Урок литературного чтения.Э .Н.Успенский «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Спивакова Алла Николаевна.

Учитель: Спивакова Алла Николаевна      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2_klass_po_chteniyu1.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Скороднянская СОШ»

Открытый урок по литературному чтению  2 класс  (2019- учебный год)

                    Учитель: Спивакова Алла Николаевна        

Тема урока: Э .Н.Успенский «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»)

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Цели: 1. Формирование познавательной компетентности:

  1. Познакомить и вспомнить произведение Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.
  2. Развивать навыки выразительного беглого чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, мышление, творчество.
  3. Воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.

2. Формирование личностной компетентности:

  • развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание)
  • развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
  • воспитывать любовь к родной литературе
  • воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты

3. Формирование социальной компетентности

– уметь принимать решение, делать выбор с учетом мнения одноклассников.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать юмор в произведении; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам.

Оборудование: портрет Э.Н.Успенского, выставка книг, запись ”Песенки Чебурашки”, презентация, физкультминутки, ноутбук, проектор, экран.

Учебник “Литературное чтение”, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 2 класс, 2 часть, карточки для работы в парах, для рефлексии, тест.

ХОД УРОКА:

1.Мотивация

– Прозвенел звонок и смолк, он зовёт всех на …(УРОК)

– Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Хочется пожелать вам, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

– Как обычно, начинаем наш урок с речевой разминки. СЛАЙД № 1

– Прочитайте сначала одними глазками (“внутренним голосом”). А теперь читаем вслух:

Забавной  обезьяне

Бросили бананы.

Бросили бананы

Забавной обезьяне.

Какое еще можно выполнить задание? (с разной интонацией)

Как это?

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  1. Фронтальный опрос.

– Над какой большой темой мы с вами работаем на протяжении нескольких уроков?

– Произведения какого автора мы уже прочитали? (Б.В. ЗАХОДЕРА)

– Какие стихотворения писал Б.Заходер? (ВЕСЁЛЫЕ, ЗАБАВНЫЕ, СМЕШНЫЕ, ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ)

2.Чтение наизусть.

– Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (АЛАН МИЛН

– Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски?

(Б. ЗАХОДЕР)

- Кто желает на время превратиться в Винн-Пуха и рассказать нам одну из песенок?

Все выступили ярко, выразительно, с хорошим настроением. Давайте поаплодируем нашим артистам.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Объявление темы урока.

– Сегодня мы продолжим изучение темы “И в шутку, и всерьез” и познакомимся с творчеством не менее известного автора и героями его книг.

А) Сведения о писателе.

- Прочитайте фамилию писателя, произведение которого мы будем сегодня читать. Она спрятана в цепочке цифр.(Успенский) портрет Слайд 3

  ( рассказывает ученица)

- Эдуард Николаевич Успенский родился в Егорьевске 22 декабря 1937году Писателем он стал не сразу.  Окончил Московский авиационный институт и три года работал инженером. Ещё учась в институте, начал печататься. Первая книга стихов для детей «Смешной слонёнок», а через год – повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья». С тех пор написал много стихотворений, весёлых, озорных, во многом поучительных.  Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг. Умер - Эдуард Николаевич Успенский 9 августа 2018года после продолжительной болезни на 81 году.

Сначала он строил самолеты, поэтому в его книгах все падает: все время «чебурахается» маленький зверек по имени Чебурашка, Печкин падает с велосипеда, а Шарик – с телеги. В результате получается очень весело, ведь Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек.

Б) Работа с выставкой книг

- Обратите внимание на выставку книг Э.Н.Успенского. Эти интересные книги я советую вам взять в нашей библиотеке и прочитать.

 - Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, - “Крокодил Гена и его друзья” - вышла в свет в 1966 году.

 “Крокодил Гена и его друзья”

- Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем “Вы”. В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу навырост. Ребёнок упал, а папа сказал: “Опять чебурахнулся!” Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.

