Разработка урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа 2100" на тему "Война грибов с ягодами" (русская народная сказка в обработке Владимира Даля).
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Гульбинат Нурманбетовна Колдасова

Урок расширяет представление учащихся о жанрах литературных произведений. знакомит детей с обработкой народной сказки., учит видеть различие между народной сказкой и её обработкой автором. Дети учатся анализировать текст, выделять средства художественной выразительности текста. Обогащается словарный запас . Развивается диалогическая, монологическая речь, умение формулировать и решать проблему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Нефтекумского муниципального района

Ставропольского края

Урок литературного чтения

в 4 «А» классе

на тему:

«Война грибов с ягодами»

(русская народная сказка в литературной обработке В. И. Даля).

C:\Users\Гульфира\Desktop\20161129_082312.jpg

                                                                                                       

                                                                                                        Учитель:

Колдасова Г. Н.

2016/2017 уч. г.

Тема: «Война грибов с ягодами». Русская народная сказка в литературной обработке В. И. Даля.

Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.

Задачи: 

1)Образовательные:

Продолжать знакомить с творчеством В. И Даля.

 Продолжать учить различать  литературную сказку и обработку народной сказки.

 2) Развивающие:

Развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи в анализе художественных достоинств сказки.

Развивать, обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение.

Расширять словарный запас учащихся, языковое чутьё к

использованию образных выражений, пословиц.

Формирование умений: развитие навыков выразительного чтения, анализа художественного текста.

3)Воспитательные:  

Развивать познавательный интерес школьников, дать почувствовать гордость за свою народную культуру, писателей, бережно относившихся к родному языку.

Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;

Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого   общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

Материалы и оборудование: портрет Даля, рисунки детей, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, музыкальное сопровождение «Шум прибоя  и крики чаек»

Ход  урока

                                                       «Сказка-ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок…»

(А. С.Пушкин)

I.Организационный момент.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.
 (Слайд 3).

-Сегодня у нас много гостей и я надеюсь, вы порадуете всех  интересной, плодотворной и результативной работой  на уроке. Эпиграфом к уроку будут слова А. С. Пушкина

 «Сказка-ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок…»

II. Речевая разминка.

-- Чтобы подготовить речевой аппарат к работе, начнём  урок с артикуляционной гимнастики.

- Прочитайте скороговорку медленно шёпотом.( Слайд 4)                            

У боярина бобра нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.

(В. И. Даль)

- в ускоренном темпе;

-  с интонацией восхищения;

- с вопросительной интонацией.

III. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

- На прошлом уроке мы выяснили, что написанные на основе народных, сказки Пушкина и Жуковского являются литературными, авторскими сказками. (Слайд 5).    

- Вспомните, что такое литературная сказка?

(Литературная сказка на народный сюжет - это новая, самостоятельная сказка. Она имеет более сложный сюжет, большее количество героев. В ней чувствуется стиль автора, его идеи.)

– Прочитайте в статье учебника на стр. 115, чьи сказки советовал читать А.С. Пушкин?

-Что значит бездна поэзии?

- Выскажите свои предположения, чем же мы будем заниматься на уроке? (Слайд 6)

IV. Представление команд.

- Продолжим эту работу в группах, которые вы создали.

-Слово капитанам команд.

-Я знаю, что вам нравится работать в группах. Почему?

  «Вместе не трудно, вместе не тесно,

вместе легко  и всегда интересно!»  (Слайд 7). 

V. Проверка домашнего задания. Работа с информацией.

Дома вы познакомились с биографической справкой В. И. Даля и в группах подготовили вопросы по содержанию данной информации. Я предлагаю группам обменяться вопросами и дать ответы.

(Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года на Украине в местечке Лугань.

Владимир Иванович Даль – учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора, создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. А Казак Луганский его псевдоним.

 В. И. Даль был морским офицером (1819 год), военным врачом во время русско-турецкой войны 1826 год), полк овым лекарем во время военных действий на территории Польши (1831 год).

Во время службы в армии он начал собирать сказки, песенки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить», а также знакомые с детства загадки и скороговорки. Всего около 32000 пословиц и поговорок.

       А создание  великолепного " Словаря живого великорусского языка" принесло его имени славу и известность, было собирание  русских  слов, разъяснение  их значения. За свою жизнь В. И. Даль собрал около 200 000 слов и около 30 тысяч пословиц и поговорок)

(Слайд 8).

