"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Чернышева Жанна Юрьевна

Тема"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dal_devochka_snegurochka.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Цели:

Обучающая:

  • Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»
  • Формирование понятия об авторской и народной сказках
  • Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.

Развивающая:

  • Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
  • Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

Воспитывающая:

  • Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества
  • Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.

Тип урока: обобщение.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, воспринимают речь учителя (одноклассников); выражают положительное отношение к процессу познания: применяют правила делового сотрудничества, проявляют терпение и доброжелательность, умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, анализируют собственную работу; познавательные сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия объектов, формулируют ответы на вопросы по содержанию  произведений; применяют таблицы, схемы в практической работе, владеют техникой чтения, используют приемы понимания прочитанного и прослушанного произведения;

коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;

  используют пересказ в соответствии с поставленной целью;

предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, использовать в речи  литературоведческие  понятия  (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения), получать информацию о героях (положительные и отрицательные), сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок;

Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент  

- Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.

- Какое сейчас время года? Какая за окном погода? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.

III. Определение темы урока.

- Тема урока запрятана в ребусе:   Слайд 2.

(На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. Появляется «Снегурочка»)

- В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”).

- Это и есть тема нашего урока.

- На прошлом уроке мы прочитали сказку“Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (В.И. Даль).   Слайд 4.

- Если у сказки есть автор, значит она… (авторская)

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка. Откройте учебники на стр. 151. Обратите внимание, что записано под названием (она народная)

- Зачем сегодня мы прочитаем еще одну сказку о Снегурочке. Ведь мы уже знаем сказку В. И. Даля? (чтобы сравнить)

- Мы сравним обе эти сказки Слайд 5.

IV. Чтение сказки целиком (хорошо читающим учеником) Слайд 6, 7.

- Отличается она от сказки Даля?

V. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.

- Снежинки упали к вам на столы. Выберите из двух определений то. Которое подходит к Снегурочке из наших произведений.  (У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)

Снегурочка:  Слайд 8.

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

- Какое определение подходит? Почему?

- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 9.

- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в  Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей).

- А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).

VI. Сравнительный анализ произведений

Слайд 10.

- Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку.

Работа в парах. Игра “Крестики-нолики”.

- На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные. (на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках)

Название

Автор

Герои

Жанр

Начало (зачин)

Основ. часть

Окончание

“Девочка Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

“Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ: (по мере ответов заполняем таблицу)

1). Название произведения. (устные ответы) Слайд 11.

1 вариант - “Девочка Снегурочка”

2 вариант – “Снегурочка”

2). Автор. (устные ответы)

1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)

2 вариант – сказка народная

3). Герои. (выбор правильного варианта ответа)   Слайд 12.

- Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке, герои из какого произведения.

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк

Лиса

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

Коровушка

(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)

4). Жанр произведения

- Чтобы доказать, что на произведение сказка, вспомним “Приметы сказки”  Слайд13.

Приметы сказки:

Зачин

Присказка

Волшебство

Троекратный повтор

Устаревшие слова Концовка

Добро побеждает зло

 

5) Определим тип сказки по алгоритму  Слайд 14.

http://festival.1september.ru/articles/516493/img2.gif

- Любая сказка включает в себя 3 основные части: Слайд 15.

Зачин

Основная часть

Концовка

6) - Одной из примет сказки является зачин. Что это такое?

- Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)

Вывод: зачин в сказках одинаковый

V. Физминутка:

- Мы пушистые снежинки,
Мы волшебные пушинки.
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В легком танце покружились.
И на землю тихо-тихо,
Опустились и притихли.

7) Сравнение основной части сказки.

- Как появилась Снегурочка в вашей сказке.

- За что старики любили Снегурочку?

- Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Определите точность последовательности событий. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (Дети восстанавливают содержание сказки)

Карточка 1 варианта:                                                           Карточка 2 варианта:                                                                                              

“Девочка Снегурочка”

Жучка нашла Снегурочку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Старик прогнал Жучку.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Снегурочка в лесу потерялась.

Лиса украла кур.

“Снегурочка”

Снегурочка прыгнула через костёр.

Снегурочка боится идти летом в лес.

Снегурочке весной стало грустно.

Девушки развели костёр.

Снегурочка превратилась в облако.

Снегурочка с подружками пошла в лес.

8) Сравнение концовок в сказках. (Выборочное чтение)

- Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?

VI. Обобщение.

(На доске заполненная таблица:

Вариант

Название

Автор

Герои

Жанр

Начало (зачин)

Основная часть

Окончание

«Девочка Снегурочка»

Х

В.И.Даль

Х

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк, Лиса

Жучка            

          Х

Сказка Авторская

Х

Жили-были…

Х

Разные события

Х

Снегурочка вернулась домой

Х

«Снегурочка»

О

Народ

О

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

О

Сказка Народная

О

Жили-были…

Х

Разные события

О

Снегурочка растаяла и превратилась в облако

О

(Х и О обозначают различия в сказках)

VIII. Итог урока.

- Мы сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали?

Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.

В сказках добро побеждает зло.

Обе сказки по-своему хороши.

Обе Снегурочки понравились и т.д.

- В чём различия сказок авторских и народных?

- Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)

(Снежинку “делаю” меняю на снежинку “получаю”) Слайд 16. 

IХ. Рефлексия. Слайд17.

- Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?

(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания) Слайд18.

Х. Оценки за урок.

ХI. Домашнее задание   Слайд19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Напуганные медведь и волки"

Урок знакомство с русской народной сказкой. Через разнообразные виды деятельности развивать речь учащихся,умения сравнивать разные виды сказок.умение доказывать свои мысли, ориентируясь на содержание ...

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

Урок литературного чтения во 2-м классе . Тема . Сравнение сказок В.И. Даля. "Девочка Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"..

Урок построен на основе деятельностного метода обучения. Учащиеся самостоятельно формулировали тему и ставили цели урока. Работали в парах, по картинкам восстанавливали последовательность событий в ру...

Презентация "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Презентация к уроку "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....