Мир сказок. Сказки о животных.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Зарипова Наиля Мунировна

Предмет – литературное чтение, урок литературного слушания, УМК «Начальная школа XXI века».

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Пояснительная записка

Автор –Зарипова Наиля Мунировна, учитель начальных классов Заинской  средней

              общеобразовательной школы  № 4

Предмет – литературное чтение, урок литературного слушания, УМК «Начальная школа

                XXI века»

Уровень образования школьников – 1 класс.

Предназначение – для групповой и фронтальной работы.

 Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать — сказку, рассказ, стихотворение.

Идея курса «Литературное слушание»– в углублении процесса восприятия художественного произведения (сказки, рассказа, стихотворения.), поддержке и развитии интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1-й год обучения), развитие  эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой. 

  Умение слушать художественное произведение позволит ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях — добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания — это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.

    Тема урока:            Мир сказок. Сказки о животных.

Василий Белов «Родничок»

 

Цель:  Приучить детей слушать и слышать текст сказки;  учить определять жанр прослушанного произведения, рассказыванию по схематическому плану, учить моделированию цепочки событий;

 учить составлять модели обложки; высказать свое отношение к сказке (понравилась или не  понравилась, почему);

       Содействовать развитию речи учащихся, умению самостоятельно мыслить, правильно излагать, выделять главное.

      Воспитание доброты , внимательного отношения к  окружающим.

 Оборудование урока:

  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, с.13-15.
  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса, с.10.
  • Л.А. Ефросинина Методическое пособие. Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания М.: Вентана-Граф, 2010.
  •  Альбомный лист, цветные карандаши для оформления обложки;
  • Портрет писателя Василия Белова.
  • Схемы моделей обложек

Ход урока.

I. Организационный  момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца урока!

II.Мотивация к учебной деятельности

- Зачем человеку красота?

- Чтобы быть счастливее, улучшить настроение, улыбнуться, быть успешнее.

- Как мы можем увидеть «красоту» на уроке чтения?

-  Через литературное произведение.

III. Актуализация знаний.

Сегодня у нас урок литературное слушание.

На предыдущих уроках мы  познакомились с некоторыми литературными жанрами.  Сейчас мы их вспомним.

Ребята вам прочитают произведения, а вы должны назвать жанр данного произведения.

--С.Дрожжин «Привет»-- стих

--И. Соколов- Микитов  «русский лес»- рассказ

--Мусса Гали  «Земные краски»--стих. 

На доске вывешены модели обложек.

- Выберите нужные модели обложек и обоснуйте свой выбор.

На доске осталась ещё одна модель обложки. Это модель к нашему  сегодняшнему  произведению.

На модели изображён круг.

Прослушав  произведение, мы  сможем узнать, к какому жанру относится данная модель.

IV. Физ.минутка.

V.Чтение сказки Василия Белова  «Родничок» учителем.

На доске вывешивается портрет писателя.

Звуковая заставка перед чтением - журчание родничка.

По ходу сказки учащимся демонстрируются изображения родника и болота.

VI. Проверка первичного восприятия сказки. 

Как начинается  произведение?

-  Какое настроение  вначале?

- Что изменилось после встречи с комаром?

- Почему заглох родничок?

 - В какой момент  вы переживали больше всего?

 -  Какие чувства родились у вас в душе?

 Цветопись.

Какие цвета вы бы использовали для разных эпизодов сказки: в начале, в конце.

- Понравилось произведение?

VII. Моделирование обложки книги.

На столах у детей листочки для изготовления модели обложки.

1.      Кто автор этого произведения?  Куда запишем это на нашей модели обложки? (в верхней части модели)

2.  Запишите название: «Родничок» Где сделаем запись? ( В нижней части модели) 

3.      Определение  жанра  произведения.

-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?

-Сказку.

-Почему вы так решили? Докажите.

Это новый  для нас жанр и покажем его кругом.

-Подумайте, о ком эта сказка?

-О животных. Как это покажем на модели? Покажем коричневым цветом.

http://school5okt.narod.ru/images/image004.gifhttp://school5okt.narod.ru/images/image003.gif Василий Белов

    http://school5okt.narod.ru/images/image005.gif

   http://school5okt.narod.ru/images/image004.gifhttp://school5okt.narod.ru/images/image003.gif «Родничок»

VIII. Физ.минутка.

IX.Работа над содержанием сказки.

    3. Выполнение задания  №2 в тетради на печатной основе.     Какими  представляешь героев сказки?  Расскажи. Раскрась рисунки.

2. Составление цепочки (схематического плана) событий.

Вводим «заместители» героев  (знакомство с заместителями проводится впервые на этом уроке):

Р – родничок,  

З - зайчик

К - комар

П – пчела

М – Маша

С – синичка

Д - дедушка 

План схема:

Рассмотри цепочку событий и найди ошибку.

Повторить кто автор сказки, с которой мы сегодня знакомимся, и как она называется.

  1. Работа с произведением: выяснить, как начинается сказка, какое настроение в начале сказки, что изменилось после встречи с комаром, почему заглох родничок.

  • работа с иллюстрацией в учебнике;
  • чтение по учебнику (материал к тексту);

X. Работа в парах    

Выполнение задания №1

1 .    Прочитай, вместо пропущенных слов вставь «заместители». Например: (Р), (П).

...Утром родился в поле _____ . Только солнышко поднялось, а _____        летит сок с цветов собирать. Говорит     ____       ____ :

  • Родничок,        , ты откуда  взялся?
  • Буль -буль-буль... Я не знаю. Я ещё маленький.

---  _____ , _____ , — говорит ____,  -- дай водицы   попить.

—        Буль -буль-буль... Пей досыта, пожалуйста.

XI. Физ.минутка.

XII. Творческая работа:

Придумайте продолжение сказки, используя слова: «Я бы продолжил сказку так…», «Я думаю…», «Я считаю…».

XIII. Итог урока.

Можно ли назвать сказки поучительными?  

Чему они вас учит? 

Расскажите дома эту сказку и объясните родителям, почему родничок превратился в болото.  

XIV.   Рефлексия. Подумайте о том, как вы сегодня поработали, выберите соответствующий цвет в красках цветописи..

СПАСИБО ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Цель: сравнение  литературной (авторской) сказки с народной; осознанное восприятие  содержания текста, оценка его характера.Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразитель...

Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказки о животных.

Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "О братьх наших меньших". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки.  В презентации приведены  ...

Мудрые сказки о животных. "Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»

Проверка домашнего задания.Чтение наизусть стихотворений о животных.– Что объединяет стихотворение Ю. Мориц и английскую народную песенку? Работа с авторским текстом учебника.– О каких особенност...

Литературное чтение (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Открытый урок по РО « Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».

Открытый урок по РО « Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь». + пояснительная записка к уроку...

Сочинение "Образ лисы в сказках о животных в сравнении с лисой - представителем диких животных"

В сочинении раскрывается образ  лисы в сказках о животных в сравнении с лисой - представителем диких животных....