1-ая группа: Почему  Даль выбрал такой псевдоним-Казак Луганский?

2-ая группа: Что стало для Даля главным делом его жизни?

3-я группа:  Что могло привлечь В. Даля в народных сказках? Слайд 9  

 4-ая группа: - Какими титулами мы можем наградить Владимира Ивановича Даля (Слайд 9).  

Микроитог работы в группах:  Все группы плодотворно потрудились, составили  хороший опросник и дали правильные ответы. Вы много узнали о творчестве Даля.

VII. Работа с текстом «Война грибов с ягодами» до чтения.

– Рассмотрите  иллюстрацию на стр. 157. Как вы думаете, о чем будет текст?  (Думаю, текст будет о грибах)

– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

 (Наверное, это будет сказка)

– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки? (Видно, что героями сказки будут грибы и ягоды)

– Как вы думаете, из-за чего могла начаться война  грибов с ягодами?

-Прочитайте название произведения, имя автора.  Что необычного вы увидели в заголовке? (русская народная сказка в обработке Владимира Даля)

(Слайд 11)

-Как вы понимаете, что такое обработка народной сказки?

(Обработка народной сказки или пересказ - это грамотное литературное изложение народной сказки. Он сохраняет сюжет и персонажей, в основном язык и идею сказки)

-Как народная сказка становится литературной?

Попробуйте выстроить эту цепочку. (Слайд 11)

-Какие цели мы поставим перед собой при работе над текстом? (Продолжать знакомиться с творчеством В. И Даля. Научиться находить в тексте: -просторечные слова,  устойчивые словосочетания, рифмы, пословицы, слова-определения, объяснять лексические значения слов).).

-Составим план урока.

1. Знакомство со сказкой  В. И. Даля «Война грибов с ягодами».

2. Наблюдения над языком сказки.

3. Выразительное чтение сказки.

Сейчас мы немного отдохнем и продолжим нашу работу.

Слайд 10.

VI. Физминутка «Рыбки».  (Музыкальное сопровождение «Шум прибоя  и крики чаек»)  (Слайд 10).

Сначала появилась рыбка – Правая рука. Медленно и плавно она плыла вперёд – куда глаза глядят. Вот любопытной рыбке стало скучно, и она повернула в одну сторону, потом в другую. «А что там творится наверху? Хочу хоть одним глазком взглянуть! – и устремилась вверх. – А что на дне? Но как скучно играть одной …». Не успела подумать, как подплывает подружка – Левая рука. Вдвоём веселее. И стали они играть танцевать то вместе, то порознь. А когда устали - заснули. И правильно сделал.

VIII. Словарная работа.

-Чтобы сказка была нам более понятной, проведем словарную работу в форме игры «переводчик». ( Слайд 12).

-Посмотрите на слайд (слова даны без «перевода») и предложите сценарий этой игры.

(Один читает простонародные слова, другой переводит их на современный русский язык)

КРАСНОЕ ЛЕТО – теплое лето,

СИДЮЧИ - сидя

ПЫЖИТСЯ - важничает

ГНЕВАЕТСЯ - сердится

ВИШЬ - видишь

ВСЕМ ГРИБАМ ГОЛОВА - старший

ГЛЯДЮЧИ - смотря

НЕ ПОВИННЫ - не виноваты

КИЧЛИВАЯ ЯГОДА - гордая ягода

IX. Выразительное чтение. 

Целевая установка: 

– В каком варианте сказка будет звучать интереснее: когда ее рассказывает один сказитель или при чтении по ролям?

-Слушайте тогда и оценивайте.(Читают по ролям заранее подготовленные учащиеся)

Cлайд 19

  • автор
  • гриб-боровик
  • волнушки
  • опята
  • сморчки
  • грузди с подгруздками
  • травка

X.Определение идеи сказки.

Какова же основная идея сказки? Чему учит сказка? (Надо жить в мире и согласии, не доводить дело до ссоры).

Cлайд 20

-Подберите пословицу к сказке Даля.

Смелость города берёт.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Микроитог: - Назовите положительных и отрицательных персонажей сказки.

XI. Постановка проблемы.

-Попробуйте определить проблемную задачу,  которую  мы должны решить на уроке.