 «Крокодил Гена – лейтенант милиции»

- Известно ли вам, ребята, что есть продолжение «Крокодил Гена  и его друзья». Где Крокодил Гена служил в Армии и стал лейтенантом милиции.

Гена был замечательным молодым бойцом. Он лучше всех бросал гранату, смело прыгал с парашюта и отлично маскировался. За отличные успехи по службе Гена был награждён медалью “За отвагу, смелость, героизм и нырятельность”. Книга “Крокодил Гена – лейтенант милиции” - о новой жизни Крокодила Гены после службы в Армии

– Сегодня мы будем читать отрывок из сказочной повести “Крокодил Гена и его друзья”

. А как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете загадку: 

Этот милый, странный душка

Безымянною игрушкой

Был когда-то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным

Своей сказкою чудесной.

Ты меня, дружок, послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

Друга Гены – ... (ЧЕБУРАШКУ) игрушка

– Правильно – это Чебурашка. 

(Звучит “Песенка Чебурашки”) 

– Ребята, кто написал это произведение? (Э.УСПЕНСКИЙ) 

– Сформулируйте тему нашего урока. (МЫ БУДЕМ ЧИТАТЬ ОТРЫВОК «ЧЕБУРАШКА» ИЗ ПОВЕСТИ-СКАЗКИ «КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ» Э. УСПЕНСКОГО) СЛАЙД № 4 Назовите орфограммы в словах.

– А теперь каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (УЧИТЬСЯ БЫСТРО ЧИТАТЬ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ, ПОЛУЧИТЬ ХОРОШУЮ ОТМЕТКУ И Т. П.)

5.Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.

а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:

 Чтобы прочитать, как Чебурашка появился в городе, мы с вами должны научиться читать некоторые слова. Про себя читаем по слогам, вслух целыми словами.

ТРО-ПИ-ЧЕС-КОМ - ТРОПИЧЕСКОМ

ГИП-ПО-ПО-ТАМ - ГИППОПОТАМ

ОТ-ПРА-ВИЛ-СЯ - ОТПРАВИЛСЯ

А-ПЕЛЬ-СИ-НА-МИ - АПЕЛЬСИНАМИ

ПЕ-РЕ-ДВИ-ГАТЬ-СЯ - ПЕРЕДВИГАТЬСЯ

ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИ-Е - ПУТЕШЕСТВИЕ

НЕ-ИЗ-ВЕСТ-НЫМ - НЕИЗВЕСТНЫМ

СОБ-СТВЕН-НО-ГО - СОБСТВЕННОГО

б) Читайте целыми словами:

 А сейчас будем читать сразу целыми словами. 

ФРУКТ - ФРУКТОВЫЙ

ГРУЗ - ПОГРУЗИЛИ

БРАК - БРАКОВАННУЮ

ЗВЕРЬ - ЗВЕРЁК

ГОРОД - ГОРОДСКОЙ

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ И ПОДГОТОВЛЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (Продолжают чтение хорошо читающие дети.) 

-  После прочтения ответите  на вопрос «Понравилась вам сказка или нет».

(после чтения)

- Поднимите руки, кому сказка понравилась? Чем?

- Какие слова вам были непонятны?

Давайте прочитаем эти слова и выясним их смысл.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА 

(Звучит “Песенка Чебурашки”) 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА 

– Какие слова вам непонятны? Выясняется их значение.(ученица  у доски) рисунки

Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном, травоядное, млекопитающее.

Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.

Каюта – помещение на корабле.

Уценённые товары – товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка – будка с телефоном автоматом.

  • Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом (толковый словарь Ожегова).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ и ОБОБЩЕНИЕ

- Давайте  проверим, как вы внимательно и осознанно читали произведение.

Выборочное чтение текста. Анализ отрывка.

- Где жил  Чебурашка?

-  Как он попал в ящик с апельсинами? Прочитайте.

