Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Грищенко Татьяна Николаевна

Пла - конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tsvetaeva.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
 

ФИО                          Грищенко Татьяна Николаевна

Место работы       ГБОУ Школа № 2051

Должность             Учитель начальных классов

Предмет                 Литература

Класс                        4 класс

Тема           М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»,     «Красною кистью рябина зажглась», «За книгами»

.

 Базовый учебник    Литературное чтение в 4 классе

                                      КлимановаЛ.Ф., Голованова Л.А.,

                                     Горецкий В.Г.

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Красною кистью рябина зажглась», «За книгами»

Цели урока:
- Познакомить со стихотворениями  М. Цветаевой.

- Развивать внимание к авторскому слову, к употреблению образных выражений, умение анализировать лирическое стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приёмы создания образа детства.

- Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение.

        Ход урока
1. Организационный момент
 

Эпиграф к уроку: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» А. де Сент-Экзюпери.

2. Проверка домашнего задания 
Чтение сочинений, озаглавливание альбома.

3. Работа над новым материалом  Знакомство с творчеством М. Цветаевой

Знакомство с творчеством М. И. Цветаевой  начать с прослушивания одной из песен на стихи Марины Цветаевой «На святой Руси»

-Знаете ли вы, кто автор стихов прозвучавшей песни?

Сегодня мы будем знакомиться с произведениями старшей сестры Анны Цветаевой.  Её имя в переводе с латинского обозначает морская. Это Марина.
— Марина Цветаева родилась в Москве 9 октября (26 сентября) 1892 года с субботы на воскресенье, в полночь, накануне церковного праздника - Иоана Богослова.
— О своем рождении она позже напишет: (Учитель читает стихотворение

Красной кистью...»)
- Как вы понимаете «рябина зажглась»? «Спорили сотни колоколов»?

-Похоже на праздничные лампочки в честь дня рождения поэта. -Кто торжественнее объявит праздник день рождения поэта.
-
Какую картину ты представляешь, когда читаешь две первые строфы? Яркой, прекрасной осени, солнечного субботнего дня. 

-Рябина станет символом Цветаевских стихов и самой ее жизни— горькая, яркая.

-Только ли о любви к рябине говорит героиня в последней строфе, если вспомнить, что рябина - символ жизни в стихах Марины Цветаевой?

-О любви к жизни, хоть она порой и очень горькая. 
-
Что же испытывает герой этого стихотворения?

-Гордость за тот день, в который родилась.

- В 16 лет начала писать стихи, не только по-русски, но и по-французски и по-немецки.

 Она была на 2 года старше Анны. Их отец — основатель московского Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, мать — пианистка. Марина изучала французскую литературу в Сорбонне во Франции. В 1922г. семья Цветаевых уехала заграницу — эмигрировала. Жизнь Марины Цветаевой за границей не была радостной: она терпела нужду, тосковала по Родине. В 1939 г. возвратилась в Москву. Здесь она осталась одна, с сыном, без работы, жилья, денег. В начале войны оказалась в эвакуации в городе Елабуге, где 31 августа 1941 г., в свою любимую рябиновую пору, она покончила жизнь самоубийством.
— В начале жизни М. Цветаева писала:
Моим стихам. Написанным так рано,
Что и не знала я что я — поэт...
Разбросанным в пыли по магазинам…

Настанет свой черед. Их черед настал. Теперь Марина Цветаева — классик русской поэзии, одна из ее вершин.

Проблемный вопрос: - Как вы думаете, будут ли у сестёр одинаковые воспоминания о детстве или разные?

4.Словарно-лексическая работа. Подготовленный  ученик читает стихотворение «Бежит тропинка с бугорка...»

- Каким настроением наполнено стихотворение?

-Грустью по ушедшему детству, грустными, но добрыми воспоминаниями.

-Поэт указывает на прошлое, которое когда–то было, но оставило глубокий след в душе.

-Найдите в тексте глаголы.

-Бежит тропинка, движется Ока, звонят колокола, качаются мальвы.

-Почему автор использует глаголы настоящего времени?

 -Мы вместе с автором смотрим и видим это сейчас, в данную минуту. От этого усиливается впечатление любви, красоты, добра к тому миру, прошлому, которое не вернётся

-В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств
автора. С помощью чего выражает свои чувства, красоту художник, музыкант (ответы детей), а в литературе (эпитеты, метафоры, сравнения). Объясните, что обозначает каждое из этих средств.

Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора.

Сравнение – слово или выражение, содержащее употребление одного предмета другому, одной ситуации – другой.

Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа.

-Найдите эпитеты.     Детскими ногами, детское время

-Найдите олицетворения       Тропинка бежит, Ока лениво движется, спешат удары, сонные луга, спешат удары, поют колокола, ушли дни.

-Найдите метафоры- бежит тропинка, лениво движется Ока... 

- Какие же чувства М. Цветаева передала словами?

Словарь интонаций в поэтическом слове автора: восторг, восхищение, ощущение счастья, наслаждение, свободолюбие, умиротворение, спокойствие, чувство гармонии (слияния с природой), шутливость, игривость, сожаление, светлая грусть, недоумение, сомнение, задумчивость

5.Исследовательская работа в группах.

1.О каком времени рассказывает М. И. Цветаева? Как она изображает это время?

           1.Чему посвящено стихотворение?

2.Чем является детство для поэта?

3.Любит ли поэт свое прошлое?

4.Сохранит ли он память о детстве? Почему?

Исследование 1.

Это стихотворение посвящено детским годам. Её детство – счастливый период жизни. Это время свободы, детских игр, волшебных превращений. Поэт указывает на прощлое, которое когда-то было, но оставило глубокий след в душе. Она любит тот мир, прошлое, которое не вернется никогда. Она задает этот вопрос себе «Куда ушли. В какую даль вы…», но не отвечает на него. Рассказывая о прошлом, Цветаева говорит о его ценности и вечной памяти, которую сохранит на протяжении всей жизни.

2.В каком пространстве живёт её героиня? Как поэт изображает это пространство?

1.О какой реке говорит поэт?

2. Почему о ней, если она родилась и выросла в Москве?

3.Опишите природу

4.В какие игры играл  в детстве поэт?

Исследование 2.

М. Цветаева говорит о реке Оке. Мы представляем деревню или маленький город на берегу реки Оки, тропинку, бегущую с бугорка, старую церковь. Романтические игры  в принцесс, принцев, мушкетеров, так как сарай был замком, лопаты – шпагами.

- Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении?

3.Выразительное чтение.
-Как бы вы прочитали это стихотворение?

- Что значит, читать выразительно?
(Повторяют правило выразительного чтения).

1.Выбрать правильный тон.

2.Выбрать правильный темп.

3.Правильно расставлять логическое ударение, паузы.

4.Представить в своём воображении то, о чём читаешь.

5.Выразить своё отношение к воображаемому


4. Итог урока.

- Можно ли это стихотворение назвать воспоминанием?

-Одинаковые ли у сестёр воспоминания о детстве? Такие воспоминания очень личные, они дороги как самому автору, так и читателю.

-Продолжите фразу «Мне урок …, тем что …»

5.Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения по выбору учащихся из изученных на уроке или из дополнительных текстов. По желанию выучить одно из стихотворений М. Цветаевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...