Эдуард Николаевич Успенский отрывок «Чебурашка» из сказки «Крокодил Гена и его друзья»,
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему

Хрестина Ирина Николаевна

урок по литературному чтению 2 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Эдуард Николаевич Успенский отрывок «Чебурашка» из сказки «Крокодил Гена и его друзья»,

Цели урока:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством Э. Н.Успенского и его произведением “Крокодил Гена и его друзья”.
  2. Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте, строить словесный рисунок
  3. Воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.

Познавательные УУД:

  1. Находить необходимую информацию в учебнике и предложенных словарях;
  2. Представлять информацию в форме результата выполнения заданий;
  3. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  1. Обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя;
  2. Работать по предложенному плану, в т.ч. используя необходимые средства (учебник, словарь);
  3. Решение проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

  1. Высказывать свою мысль, мнение в беседе, в ходе выполнения заданий;
  2. Объяснять смысл отдельных слов и словосочетаний в тексте высказываний, в т.ч. с помощью словаря;
  3. Работать в группе в разных ролях; распределять роли, вырабатывать и принимать коллективные решения;

Оборудование:

Портрет Э. Н. Успенского, выставка книг, запись песен ” Голубой вагон ”, ”Песенка Чебурашки”, Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. “Родная речь”, 2 класс.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности, и я желаю вам, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихо присядем за парты.

II. Речевая разминка.

Прочитайте чистоговорку про себя, а теперь вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – четко произносите звуки. (На доске.)

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.

III. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

– С какой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.) 
– Произведения какого автора читали? (Б.В. Заходера.)
– Что знаете о писателе? (Он поэт, прозаик, переводчик.)
– Какие стихотворения писал Б.Заходер? (Весёлые, забавные, смешные, поучительные)

2. Чтение наизусть.

– Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (Алан Милн)
– Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. Заходер)
– Давайте расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением.

IV. Постановка цели урока.

Посмотрите на доску у меня зашифровано слово. Расшифруйте его.

1

2

3

4

1

А

о

е

у

2

н

Ч

и

Ш

3

д

Е

К

Б

4

У

Р

Б

м

(2,2) (З,2) (4,3) (4,1) (4,2) (1,1) (2,4) (3,3) (1,1)

    Ч      Е     Б     У      Р     А      Ш      К       А

Воспользуйтесь, пожалуйста шифром и составьте название произведения. (Ответы)

Молодцы! Чебурашка! (Звучит “Песенка Чебурашки”)

Как музыка передает настроение героя?

А кто может назвать друзей Чебурашки? (Гена - крокодил, Анюта -жираф, Галя - девочка, Тобик - пес, Маруся - отличница, Чандр - лев).

Сними произошло очень много интересных историй. Но была в этом произведении старушка, которая все время вредила и мешала. Как ее зовут?

- А кто познакомил нас со всеми этими замечательными героями?

(Ответы детей). Обратите внимание на выставку книг Успенского.

V. Беседа о творчестве писателя.

Эдуард Николаевич Успенский - наш современник. По образованию он инженер. Но его   1.Знакомство с биографией писателя. (Подготовленный ученик)

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. (Портрет) В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.

Эдуард Николаевич Успенский - наш современник. По образованию он инженер. Но его добрый, веселый нрав, любовь к детям, интерес к сочинительству круто изменил его жизнь - он стал писателем. Его произведения очень современны и по темам, и по языку, и по деталям. Они понятны и любимы не только взрослыми, но и детьми. И все-таки главное достоинство его книг - неповторимый мир сказочных героев. Они не похожи ни на героев народных сказок, ни на героев литературных сказок российских и зарубежных писателей.

Работает Успенский во многих жанрах: сказки, детективы (“Следствие ведут Колобки”), фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мульт- и кинофильмов, радиопостановок, переводы, комиксы.

Вот какой многогранный и талантливый человек Эдуард Николаевич Успенский.

2. Выставка книг Э.Н. Успенского.

– Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.

  • “Крокодил Гена и его друзья”.
  • “Дядя Федор, пес и кот”.
  • “Тетя дяди Федора”.
  • “Любимая девочка дяди Федора”.
  • “Про Веру и Анфису”.
  • “Разноцветная семейка” и др.

3. На доске: “Испокон века – книга растит человека”.

– Как вы понимаете смысл высказывания? ( Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить)
– Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.

 VI Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов

Тро-пи-чес-ком---------тропическом
Гип-по-по-там----------гиппопотам
От-пра-вил-ся-----------отправился
А-пель-си-на-ми--------апельсинами
Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться
Соб-ствен-но-го----------собственного

б) Читайте целыми словами

Груз-----погрузили
Фрукт---фруктовый
Брак------бракованную
Зверь-----зверёк
Город----городской

  • Первичное чтение.

– Откройте учебник на странице 137. Итак, “Чебурашка” – отрывок из книги Успенского. Я начну, а вы продолжите… (хорошо читающие учащиеся).

VII  Первичное восприятие текста.

– Понравилось произведение?
– Что особенно?
– Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? (Это повесть – сказка.)
– Как называется всё произведение, 
отрывок из которого мы сейчас читали? (“Крокодил Гена и его друзья”.)

VIII. Словарная работа. Работа в группах.

– Какие слова не понятны?

– Кто объяснит?

Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном травоядное, млекопитающее. (Картинка)

Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.

Каюта-помещение на корабле.

Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.

ФРУКТОВЫЙ МАГАЗИН—

ЗАТЕКЛИ ЛАПЫ

ЧЕБУРАХНУЛСЯ

ЗООПАРК

БРАК-БРАКОВАННАЯ ИГРУШКА

ВИТРИНА

ТЕЛЕФОН –АВТОМАТ

IX . Первичное восприятие текста.

– Кто является главным героем?
– Почему у него такое странное имя?
– Где жил Чебурашка?
– Как он попал в ящик с апельсинами?
– Как он оказался в магазине?
– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?
– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
– Куда директор магазина отнёс Чебурашку?
– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?
– Где он стал жить?
– Назовите основные качества Чебурашки.
– К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга.)

X. Словесный рисунок.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней?
Опишите его словами.

XI. Обобщение.

– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)
– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?
– Нашел ли друзей Чебурашка?
– Какие пословицы о дружбе вы знаете? (ответы детей)
– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.
– Дополните пословицы: (работа в парах)

Не имей 100 рублей, а имей … .
Нет друга – ищи, а нашёл … .
Хочешь дружить – сам будь … .
Доброе братство – лучше … .

– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда.

 Ребята, давайте жить дружно! – Только у добрых людей бывает много друзей.

XII. Рефлексия.

Оценивают свои достижения

– Достигли ли вы своей цели в течении урока?
– На сегодняшнем уроке я узнал …
– На уроке мне особенно удалось …
– Мне еще необходимо поработать над …

XIII. Итог урока.

С произведением какого же автора мы познакомились?

Что помогло автору сделать произведение таким интересным - юмор или сатира?

Назовите основную мысль произведения. О чем хотел сказать Успенский? (Трудно жить одному, хорошо, когда рядом есть верные друзья).

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.

  1. Выставление оценок.

Х IV. Домашнее задание (дифференцированное)

Читать отрывок “Чебурашка” ст.137-142. 
Нарисовать иллюстрацию к отрывку “Чебурашка”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения. Первый класс. "Как найти настоящих друзей? (отрывок из книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)."

Урок способствует формированию универсальных учебных действий: умению ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; ...

Литературная викторина по повести – сказке « Крокодил Гена и его друзья»

Литературная викторина по повести – сказке « Крокодил Гена и его друзья»...

Тема внеклассного занятия: Как найти настоящих друзей?(отрывок из книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»).

Тема:  Как найти настоящих друзей?(отрывок из книги Эдуарда Успенского«Крокодил Гена и его друзья»). Задачи:  Предметные:  развитие умения выразительного, беглого, осмысленного чте...

Тема внеклассного занятия: Как найти настоящих друзей?(отрывок из книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»).

Тема:  Как найти настоящих друзей?(отрывок из книги Эдуарда Успенского«Крокодил Гена и его друзья»). Задачи:  Предметные:  развитие умения выразительного, беглого, осмысленного чте...

Э. Успенский «Чебурашка» из сказки «Крокодил Гена и его друзья»

На уроке мы знакомились с жизнью и творчеством Э. Успенского, вспоминали его произведение «Крокодил Гена и его друзья». На уроке использовался мультимедийный проектор, презентация, запись ...