урок литературного чтения УМК "Планета знаний" 1 класс по теме "Сказка "Лиса и тетерев".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Алексеева Татьяна Анатольевна

Урок литературного чтения проведен в 1 классе на семинаре учителей начальных классов учителем Алексеевой Т,А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alekseeva_t.a.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                             Конструкт урока

по литературному чтению

Русская народная сказка «Лиса и тетерев» 1 класс

Учитель Алексеева Т.А.

УМК: «Планета знаний».

Педагогические цели: Создать условия для развития умения передавать при чтении состояния персонажа; способствовать формированию представлений об устойчивости характера отдельных животных в народных сказках.

Тип урока: решение учебной задачи

 Задачи:

1. Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами

 2. Развивающие: Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

 3. Воспитывающие: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся рассказывать о последовательности действий персонажа в конкретной ситуации, понимать переживания героя, интонационно передавать при чтении состояние персонажа, определять свое отношение к нему, озаглавливать части произведения, придумывать возможное развитие сюжета.

Метапредметные:                                  

Регулятивные: обучающиеся научатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку;

Коммуникативные: обучающиеся научатся обсуждать героев литературных произведений; высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию.

Личностные: проявляют интерес к внутреннему состоянию человека и сказочного персонажа; соотносят поведение героев с нравственными нормами.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Методы и формы обучения. Методы: наглядный, словесный, практический.

Формы: групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение» 1 класс, изображение тетерева. Рассказ о тетереве-Режим доступа: http://b-energy.ru/biblioteka/ekologiya-i-jizn/320-tahinu-teterev-tolkunchiki-topol.htmml,карточки с характеристиками героев, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки, презентация, мультимедийный

Организационная структура урока

Этапы

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационный момент.

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

Мотивация к деятельности

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волево 

Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно.

Прозвенел звонок, начинается урок.

В путешествие пойдем, в Страну сказок попадем.

Слушай, думай, наблюдай, сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте, сказку в душу пропускайте (слайд1)

Прочитайте пословицу и определите, какого слова не хватает.

……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.  (слайд 2)

Слушают учителя. Настраиваются на урок. Организуют рабочее место.

II Подготовка к основному этапу урока. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно.

1. Давайте вспомним, что такое сказка? (Выдуман

ная  или невыдуманная история)

2. Когда возникли сказки?

3. А нужны ли они нам, и взрослым и детям, сейчас, ведь их создавались очень давно?

4. Чему учат сказки?

5. А кто же их сочинял?

6. Каких героев вы встречали во многих народных сказок?

7. Какое животное  встречается чаще других?

-Сегодня мы будем работать над сказкой, героями которой являются……Угадайте по иллюстрации (слайд 3,4)

-Как вы думаете, может ли эта сказка вас чему-нибудь научить? Это и будет задача нашего урока.(слайд 5)

Предполагают, строят ассоциации на основе знаний. Вспоминают, систематизируют, сравнивают, осмысливают назначение народных сказок.

Определяют название сказки. Актуализируют свой жизненный опыт.

ІІІ Усвоение новых знаний и способов действий.

Сообщение о тетереве. Работа со словарем.

(стр.141)

Словарная разминка (учебник стр.62)

Знакомство со сказкой. Прослушивание сказки.(читает учитель)

Беседа после прослушивания.

Чтение сказки учениками.

Работа со сказкой после чтения.

Чтение сказки по ролям.

Инсценирование

Выполнение задания из  учебника

Личностные: самоопределение, выбор ценностных ориентиров.

Познавательные: общеучебные, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, учатся воспринимать научный текст

 Регулятивные:

саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.  

логические, установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные: самосознание, осознание своих нравственных качеств.

Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностные

Соотнесение «себя», своего отношения к литературному герою.

-Что вы знаете о тетереве? Прочитайте информацию в словаре.

 Тетерев — птица крупная, весит более полутора килограммов, хотя среди куриных считается птицей средней величины. Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле -тут они кормятся. Вся забота о потомстве лежит на матери. Она высиживает яйца, она водит появившихся птенцов, она же защищает их.

