Проблемы в реализации программы ФГОС НОО МБОУ СОШ
материал для подготовки к егэ (гиа) по чтению на тему

Велижанина Татьяна Григорьевна

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_vystuplenie.doc53 КБ
Office presentation icon problemy_v_realizatsii_noo.ppt1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Проблемы в реализации программы ФГОС НОО

МБОУ СОШ

(Велижанина Татьяна Григорьевна)

       Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения,  в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.  

       Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

      Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

        В 2012 – 2013 учебном году федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) реализуется в первых  классах общеобразовательного учреждения п. Малиновский.

Любой инновационный процесс неизбежно связан с постановкой и разрешением проблем. Проблемой преимущественно называется вопрос,             не имеющий однозначного решения. Неопределённостью проблема отличается от задачи, для её решения не достаточно собственных ресурсов. Проблема решается с привлечением ресурсов со стороны.

Сложившаяся система деятельности образовательного  учреждения в целом обеспечивает условия введения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Переход на новый образовательный стандарт потребовал серьёзных изменений на начальной ступени образования, в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива. Эти изменения касались, прежде всего, самого процесса образования в начальной школе от материального оснащения и кадрового ресурса до новых методических подходов и  требований к урокам (не только чему учить, но и как учить).  Итоги 1,5 лет обучения показали, что переход на новый стандарт для коллектива МБОУ «Малиновской средней общеобразовательной школы» не был болезненным. Исходя из собственного опыта, мы выделили ряд существующих при этом проблем.

1. Нормативно-правовое обеспечение 

  1. Реализация требований ФГОС НОО осуществляется через основную образовательную программу, которая разрабатывается на основании примерной программы, реализуемых УМК, а так же с учетом особенностей ОУ. На этапе разработки основной образовательной программы сложность была в том, чтобы перевести теоретические знания в плоскость работы своего образовательного учреждения – оторваться от примерной ООП и увидеть специфику своей школы, сделать так, чтобы программа реально работала. И мы должны были добиться, чтобы, например, программу формирования УУД учителя писали не просто ради отчётности, а для обеспечения эффективности собственной работы. Эта программа разрабатывалась и реализовывается впервые в воспитательно-образовательном процессе школы. Процесс составления ООП был длительным и трудоемким. Тем не менее, при непосредственном участии и поддержке КРИПКиПРО в лице кафедры начального общего образования мы с этой работой справились. Теперь предстоит работа по составлению комплексной программы внеурочной деятельности.

2. Финансово-экономическое обеспечение оставляет желать лучшего. Среди проблем:

  • недостаточное количество средств на приобретение учебно-методической литературы (обеспеченность бесплатными учебниками в целом по школе 82%. В 1-2 классах – 100%. В 3-4 классах 50%), электронных пособий, интерактивных досок, дидактического, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, натуральных объектов;
  • дополнительные затраты на подвоз обучающихся из сельских территорий.

3. Организационное обеспечение

Казалось бы все предусмотрели. Составлена ООП, внесены изменения в должностные инструкции, заключаем 3-х сторонние договоры. Но и в этом направлении есть затруднения:

  • нет преемственности между дошкольным и школьным образованием при введении ФГОС, так как отсутствуют хотя бы примерные программы, модель выпускника дошкольного ОУ, ориентированные на ФГОС;
  • недостаточное просвещение родителей дошкольников и младших школьников по вопросам введения ФГОС НОО;
  • недостаточно активное участие общественности, родителей в реализации ФГОС НОО;
  • невыстроенность взаимодействий учреждений образования, учреждений дополнительного образования, культуры, спорта;
  • низкая степень «социокультурной инфраструктуры» (музеи, туристические маршруты,  зоны отдыха);
  • необходимость организации методического сопровождения педагогов учреждений дополнительного образования по разработке РП;
  • не совершенство механизмов взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования;
  • недостаточно возможностей, в связи с большим количеством возложенных на координаторов и ответственных за ФГОС в ОУ направлений деятельности, для осмысления и анализа реализации ФГОС.

4. Кадровое обеспечение

Среди учителей начальной школы нет молодых специалистов. 33% педагогов имеют педагогический стаж более 20 лет. 44% - пенсионного возраста. 56% педагогов в начальной школе не имеют высшего образования. В основной школе - 6%. Даже прошедшие курсовую подготовку педагогические кадры из-за сложившегося менталитета учителя старой закалки испытывают затруднения при составлении рабочих программ,  планировании уроков, формировании универсальных учебных действий, во внеурочной деятельности, при переходе к новой системе оценивания. А на курсовую подготовку было затрачено немало средств. Основная сложность – перенос учебных задач в профессиональную плоскость. Казалось бы, всё, что учитель делает в институте в качестве обучаемого, ему понятно, а когда он приходит в школу, могут возникнуть затруднения. Среди затруднений:

  • упрощенное понимание отдельными педагогическими работниками (учителями начальной школы и предметниками) сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
  • сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;
  • негативным показателем является переутомляемость, возбудимость, ухудшение здоровья при дополнительной нагрузке, как у учителя,  так и у ребенка;
  • в деятельности учителя главным отрицательным моментом при анкетировании называется – увеличение документации;
  •  нехватка специалистов по дополнительному образованию в рамках ФГОС (для организации внеурочной деятельности);
  • трудно привлечь молодых специалистов  при отсутствии Федеральной программы обеспечения жильем молодых педагогов.

