Выступление "Использование ИКТ на уроках литературного чтения"
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Губанова Галина Васильевна

Подготовила Губанова Галина Васильевна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ПАНСИОН «ПЛЕСКОВО»

   Сообщение

на МО начальной школы

по теме:

«Использование  ИКТ на уроках литературного чтения».

Подготовила

Губанова Галина Васильевна

 Январь 2015г

  Творчество — это постоянное стремление вперед, к более совершенному, к новому и осуществление возникшего стремления. Делать завтра лучше, чем сегодня — вот девиз творчески работающего учителя

        В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.

       В условиях экономического и технического роста в стране меняется и видение результата образования, достичь которого возможно лишь, используя современные подходы, технологии, методы. Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны. При использовании компьютерных технологий в начальной школе у учеников формируется умение и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, для дальнейшего успешного обучения в средней школе. Такая работа может применяться по всем предметам, на внеклассных занятиях, родительских собраниях и т.д.

      В настоящее время у учащихся слабо развивается культура чтения, что отрицательно сказывается на их общем развитии. Трудно переоценить значение уроков литературного чтения в системе начального обучения. От того, какие знания, навыки и умения приобретают на этих уроках учащиеся, зависит эффективность обучения по всем предметам, и не только в начальной школе. Будет ли книга в жизни человека спутником, другом, советчиком, тоже во многом зависит от постановки классного чтения у младших школьников.    Уроки чтения для младших школьников — это своеобразное окно в мир, в область человеческий отношений. Здесь формируются такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание, чувство долга и многое другое.

     Трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Кроме того, с помощью данных технологий можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество. Активно проходит работа с фразеологизмами, скороговорками, загадками, пословицами и словарная работа. Глубокое изучение темы достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек. В данном случае компьютер является информационно-обучающим пособием.

     В обучении, сегодня, особенный акцент ставится на собственную деятельность ребёнка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную поддержку и помощь.

       Информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путём сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. При ознакомлении с творчеством писателей мы используем Интернет–ресурсы, где можно найти редкие фотоснимки, качественные портреты, детские фотографии, а также рукописные работы. На уроках литературного чтения часто используем приём  иллюстрирования учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Эти иллюстрации  можно используем в программе PowerPoint для создания диафильмов по данному произведению. Хорошо проходит данный вид работы в группах. В результате дети точнее усваивают последовательность событий, что помогает им при пересказе произведения. Известно, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Наиболее запоминающимся будет рассказ учителя при сопровождении мультимедийной презентации, выполненной в программе PowerPoint. Через Интернет-ресурсы, сканирование архивных материалов урок насыщен историческими фактами, удивительными для детей младшего школьного возраста. На экране могут также появляться определения, схемы, даты, имена известных людей, которые ребята записывают в тетрадь. Учитель не тратит время на повторение и успевает рассказать гораздо больше, а каждый ребёнок работает в своём темпе, получая информацию по всем каналам (зрительному, слуховому, тактильному). Ни для кого не секрет, что круг чтения современных детей ограничивается школьной программой. Младших школьников часто пугает объём предложенной книги. Поэтому задача учителя заинтересовать ребёнка книгой, представить доступный круг чтения во всём его многообразии и привлекательности. Многие детские произведения экранизированы, это даёт возможность использовать фрагменты фильмов на уроках литературного чтения. Просмотр кинофильма может опережать чтение произведения, привлекая внимание детей к сюжету, а может использоваться при обсуждении поступков, характера героев. Экранизацию произведения можно использовать и на этапе закрепления пройденной темы.

      Не всегда у учителя хватает времени для подготовки презентаций к каждому уроку, поэтому мы рекомендуем на уроках литературного чтения использовать готовые электронные пособия: энциклопедии, учебники, словари. Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках урока появляются неограниченные возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Учителями в своей практике применяются различные электронные пособия, разработанные в Институте электронных программно-методических средств обучения, также пособия, изготовленные самими учителями. Презентации, приготовленные к урокам литературы, помогают учащимся образно представить изучаемое произведение любого жанра. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся.

Литература

  1. Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования// Школьные технологии. - 2004. - № 5. -С.59.
  2. Тананыхина Ю.А.Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».-2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...