-Значит, мы должны провести наблюдения  над средствами художественной выразительности языка сказки, обработанной автором. (Слайд 13)

XII. Наблюдения над языком сказки.

-Работаем в группах. Капитаны команд получают задания. (Слайд 13)

 1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. (Под дубочком сидючи, на грибы глядючи, сила великая, сладка ягода, полным-полнешенька, всем грибам голова...) (Cлайд 14)                

2) Найдите просторечные слова.( Вишъ, прет, помочь, скликать, сподряд, отказалися). ( Cлайд 15)                

3) Найдите рифмы. (Cлайд 16)                

 4) Какие необычные сравнения-определения даются персонажам (прием олицетворения: волнушки – старушки , опенки – ноги тонки , сморчки – старички) (Cлайд 17)                

Микроитог : - Как мы решили проблему урока?

(Нашли устойчивые сочетания простонародных слов, просторечные слова и рифмы,  

сравнения- определения).

– Почему так бережно обращался Даль с родным языком в ходе обработки сказки?        

Микроитог:-Вы ответили на проблемные вопросы урока. Продолжим знакомство с творчеством писателя.

XII. Сценка  В. Даля «В крестьянской избе». (Слайд 21)    

-Почему речь простых людей так оживлялась рифмой?

-Послушайте сценку  Даля «В крестьянской избе».

-По названию сценки, по интерьеру  и одежде героинь можно предположить, что…

(мы услышим речь простых русских женщин того далёкого времени )

(Комната: стол с самоваром, сундук)

Действующие лица: Федосья , хозяйка.(в русских народных костюмах)

Хозяйка. Кого бог послал? Милости просим! (Входит женщина) Батюшки! Никак кума Федосья?

Федосья. Не много ли вас, не надо ли нас?

Хозяйка. Здравствуйте, здравствуйте. Проходите да хвастайте. Чем богаты, тем и рады. (накрывает на стол).Кушай, Федосьюшка! Едовому товару недолог век. Чего беречь-то.

Федосья. Спасибо, Матушка, не потчуй. Не трудись. Сказала и ладно. Один раз дорог, не надо и сорок.

Хозяйка. Как живете-можете, матушка?

Федосья. Намедни всей деревней за рыбой ездили. Так это ладно вышло, дружно. Сёмги много привезли. Уж известно: где лад, там и клад.

Хозяйка (сочувственно). Что за клад, коли все вразлад.

Ведущий.Как это вы так складно разговариваете! Что у вас в деревне все так говорят?

Хозяйка. Ишь ,чего в диковинку, да ведь мы, кажись, по-русски говорим. Что ты дивишься?

Ведущий. Я не дивлюсь, а уж очень приятно вас слушать.

Федосья. Да уж верно, народ-то у нас разговорчивый.

Без углов дом не строится, без пословиц и речь не молвится.

-Поделитесь впечатлениями об услышанном.

Микроитог: Я рада, что вы, как и В. И. Даль, услышали красоту и богатство речи простого русского народа.

Cлайд 22

XII. Региональный компонент. (Cлайд 22)

-Попробуйте определить лексическое значение слов, входящих в словарь В. Даля, которые употребляют и в Ставропольском крае.

Запарить-обдать кипятком.

Наяривать-делать усердно.

Едреный -здоровый, крепкий, хороший.

Жила-кровеносный сосуд.

Лупить-бить;

Глаза лупить, вылупился-таращить.

 XIII. Рефлексия.

-Что мы можем сделать, чтобы сохранить это великое наследие? (Cлайд 23).              

(Использовать в речи народные пословицы, поговорки, приговорки. Не засорять русский язык. Пользоваться толковыми словарями. Обогащать свой словарный запас.) 

  XIV. Итог урока. 

-«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- писал А. С. Пушкин. И, действительно, в сказке всегда есть урок. Слайд 24                                  

-Какие уроки жизни вы извлекли из этой сказки?

Слайд 24

 (Жить нужно дружно, нельзя драться, надо относиться друг к другу  по - доброму…) Кластер «Уроки жизни из сказки «Война грибов с ягодами». (Слайд 24)

XV. Самооценка, взаимооценка,  оценивание учителем.

Оцените свою работу на уроке.

-Вы сегодня потрудились на славу.  

XVI. Домашнее задание (Слайд 25)

на выбор:

1.Прочитать любую сказку в обработке В.И. Даля

2.Познакомиться с игрой «Кузовок» и сыграть её дома.

