Конспект урока для 4 класса "Приёмыш" +презентация
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме

Ражабова Марина Данировна (Шакирьянова)

Цели урока: знакомство учащихся с произведением Д. Н. Мамина- Сибиряка «Приёмыш»

Планируемые результаты:

Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы;

                      -развивать читательские навыки осознанного, беглого, выразительного чтения;

Личностные: -сформированность внутренней позиции школьника;

                                -выражать собственные чувства при чтении стихотворений и в ходе размышлений, анализа;

                      -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                      - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemysh_-_kopiya.doc118.5 КБ
Файл priyomysh.pptx626.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Д. Н. Мамин- Сибиряк «Приёмыш»»

 (Программа: Школа России)

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: знакомство учащихся с произведением Д. Н. Мамина- Сибиряка «Приёмыш»

Планируемые результаты:

  • Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; 

                      -развивать читательские навыки осознанного, беглого, выразительного чтения;

                     

  • Личностные: -сформированность внутренней позиции школьника;

                                -выражать собственные чувства при чтении стихотворений и в ходе размышлений, анализа;

                      -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                      - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

Оборудование: учебник Литературное чтение, автор:  Л.Ф. Климанова, 4 класс- 2 ч., презентация.

Этапы, методы и приёмы.

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Метод – словесный

1 мин

Здравствуйте, ребята!

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Начнем скорей урок!

Приветствовать  учителя.

Проверять готовность к уроку.

Регулятивные:

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Речевая разминка

Метод – словесный.

Приём- работа с четверостишием

Мотивационный этап

Метод – словесный;

Приём – беседа.

Метод- практический,

Приём- прослушивание музыки.

3 мин

Начнем урок с речевой разминки.

Подарили собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока ...

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках.

Подрастет щеночек мой ­

Он поправдашний, живой.

(Н. Токмакова.)

Прочитайте птичьим базаром.

Прочитайте с интонацией удивления.

Прочитайте с интонацией восхищения.

Прочитайте с ускорением.

Прочитайте с замедлением.

Прочитайте шепотом.

.

У вас на столах лежат полосочки с пословицами, которые нужно собрать, их 6. Читаем, что получилось, объясняем смысл. О каком качестве все пословицы? А что такое доброта? Правильно, именно о доброте мы сегодня и будем говорить.

Доброе слово   и                                 кошке приятно.

 Не одежда красит человека,         а его добрые дела.

 Торопись на доброе дело,         а худое само приспеет.

Не хвались серебром,                         а хвались добром.

 Кто добро творит,                         того Бог отблагодарит.

 В ком добра нет,                             в том и правды мало.

Раздел, который мы начинаем изучать, называется «Природа и мы». Какое отношение к доброте этот раздел имеет ?

Выполнять речевую разминку

Читать по заданию учителя

Анализировать задание

Соединять пословицы.

Определять их главную мысль.

Отвечать на вопросы

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Познавательные:

построение речевых высказываний.

Проверка домашнего задания.

Метод – словесный.

Приём – беседа.

Приём - монологические высказывания.

10мин

Скажите, какое домашнее задание у Вас было к сегодняшнему уроку? (выучить наизусть одно стихотворение из раздела «Поэтическая тетрадь»). 

Верно! Итак, кто хочет ответить?

Вспоминать прошлую тему урока, домашнее задание.

Показать свою готовность по домашнему заданию.

Оценивать своих одноклассников.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Познавательные:

построение речевых высказываний.

Постановка учебной задачи.

Метод- словесный

Приём- подводящий диалог

Метод- словесно-наглядный.

Приём- рассказ, просмотр портрета.

7мин

Прослушав стихотворение Н.А. Заболоцкого «Просьба», подумайте, чему будут посвящены произведения следующего раздела

(Учащийся читает)

Птицы, рыбы, звери

В душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море,

А земля без зверей – не земля.

Чему будут посвящены произведения? (Природе…). Раздел называется  «Природа и мы», как мы уже сказали ранее. Откройте с.  . Как Вы думаете о чём мы будем читать в этом разделе?

Автора сегодняшнего произведения Вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг.

Читаем названия…(«Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго зайца…», «Серая Шейка», «Сказка про Комара Комаровича…»).  Кто автор? (Д. Н. Мамин – Сибиряк) 

О Д.Н. Мамине-Сибиряке

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка.

Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы.

Особая страница его творчества – рассказы для детей. За рассказы “Зимовье на Студеной” и “Емеля и охотник” Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию.

“ Это счастье писать для детей”,- говорил он.

Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал “ Алёнушкины сказки”. Эту книгу вы видите на нашей выставке. Она очень нравится всем детям. Можете взять и почитать. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших “братьев меньших”.

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать прочтение стихотворения однаклассником

Отвечать на вопросы

Определять тему раздела

Называть автора произведений с выставки книг

Анализировать рассказ одноклассников.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Познавательные:

выделять существенную информацию из текста.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Решение учебной задачи.

Метод- практический, словесно-наглядный.

Приём- работа со словарём, выборочное чтение.

Метод- словесный

Приём- беседа.