- Как Чебурашка попал в магазин? Прочитайте.

- Почему зверьку дали такое странное имя? Прочитайте.

-Куда отнёс директор Чебурашку?

- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

- Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?

- Где стал работать и жить Чебурашка?  

1) Игра «Продолжи предложение»

Чебурашка жил в густом…………(тропическом лесу).

Чебурашка забрался в ящик с апельсинами, чтобы……(позавтракать).

Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал……………..(внимание прохожих).

Слайд

2) – Составьте цепочку событий.

Ящик с апельсинами.

Магазин уценённых товаров.

Корабль.

Фруктовый магазин.

3.Тест 

– Сейчас вам будет предложен тест, который поможет определить самого внимательного читателя и слушателя. Буквы верных ответов вы должны записать в рабочую тетрадь в строчку и, если все ответы будут верными, вы сумеете прочесть получившееся слово.

6) Контроль знаний.

Слайды

Выбери правильный ответ.

1.  Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал?

A)        «Приключения Чебурашки»

        Б) «Крокодил Гена и его друзья»

B)        «Чебурашка и старуха Шапокляк»

2.        Объясни значение выражения «Уценённые товары».

A)        мелкие бытовые товары
      Б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости

 B)        непродовольственные товары

3.        Где жил Чебурашка?

A)        в пустыне

Б) на необитаемом острове

B)        в тропическом лесу

4.        Почему его сначала  никак не звали?

A)        он был ещё маленький

Б) он ещё не встречался с людьми

B)        другие звери с ним не дружили

5.        Как он попал в ящик с апельсинами?

  1. его поймали и посадили туда
  2.  он туда полез за апельсинами
  3. он туда случайно упал с дерева

6. Куда привезли ящик с апельсинами?

А) во фруктовый магазин большого города

Б) в зоопарк большого города

В) на деревенский рынок

Взаимопроверка. Работа в парах. Слайд 15

1 – А

2 – Б

3 - А

4 – Б

5 – В

6 - А

4. Работа с карточкой (работа в парах)

– Зелёные листочки упали к вам на стол. Выберите из двух определений то, которое подходит к Чебурашке (работа в парах).

1. Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.

2. Чебурашка – вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки.

5.Дополни предложения словами из отрывка (работа в парах)

Чебурашка увидел ….. и забрался в них. Он съел …. и крепко уснул. Подошли рабочие и …. . Погрузили ящики на … и отправили в далёкое путешествие. Так ящики оказались во …… Когда открыли ящики, там уже не было апельсинов. На них смотрел ……

РЕФЛЕКСИЯ

– А сейчас, уважаемые ребята, попробуйте оценить свои успехи на уроке. У вас на столах лепестки 3 цветов:

  • красный – получилось отлично,
  • оранжевый – не все задания выполнил так, как хотел
  • жёлтый – получилось не так, как хотелось.

– Выберите тот лепесток, который отражает ваши успехи на уроке и поместите его на доску вокруг сердцевинок так, чтобы получился цветок.

ИТОГ УРОКА

– Какое произведение мы читали на уроке?

– Кто его автор?

– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (ТРУДНО ЖИТЬ ОДНОМУ, ХОРОШО, КОГДА РЯДОМ ЕСТЬ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ)

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте её дома.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 

1. с.139 -144, читать

2. Написать синквейн к этому отрывку.

1 строчка – одно существительное. Тема.

2 строчка – два прилагательных. Описание темы.

3 строчка – три глагола. Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – синоним, обычно существительное.

















Самоанализ урока

Цель:

Познакомить с отрывком из произведения Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.

Задачи:

Образовательно-познавательные задачи:

-сформировать целостное представление о читаемом рассказе;

-развивать формирующиеся в ходе чтения умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;

-развивать навыки беглого, осознанного, правильного чтения;

-развивать навык устной речи.