5. Информационное обеспечение

Значительное внимание в требованиях к результатам, а также к условиям реализации образовательной программы предъявляется к умениям осмысленного использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при условии организации свободного доступа участников образовательного процесса к ресурсам школы и Интернета. При ежегодно увеличивающемся количестве ТСО в образовательном учреждении отмечается:

  • много опытных педагогов, которые испытывают трудности при овладении и использовании современных технических средств в образовательном процессе;
  • малоэффективное (неэффективное) использование средств;
  • отсутствие службы поддержки применения ИКТ (компьютеры, оборудование для дистанционного обучения, базы данных, электронный журнал, программные продукты и др.);
  • целевая поставка оборудования без руководства по установке и использованию.

6. Материально-техническое обеспечение

На данном этапе помещения в основном соответствуют требованиям СанПиН, федеральным требованиям к организации образовательного процесса.

Проблемы:

  • двухсменный график работы. Крайне не хватает площадей. В кабинетах начальной школы дефицит игрового пространства, нет актового зала, помещений   для групп продленного дня.       В библиотеке нет отдельного читального зала.
  • неполное соответствие материально-технической базы кабинетов начальных классов требованиям ФГОС;
  • недостаточное количество дидактического оборудования, позволяющего организовать творческую и проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

Профильная школа должна быть максимально развивающей и развивающейся и осуществлять образовательный процесс на уровне ближайшего развития не только школьника, но и учителя и педагогического коллектива и системы школы в целом, а это значит, в школе должна быть инновационная система. Для успешного функционирования школы, важно свести к минимуму возможные проблемы. Важно направить работу на объединение усилий всех участников образовательного процесса, продолжить использование активных форм работы с педагогами, обобщение опыта. Проблемы, связанные с введением Новых стандартов невозможно решить, замыкаясь в рамках отдельного образовательного учреждения. Мы надеемся на комплексный подход в решении обозначенных проблем.

Нам повезло – мы первые!

Успехов в реализации ФГОС!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Резко возрос уровень невротизации детей, 48,2 % которых имеют пограничные проявления клинических форм психических нарушений. К моменту поступления в 1-й класс доля психически здоровых детей составляет всего 39 % Имеется значительное число детей с ограничен­ными возможностями здоровья, где общее психическое недоразви­тие (олигофрения) отмечается у 22,5%, а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5%.

Слайд 3

Полученные за 15 лет данные (с 1997 по 2012 г.): существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей 6, 7, 8, 9, 10 лет с нарушениями речевого развития (от 40 до 60 %, варьируясь в разных регионах). А до 50 % у младших школьников несформирован навык письма. У все большего числа российских детей отмечаются серьезные проблемы с умением читать, понимать текст.

Слайд 4

Р езко снизилось когнитивное развитие детей школьного возраста. Например, если в 2007 год у линейное визуальное мышление у школьников было развито , как «среднее» , то в 2009 2010 годах — уже как «крайне слабое»; структурное визуальное М ышление в 2007 -2008 годах было развито как «хорошее», а в 2009 - 2010 – уже как «среднее». Остальные компоненты когнитивного развития проявляют такую же тенденцию; так, развитие дивиргентного мышления (креативности) снизилось с «хорошего» до «слабого».

Слайд 5

Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

Слайд 6

Обследование познавательной сферы школьников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.

Слайд 7

Обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки школьников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей прозвольности. Дефицит произвольности - как в умственной, так и в двигательной сфере школьника является одним из наиболее тревожных факторов .

Слайд 8

Тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. Так, по данным американских ученых, к началу школьного возраста время просмотра достигает 10-12 тысяч часов, а по данным Института социологии РАН более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором у каждого десятого ребенка-дошкольника , школьника ВСЁ свободное время проходит у телевизора или компьтера В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка.

Слайд 9

Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запо­минают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности.

Слайд 10

Отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.

Слайд 12

Подзаголовок слайда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по реализации Программы преемственности между МБОУ СОШ и МДОУ

Данный план можно использовать для реализации Программы преемственности между МБОУ СОШ и МДОУ...

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС В МБОУ СОШ №151

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт ко...

обмен опытом Реализация программы фгос в гимназии

план учебной работы, как реализовывалась внеурочная деятельность...

«Дидактические игры на уроках начальных классах, как реализация программы ФГОС»

   С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными зат...

К вопросам реализации программы ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по адаптивной физической культуре.

Аннотация. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Рассматриваются основные во...

К вопросам реализация программы ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по адаптивной физической культуре.

Аннотация. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Рассматриваются основные во...

Преемственность в обучении между начальной и основной школой в свете реализации программ ФГОС.

Данная статья посвящена проблеме преемственности между начальной и основной школой при перехде к ФГОС при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....