3. Найти пословицы, поговорки, загадки В.И. Даля к следующему уроку.



Предварительный просмотр:

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Нефтекумского муниципального района

Ставропольского края

Урок литературного чтения

в 4 «А» классе

на тему:

«Война грибов с ягодами»

(русская народная сказка в литературной обработке В. И. Даля).

C:\Users\Гульфира\Desktop\20161129_082312.jpg

                                                                                                       

                                                                                                        Учитель:

Колдасова Г. Н.

2016/2017 уч. г.

Тема: «Война грибов с ягодами». Русская народная сказка в литературной обработке В. И. Даля.

Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.

Задачи: 

1)Образовательные:

Продолжать знакомить с творчеством В. И Даля.

 Продолжать учить различать  литературную сказку и обработку народной сказки.

 2) Развивающие:

Развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи в анализе художественных достоинств сказки.

Развивать, обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение.

Расширять словарный запас учащихся, языковое чутьё к

использованию образных выражений, пословиц.

Формирование умений: развитие навыков выразительного чтения, анализа художественного текста.

3)Воспитательные:  

Развивать познавательный интерес школьников, дать почувствовать гордость за свою народную культуру, писателей, бережно относившихся к родному языку.

Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;

Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого   общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

Материалы и оборудование: портрет Даля, рисунки детей, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, музыкальное сопровождение «Шум прибоя  и крики чаек»

Ход  урока

                                                       «Сказка-ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок…»

(А. С.Пушкин)

I.Организационный момент.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.
 (Слайд 3).

-Сегодня у нас много гостей и я надеюсь, вы порадуете всех  интересной, плодотворной и результативной работой  на уроке. Эпиграфом к уроку будут слова А. С. Пушкина

 «Сказка-ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок…»

II. Речевая разминка.

-- Чтобы подготовить речевой аппарат к работе, начнём  урок с артикуляционной гимнастики.

- Прочитайте скороговорку медленно шёпотом.( Слайд 4)                            

У боярина бобра нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.

(В. И. Даль)

- в ускоренном темпе;

-  с интонацией восхищения;

- с вопросительной интонацией.

III. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

- На прошлом уроке мы выяснили, что написанные на основе народных, сказки Пушкина и Жуковского являются литературными, авторскими сказками. (Слайд 5).    

- Вспомните, что такое литературная сказка?

(Литературная сказка на народный сюжет - это новая, самостоятельная сказка. Она имеет более сложный сюжет, большее количество героев. В ней чувствуется стиль автора, его идеи.)

– Прочитайте в статье учебника на стр. 115, чьи сказки советовал читать А.С. Пушкин?

-Что значит бездна поэзии?

- Выскажите свои предположения, чем же мы будем заниматься на уроке? (Слайд 6)

IV. Представление команд.

- Продолжим эту работу в группах, которые вы создали.

-Слово капитанам команд.

-Я знаю, что вам нравится работать в группах. Почему?

  «Вместе не трудно, вместе не тесно,

вместе легко  и всегда интересно!»  (Слайд 7). 

V. Проверка домашнего задания. Работа с информацией.

Дома вы познакомились с биографической справкой В. И. Даля и в группах подготовили вопросы по содержанию данной информации. Я предлагаю группам обменяться вопросами и дать ответы.

(Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года на Украине в местечке Лугань.

Владимир Иванович Даль – учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора, создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. А Казак Луганский его псевдоним.

 В. И. Даль был морским офицером (1819 год), военным врачом во время русско-турецкой войны 1826 год), полк овым лекарем во время военных действий на территории Польши (1831 год).

Во время службы в армии он начал собирать сказки, песенки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить», а также знакомые с детства загадки и скороговорки. Всего около 32000 пословиц и поговорок.

       А создание  великолепного " Словаря живого великорусского языка" принесло его имени славу и известность, было собирание  русских  слов, разъяснение  их значения. За свою жизнь В. И. Даль собрал около 200 000 слов и около 30 тысяч пословиц и поговорок)

(Слайд 8).

1-ая группа: Почему  Даль выбрал такой псевдоним-Казак Луганский?

2-ая группа: Что стало для Даля главным делом его жизни?

3-я группа:  Что могло привлечь В. Даля в народных сказках? Слайд 9  

 4-ая группа: - Какими титулами мы можем наградить Владимира Ивановича Даля (Слайд 9).  

