Урок литературного чтения в 3 классе "Что за прелесть эти сказки!"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Позднякова Елена Александровна

Урок обобщения знаний о сказках А.С. Пушкина с интересными заданиями и конкурсами. Урок в соответствии требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx50.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - игра по сказкам А.С. Пушкина «Что за                     прелесть эти сказки!»

Задачи:

- Развивать коммуникативные способности, познавательный интерес,

творческое мышление.

- Формировать навыки работы в команде, способствовать групповой

сплоченности.

- Воспитывать интерес и любовь к сказкам А.С. Пушкина, бережное и уважительное отношение к книге.

Оформление:

  1. Портрет А.С. Пушкина
  2. Выставка книг
  3. Конверты с вопросами к сказкам А.С. Пушкина (иллюстрированные)
  4. Кубик-шестигранник
  5. Жетоны
  6. Призы

                                  Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Речевая разминка.

- Прочитайте про себя

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

- Прочитайте птичьим базаром

         - Читаем медленно вслух

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

         Вопросы учителя:                                Воспитательный момент

     - Почему книга – это учитель и наставница? (наставник – наставляет на правильный      путь, учит чему-либо)

   - Почему книга – товарищ и друг? (С книгой бывает также увлекательно и интересно, как с товарищем и другом.)

   - Почему без книги ум исчезает, высыхает? (Ничего нового не узнаёшь, а старое забываешь.)

          (…)

      - Читаем с восхищением.

Вывод учителя о пользе книги: Да, ребята, велико значение книги для человека. Не зря о книге написано много пословиц.

Книга - друг человека.

  

Кто много читает, тот много знает.

         

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

  

Одна книга тысячу людей учит. Книга для ума, что тёплый дождик для всходов.

 

 Книга мала, а ума придала. 

  1. Самоопределение к деятельности

- Посмотрите фрагмент видео и скажите что это? (Сказка о царе Салтане, …)

- Посмотрите следующий фрагмент. Что это? (Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях)

- Смотрим следующий фрагмент. Что это? (Сказка о рыбаке и рыбке)

- А это что за фрагмент? (Сказка о попе и о работнике его Балде)

- И смотрим следующий фрагмент. (Сказка о золотом петушке)

- Скажите, что объединяет все эти сказки?  (ответы учащихся)

 (Учитель открывает все картины сказок Пушкина и перечисляет их названия)

(Их написал А.С. Пушкин)

- А что вы знаете о А.С. Пушкине?  (Слайд с портретом писателя)

(Высказывания подготовленных детей)

 4.Слово учителя о писателе как итог.

6 июня  1799 г на одной из окраинных улиц Москвы у майора Сергея Львовича Пушкина

родился сын - Александр. Александр Пушкин вошёл в жизнь празднично. В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки Императора Павла 1. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения совпал с всеобщим народным ликованием.  И место рождения поэта г. Москва - самое сердце России.

Кудрявый мальчик Саша, как и другие дети, был упрям, грыз ногти, и в то же был диковат и не похож на других детей. Предками Александра были известные в истории бояре, воеводы, храбрые воины. Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски и по-французски; учили его и танцам, возили на детские балы. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и др. Но главным источником знаний уже и в эти детские годы была книга. Читал Александр много и жадно.
В гостях у Пушкиных бывали известные писатели и поэты; вечера проходили в увлекательных разговорах и шумных спорах. Мальчик забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых. Он рано начал пробовать свои силы: «На восьмом году возраста он сочинял на французском языке маленькие комедии на своих учителей». В девять лет писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом.
 

Бабушка Александра - Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна рассказывали ему сказки, познакомили с добрыми волшебниками и злыми колдуньями, с прекрасным миром поэтического народного вымысла.
К Арине Родионовне поэт испытывал истинное родственное чувство, любил и уважал ее, заботился о ее здоровье, называл ее «мамой». Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Позднее со слов няни поэт
 записал семь сказок и несколько песен, Няне он посвятил стихотворение «Зимний вечер».

Прошло много времени, когда жил великий поэт А.С. Пушкин. Но его стихи и сказки не забыты. Его любят и помнят не только в нашей стране, но и во всём мире. Именем великого поэта в Москве названы:
Одна из центральных площадей столицы
Станция метрополитена
Музей изобразительных искусств
Московский драматический театр

- Кто из вас догадался, о чём пойдёт речь на уроке и чем мы будем заниматься?     (Ответы детей)

На уроке мы не просто будем говорить о сказках А.С. Пушкина, но и проведём игру по сказкам Пушкина. А называется она «Что за прелесть эти сказки!» Это фраза А.С. Пушкина. Он так называл сказки, которые ему рассказывали бабушка – Мария Алексеевна и няня – Арина Родионовна. Каждая из них – поэма.