Воспитательные задачи:

-уметь выражать собственное понимание персонажей, их характеров;

-формировать интерес к чтению и творческой читательской деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:

-обогащение словарного запаса школьников;

-создание условий для речевого общения учащихся;

-развитие слухового восприятия путём различения на слух слов, фраз.

Средства обучения:

детские эмоции, текст в учебнике, выставка книг писателя, портрет писателя, иллюстрация Чебурашки, презентация, ноутбук.

Урок проводился по учебнику «Литературное чтение 2 класс 2 часть». Авторы: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Данный урок занимает одно из мест в системе уроков по теме: «И в шутку и всерьёз».

Планируемый объём учебного материала, сложность информации учтены с возрастными и учебными возможностями учащихся данного класса. В основе урока лежит анализ произведения, подготовка краткого пересказа. Исходя из этого, были определены цель и поставлены задачи.

Анализ организации учебного процесса урока.

  1. Кратковременность оргмомента, речевой и эмоциональный настрой обеспечили быстрое включение всех детей в деловой ритм урока и необходимую мотивацию. Ребятам предъявлялись организационные фразы, дети определили и прокомментировали эмоциональный настрой на урок.
  2. В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому.
  3. Система предлагаемых вопросов и заданий позволила выявить знания детей о теме и степень обогащения читательского опыта.
  4. Выполнялись психолого-гигиенические, эстетические требования (смена динамических поз, культура речи, виды деятельности).
  5. Время урока использовалось рационально. На уроке использовались элементы технологии дифференцированного обучения и элементы развивающего обучения (создание условий для развития и проявления познавательной активности, создавались ситуации общения на уроке, предлагалось сформулировать выводы, результат выполненного задания).
  6. Комментарий к домашнему заданию носит дифференцированный характер.

Анализ дидактической и методической деятельности.

  1. С целью осознания детьми учебного материала проводилась работа на основе зрительно-слухового восприятия с использованием словаря, интересной презентации к уроку.
  2. На уроке развивалось умение анализировать, сравнивать, ориентироваться в тексте, делать выводы, читать выразительно.
  3. Имела место фронтальная и парная форма работы учащихся.
  4. Использованный вид проверки «Тест» преследовал цель предварительного контроля за знаниями учащихся по теме.
  5. Использовались репродуктивные, эвристические и творческие методы: чтение учителя и учеников, выборочное чтение, подбор строчек, чтение по ролям, подготовка сообщения о фактах из жизни писателя, подбор книг к выставке и др.

Анализ деятельности учащихся.

  1. На уроке чтения сочетались словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.
  2. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельности подчинены цели и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся класса.
  3. На протяжении всего урока отмечена высокая активность и работоспособность учащихся.
  4. Школьники показали хороший уровень понимания прочитанного, эффективно использовали в устных ответах полученные ранее знания.
  5. Учащиеся показали умение организовать свою деятельность на рабочем месте, умение слушать Учащиеся класса показали хорошие умения устно выражать отношение к прочитанному, главным героям и впечатление от прочитанного (детские эмоции).

Считаю, что урок достиг поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по повести – сказке « Крокодил Гена и его друзья»

Литературная викторина по повести – сказке « Крокодил Гена и его друзья»...

Урок литературного чтения: Э.Н.Успенский "Чебурашка"

Разработка урока внеклассного чтения....

Э. Успенский «Чебурашка» из сказки «Крокодил Гена и его друзья»

На уроке мы знакомились с жизнью и творчеством Э. Успенского, вспоминали его произведение «Крокодил Гена и его друзья». На уроке использовался мультимедийный проектор, презентация, запись ...

Технологическая карта урока литературное чтение "Э.Н. Успенский, "Чебурашка"" УМК "Школа России", 2 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока «Э.Н.Успенский «Чебурашка»» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование чи...

Конспект урока литературного чтения "Э.Н. Успенский "Чебурашка" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением Э.Н.Успенского "Чебурашка"; научить кратко пересказывать рассказы.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с произведением ...