Микроитог работы в группах:  Все группы плодотворно потрудились, составили  хороший опросник и дали правильные ответы. Вы много узнали о творчестве Даля.

VII. Работа с текстом «Война грибов с ягодами» до чтения.

– Рассмотрите  иллюстрацию на стр. 157. Как вы думаете, о чем будет текст?  (Думаю, текст будет о грибах)

– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

 (Наверное, это будет сказка)

– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки? (Видно, что героями сказки будут грибы и ягоды)

– Как вы думаете, из-за чего могла начаться война  грибов с ягодами?

-Прочитайте название произведения, имя автора.  Что необычного вы увидели в заголовке? (русская народная сказка в обработке Владимира Даля)

(Слайд 11)

-Как вы понимаете, что такое обработка народной сказки?

(Обработка народной сказки или пересказ - это грамотное литературное изложение народной сказки. Он сохраняет сюжет и персонажей, в основном язык и идею сказки)

-Как народная сказка становится литературной?

Попробуйте выстроить эту цепочку. (Слайд 11)

-Какие цели мы поставим перед собой при работе над текстом? (Продолжать знакомиться с творчеством В. И Даля. Научиться находить в тексте: -просторечные слова,  устойчивые словосочетания, рифмы, пословицы, слова-определения, объяснять лексические значения слов).).

-Составим план урока.

1. Знакомство со сказкой  В. И. Даля «Война грибов с ягодами».

2. Наблюдения над языком сказки.

3. Выразительное чтение сказки.

Сейчас мы немного отдохнем и продолжим нашу работу.

Слайд 10.

VI. Физминутка «Рыбки».  (Музыкальное сопровождение «Шум прибоя  и крики чаек»)  (Слайд 10).

Сначала появилась рыбка – Правая рука. Медленно и плавно она плыла вперёд – куда глаза глядят. Вот любопытной рыбке стало скучно, и она повернула в одну сторону, потом в другую. «А что там творится наверху? Хочу хоть одним глазком взглянуть! – и устремилась вверх. – А что на дне? Но как скучно играть одной …». Не успела подумать, как подплывает подружка – Левая рука. Вдвоём веселее. И стали они играть танцевать то вместе, то порознь. А когда устали - заснули. И правильно сделал.

VIII. Словарная работа.

-Чтобы сказка была нам более понятной, проведем словарную работу в форме игры «переводчик». ( Слайд 12).

-Посмотрите на слайд (слова даны без «перевода») и предложите сценарий этой игры.

(Один читает простонародные слова, другой переводит их на современный русский язык)

КРАСНОЕ ЛЕТО – теплое лето,

СИДЮЧИ - сидя

ПЫЖИТСЯ - важничает

ГНЕВАЕТСЯ - сердится

ВИШЬ - видишь

ВСЕМ ГРИБАМ ГОЛОВА - старший

ГЛЯДЮЧИ - смотря

НЕ ПОВИННЫ - не виноваты

КИЧЛИВАЯ ЯГОДА - гордая ягода

IX. Выразительное чтение. 

Целевая установка: 

– В каком варианте сказка будет звучать интереснее: когда ее рассказывает один сказитель или при чтении по ролям?

-Слушайте тогда и оценивайте.(Читают по ролям заранее подготовленные учащиеся)

Cлайд 19

  • автор
  • гриб-боровик
  • волнушки
  • опята
  • сморчки
  • грузди с подгруздками
  • травка

X.Определение идеи сказки.

Какова же основная идея сказки? Чему учит сказка? (Надо жить в мире и согласии, не доводить дело до ссоры).

Cлайд 20

-Подберите пословицу к сказке Даля.

Смелость города берёт.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Микроитог: - Назовите положительных и отрицательных персонажей сказки.

XI. Постановка проблемы.

-Попробуйте определить проблемную задачу,  которую  мы должны решить на уроке.

-Значит, мы должны провести наблюдения  над средствами художественной выразительности языка сказки, обработанной автором. (Слайд 13)

XII. Наблюдения над языком сказки.

-Работаем в группах. Капитаны команд получают задания. (Слайд 13)

 1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. (Под дубочком сидючи, на грибы глядючи, сила великая, сладка ягода, полным-полнешенька, всем грибам голова...) (Cлайд 14)                

2) Найдите просторечные слова.( Вишъ, прет, помочь, скликать, сподряд, отказалися). ( Cлайд 15)                

3) Найдите рифмы. (Cлайд 16)                

 4) Какие необычные сравнения-определения даются персонажам (прием олицетворения: волнушки – старушки , опенки – ноги тонки , сморчки – старички) (Cлайд 17)                

Микроитог : - Как мы решили проблему урока?

(Нашли устойчивые сочетания простонародных слов, просторечные слова и рифмы,  

сравнения- определения).

– Почему так бережно обращался Даль с родным языком в ходе обработки сказки?        

Микроитог:-Вы ответили на проблемные вопросы урока. Продолжим знакомство с творчеством писателя.

XII. Сценка  В. Даля «В крестьянской избе». (Слайд 21)    

-Почему речь простых людей так оживлялась рифмой?

-Послушайте сценку  Даля «В крестьянской избе».

-По названию сценки, по интерьеру  и одежде героинь можно предположить, что…

(мы услышим речь простых русских женщин того далёкого времени )

(Комната: стол с самоваром, сундук)

Действующие лица: Федосья , хозяйка.(в русских народных костюмах)

Хозяйка. Кого бог послал? Милости просим! (Входит женщина) Батюшки! Никак кума Федосья?

Федосья. Не много ли вас, не надо ли нас?

Хозяйка. Здравствуйте, здравствуйте. Проходите да хвастайте. Чем богаты, тем и рады. (накрывает на стол).Кушай, Федосьюшка! Едовому товару недолог век. Чего беречь-то.

Федосья. Спасибо, Матушка, не потчуй. Не трудись. Сказала и ладно. Один раз дорог, не надо и сорок.

Хозяйка. Как живете-можете, матушка?

Федосья. Намедни всей деревней за рыбой ездили. Так это ладно вышло, дружно. Сёмги много привезли. Уж известно: где лад, там и клад.

Хозяйка (сочувственно). Что за клад, коли все вразлад.

Ведущий.Как это вы так складно разговариваете! Что у вас в деревне все так говорят?

Хозяйка. Ишь ,чего в диковинку, да ведь мы, кажись, по-русски говорим. Что ты дивишься?

Ведущий. Я не дивлюсь, а уж очень приятно вас слушать.

Федосья. Да уж верно, народ-то у нас разговорчивый.

Без углов дом не строится, без пословиц и речь не молвится.

-Поделитесь впечатлениями об услышанном.

Микроитог: Я рада, что вы, как и В. И. Даль, услышали красоту и богатство речи простого русского народа.

Cлайд 22

XII. Региональный компонент. (Cлайд 22)

-Попробуйте определить лексическое значение слов, входящих в словарь В. Даля, которые употребляют и в Ставропольском крае.

Запарить-обдать кипятком.

Наяривать-делать усердно.

Едреный -здоровый, крепкий, хороший.

Жила-кровеносный сосуд.

Лупить-бить;

Глаза лупить, вылупился-таращить.

 XIII. Рефлексия.

-Что мы можем сделать, чтобы сохранить это великое наследие? (Cлайд 23).              

(Использовать в речи народные пословицы, поговорки, приговорки. Не засорять русский язык. Пользоваться толковыми словарями. Обогащать свой словарный запас.) 

  XIV. Итог урока. 

-«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- писал А. С. Пушкин. И, действительно, в сказке всегда есть урок. Слайд 24                                  

-Какие уроки жизни вы извлекли из этой сказки?

Слайд 24

 (Жить нужно дружно, нельзя драться, надо относиться друг к другу  по - доброму…) Кластер «Уроки жизни из сказки «Война грибов с ягодами». (Слайд 24)

XV. Самооценка, взаимооценка,  оценивание учителем.

Оцените свою работу на уроке.

-Вы сегодня потрудились на славу.  

XVI. Домашнее задание (Слайд 25)

на выбор:

1.Прочитать любую сказку в обработке В.И. Даля

2.Познакомиться с игрой «Кузовок» и сыграть её дома.

3. Найти пословицы, поговорки, загадки В.И. Даля к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения 3 класс В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". Сравнение с народной сказкой.

Презентация содержит материал к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой"....

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Литературное чтение 2 класс Школа России "Добро и зло в русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка""

Изучая русскую народную сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" перед читателем возникает проблема борьбы добра и зла. Рассматривая черты характера героев и давая оценку их поступкам, учащиеся ра...

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"

Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...