Ночуют на деревьях. Зимой наоборот: из-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. В него, как в воду с вышки, ныряют птицы с деревьев, зарываются, проделывают в снегу ход или устраивают что-то вроде пещеры и спят. Правда, и в снегу ночевать не так уж безопасно, и там птицу может отыскать хищник. (слайд 6)

-Чтение слов с экрана: прочитайте слова орфографически, орфоэпически,

шепотом, вполголоса, хором. (с. 62) (слайд 7)Толкование слова УКАЗ- в словаре (слайд 8)

Читает сказку, передавая изменения интонации реплик лисы: от лицемерно-ласковой в начале произведения до испуганной в конце. Интонация реплик тетерева задумчивая, спокойная.(слайд 9)

Объясняет значение словосочетания «навострить уши»(внимательно прислушаться)(слайд

-Понравилась сказка? Чем?

-О чем думала лиса, когда заговорила с тетеревом?

-В самом ли деле бежали собаки, о которых сказал тетерев лисе?

ФИЗМИНУТКА(слайд 10)

Следит за соблюдением интонации, ошибками при чтении

1. Как приветствовала лиса тетерева? (выборочное чтение)

2. Что ответил на ее приветствие тетерев?

3. Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? (притворялась глухой, придумала историю с указом)

4. А что говорилось в указе? (выборочное чтение)

5. Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился? (тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть)

6. Зачем он сказал лисе о собаках?

7. Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего» (тетерев иронизирует над лисой,  выявляет её лживость)

8.Как говорит лиса? А как говорит тетерев?

9.Опишите лису и тетерева.(слайд 11)

 

Следит за соблюдением интонации, помогает ученикам вовремя читать слова своего персонажа.

-Кому удалось передать характер зверей?

- Вам предлагают поставить спектакль по этой сказке. Кто из вас хотел бы быть лисой? А кто тетеревом?(слайд 12)

-Посмотрите рисунки художников.

-Понятно ли, что это иллюстрация к сказке?

-Какие слова сказки могут служить подписями к этим рисункам? Запишите ответ в тетради.(сто.29-30)

Воспринимают монолог, рассматривают картинку, учатся воспринимать научный текст, наблюдают.

Читают разными способами, отрабатывают чтение сложных слов.

Слушают чтение сказки. Воспринимают, отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы, оценивают свою эмоциональную реакцию

Читают по 2 предложения, учатся читать целыми словами

Отвечают на вопросы, учатся выборочно читать, анализировать, понимать, изменения во внутреннем состоянии персонажа

Читают по ролям, осуществляют взаимоконтроль

Показывают миниспектакль, изображают литературных героев.

Отвечают на вопросы, выполняют письменные задания, учатся фиксировать ответ на вопрос

IVСамостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Познавательные: логические, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Регулятивные: контроль, сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, внесение необходимых дополнений

1. Работа в парах.

Какой была лиса, каким был тетерев?

Легкомысленная

Хитрая

Беззаботная

Льстивая

Умный

Рассудительный

Смышленый

 На слайде появляется правильный ответ. (слайд 13)

2. (У каждого ученика на столе  карточки. Он работает по той, героя которого он выбрал)

Как говорит лиса и как говорит тетерев?

Работа по карточкам индивидуально (согласно выбранного персонажа)

Соотнесите: (слайд 14)

Лиса            ласково

Тетерев       спокойно

                     грубо

                     нежно

                     тихо

                     громко

                     медленно

                     торопливо

 На слайде появляется правильный ответ.

Выбирают слова для характеристики героев.

Проверяют правильность по эталону (образцу)

Соотносят  манеру говорения с героями сказки

Проверяют правильность по эталону (образцу)

V Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; логические, сравнение и классификация.

Коммуникативные, умение участвовать в коллективном обсуждении.

1. Прочитайте и подумайте, почему Пушкин сказал, что в сказке ложь? Что он подразумевал? Что волшебного в этой сказке? (животные совершают поступки как люди, могут обманывать, хитрить)

2. Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы?

VI Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Познавательные: общеучебные, выделение необходимой информации.

1. Зачем народ  создал эту сказку?

2. Какой урок для себя вы вынесли из этой сказки?(слайд15)

Оцените свою работу. Закончите предложение.

(слайд 16)

Мне было…..

Я сегодня узнал….

Я захотел…..

Оценивают результат своей деятельности

 VII Домашнее задание.

Личностные: самосознание, мотивационная готовность.

Регулятивные:

саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.  

1. Попробуйте дома с родителями прочитать сказку по ролям  за того героя, которого вы выбрали, как настоящие актеры спектакля.

Спасибо за урок!  (слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

Разработка урока литературного чтения в 1 классе "Русская народная сказка "Лиса и тетерев""

Урок разработан к УМК "Планета Знаний. "Тип урока: урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного обучения. Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев"...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

КТП уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 104 часа ( 3 часа в неделю).

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 10...