  1. Деление на команды.

Я вам предлагаю сыграть в игру. Вы согласны?

Но мы должны с вами разделиться на команды. Тяните листочки и читайте.

(Королевич Елисей, Чернавка, пёс Соколко, 7 богатырей, месяц, ветер)  : на 2 команды

(царь Салтан, князь Гвидон, белка, корабельщики, ткачиха, повариха)

- Из какой сказки этот персонаж?

- Как вы думаете, по какому принципу вы должны поделиться на 2 команды?  (По принципу количества сказок названных персонажей)

(Королевич Елисей, Чернавка, пёс Соколко, 7 богатырей, месяц, ветер) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

(царь Салтан, князь Гвидон. белка, корабельщики, ткачиха, повариха) (Сказка о царе Салтане, о … )

 

- Каждая команда садится на свои места. Выберите каждая команда капитанов. Придумайте своё название команды. Хорошо, чтобы название команды подходило к сказкам А.С. Пушкина («Золотая рыбка»,  «Семь богатырей»)

5. Игра

Конкурс первый определит, как хорошо вы знаете содержание сказок А.С. Пушкина.

Вам предстоит отвечать на вопросы по сказкам.  У меня 6 конвертов с вопросами. В конверте №1 вопросы к сказке …, в конверте №2 вопросы к сказке … и т.д. Капитаны каждой команды будут бросать кубик. Я буду читать вопрос для команды с того конверта, цифра которого совпала с цифрой на грани кубика. Время на раздумывание 5 секунд. Команда, правильно ответившая на вопрос, получает жетон. Если команда отвечает неверно – право ответить получает команда-соперник. Победит в этом конкурсе та команда, которая больше даст верных ответов и соберёт больше жетонов.

Итог: команда «Золотая рыбка» набрала … баллов

           Команда «Семь богатырей» набрала … баллов

Следующий конкурс – «Сказочный предмет»

Я по очереди для каждой команды достану из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – жентон.

  1. Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
  2. Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
  3. Орех – «Сказка о царе Салтане»
  4. Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
  5. Рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке»

- Вопрос обеим командам. Какую песню пела белка в Сказке о царе Салтане? (физкультминутка  под песню «Во саду ли в огороде девица гуляла …»)

Физкультминутка

Задание «Собери картинку»

(2 иллюстрации сказок Пушкина разрезать на равное количество частей.)

- На столе лежат разрезные картинки к сказкам Пушкина. Каждой команде собрать свою картинку.

Конкурс «Сказочные объявления»

     1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых; могу: запрягать лошадь, топить    печь, нянчить детей, варить кашу.  (Балда. Сказка о …)

  1. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Обращаться по адресу … (сказка о … )

  1. Тем, кто не может утром проснуться по будильнику, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Обращаться по адресу … (сказка о … )

  1. Кто желает поменять старое, разбитое  корыто на новое? Или квартиру на новый дом? Обращаться к золотой рыбке из сказки …

Конкурс «Выразительное чтение (можно наизусть) отрывка из сказки А.С. Пушкина»

Обращение злой царицы к зеркальцу:

 «Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее»?

Слова царевны Лебедь:

«Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела пропала в море;

Это горе – всё не горе.

Отплачу тебе  добром.

Сослужу тебе потом».

Обращение Елисея  к ветру:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь  сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених её».


Слова князя Гвидона матери:

«Государыня родная!

Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе,

Просим  оба разрешенья,

Твоего благословенья:

Ты детей благослови

Жить в совете и любви».

Последний конкурс – конкурс проектов.

Команде  надо по картинкам восстановить сюжет сказки, рассказать, чему она учит.

Подведение итогов игры.

Рефлексия. Синквейн на тему Сказки А.С. Пушкина

1. Повторяем правило написания синквейна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка – фраза, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение - КВН "Что за прелесть эти сказки!"

КВН "Что за прелесть эти сказки!" можно использовать на уроках литературного чтения,  внеклассного чтения  или на классном часе, посвещенному А.С. Пушкину....

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Разработка урока литературного чтения для 2 класса на тему "Сказки народов России. Татарская сказка "Три сестры"

Урок к УМК под редакцией Виноградовой Н. Ф., автор программы - Л.А.Ефросинина. Урок разработан в соответствиис концепцией технологии развития критического мышления....

Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.

1.      Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...

План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»

Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать...

Конспект урока литературного чтения «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной...