трудных обстоятельсвах? Вы только подумайте, что пережил этот мальчик, оставаясь на посту.Но он дал слово. Не просто слово. а честное. Что значит быть настоящим человеком?

 На доске пословицы. Выберите те, которые наиболее подходят к рассказу. Объясните свой выбор. Какие же качества нужно воспитать в себе, чтобы вырасти героем? ( волю, храбрость. силу, учиться никого не бояться)

Чему учит этот рассказ?

7. Перенос на жизненную ситуацию

Ребята. а в нашем классе есть такие ребята?

Что вы можете рассказать о себе? Может у вас вжизни произошел случай, где вам надо было преодолевать свой страх, совершать геройский поступок? Расскажите.

Возможно, не все пока могут совершить что-то геройское, но у вас еще все впереди. Вы уже знаете, какие качества нужно в себе воспитывать, чтобы быть способным совершить геройский поступок.

8.Домашнее задание.

Творческая работа. " Какой геройский поступок  я совершил" Если вам кажется. что вы еще не совершили такого поступка, то может вы знаете человека. которого можно назвать героем. Напишите тогда о нем. Можно составить устный рассказ.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению Л. Пантелеев "Честное слово" для 3 класса.

Урок по литературному чтению Л.Пантелеев "Честное слово" для 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"...

Технологическая карта урока по литературному чтению Л. Пантелеев «Честное слово» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Цели деятельности учителя: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева «Честное слово»: формирование умение анализировать характеристику ге...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"", 3 класс, УМК "ПНШ"

Тема урока «Леонид Пантелеев «Честное слово»» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования представлен...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве ЛеонидаПантелеева. Задачи урока:Дидактиче...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово". Характеристика героев" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: рефлексии. Цель урока: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева«Честное слово»: формирование умение анализировать ха...

Технологическая карта урока литературного чтения «Леонид Пантелеев «Честное слово»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Леонид Пантелеев «Честное слово»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  произ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Л. Пантелеев "Честное слово"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель деятельности учителя:формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения Л. Пантелеева «Честное слово»: умение анализировать поступки героев, понимать гл...