По школьной программе, вы еще ни один раз встретитесь с произведениями С. Есенина, а сегодня мы познакомимся с его произведением «Приёмыш».

Составление кластера

Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - приёмыш?  (Ассоциации помещаем в кластер)

В словаре русского языка Ожегова говорится так:

Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь

Какие ассоции у Вас еще возникли?

Скажите, какие цели мы перед собой поставим на этот урок?

А мы сегодня с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении

При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл. Как вы их понимаете? И обратимся к словарю Ожегова.

Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то

Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение

Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма

Сайма - рыбацкая стоянка

Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания

Бобылём - в одиночестве

Увечить - физически расправляться, калечить

Хиреет - болеет, чахнет

Божья тварь - всё живое, созданное Богом

Предполагать о чем произведение.

Формулиро-вать  цель и задачи урока.

Объяснять значение неизвестных слов, опираясь на жизненный опят

Познавательные:

анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

Регулятивные:

определять цель урока.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Решение частных учебных задач.

Метод – словесный.

Приём- слово учителя.

Метод- практический. Приём- выборочное чтение.

Метод- практический. Приём- выборочное чтение.

Метод- практический. Приём- выборочное чтение.

Метод- практический. Приём- выборочное чтение.

Метод- практический. Приём- выборочное чтение.

10мин

По ходу чтения постарайтесь заполнить табличку.  К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.

п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая

2

Умная

3

Лучший друг человека

4

Гуляка

5

Бобыль

6

Князь князем

7

Божья тварь

8

Гордая

9

Настоящая

10

Царская

11

Старый

12

Утомлённый

13

Дряхлый

14

Жалкий

п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая

+

2

Умная

+

+

3

Лучший друг человека

+

4

Гуляка

+

5

Бобыль

+

6

Князь князем

+

7

Божья тварь

+

8

Гордая

+

9

Настоящая

+

10

Царская

+

11

Старый

+

12

Утомлённый

+

13

Дряхлый

+

14

Жалкий

+

Чтение 1 части

(Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)

Почему хозяина избушки не оказалось дома? Как вы думаете, кто же был Приёмышем?

Прндполжите, используя опоры:  “Я думаю..”, “Я считаю..”, “По-моему..”.   Какие слова из прочитанного мы могли бы поместить в кластер?

Чтение 2 части

Прочитайте 2 часть самостоятельно.

Подумайте, кто же на самом деле оказался Приёмышем?

Расскажите, как Приёмыш оказался в избушке у Тараса?

Зачитайте отрывок, как дружили Соболько и Приёмыш?

Чтение 3 части.

(Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)

Что вы узнали из этой части о жизни Тараса?

Составьте рассказ о старом Тарасе по вопросам.

Вопросы на слайде: Где жил? Когда поселился? Как выглядел?

 Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

Чтение последней части рассказа.

 (Читает учитель)

Я буду читать, а вы слушайте и думайте над вопросом:

Совпало ли ваше мнение с текстом?

А мог ли Тарас не отпустить птицу?

Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку… Друзья и расстались.

Легко ли расставаться с другом? 

Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Как вы думаете, вернется к Тарасу лебедь весной?

Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам — людям.

Что общего у Соболько и Приёмыша? (Хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.)

Анализировать задание.

Анализировать чтение 1 части

Отвечать на вопросы по содержанию

Анализировать чтение 2 части

Отвечать на вопросы по содержанию

Анализировать чтение 3 части

Отвечать на вопросы по содержанию

Анализировать чтение 4 части

Отвечать на вопросы по содержанию

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Познавательные:

анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

Регулятивные:

определять цель урока.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Познавательные:

анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Познавательные:

анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

Итог урока.

Рефлексия.

Метод- словесный.

Приём- слово учителя, беседа.

5мин

Ребята, вспомните,  какие цели мы ставили перед собой. Как вы считаете, мы их достигли?

С творчеством, какого писателя мы познакомились сегодня на уроке? Какова главная идея рассказа ? Чему вас научил этот рассказ? Как вы должны относиться к животным? И наш урок хочется закончить пословицей «Жизнь дана на добрые дела»

Закончите предложения:

 Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…

 Рассказ помог понять…

 Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Запишите домашнее задание.

Выборочный пересказ рассказа с. 76-84

Ребята, урок окончен.

Отвечать на вопросы.

Подводить итоги.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подарили собаку Нет, не просто подарили, В день рожденья подарили Очень славного щенка! Он малюсенький пока ... Он идет смешной-смешной, Путается в лапках. Подрастет щеночек мой ­ Он поправдашний , живой. (Н. Токмакова .)

Слайд 2

Природа и мы

Слайд 4

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)

Слайд 5

Приёмыш

Слайд 6

Цели :

Слайд 7

Церемония - Доспехи - Протока - Сайма - Заводь -

Слайд 8

Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то Доспехи - Протока - Сайма - Заводь -

Слайд 9

Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение Протока - Сайма - Заводь -

Слайд 10

Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма Сайма - Заводь -

Слайд 11

Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма Сайма - рыбацкая стоянка Заводь -

Слайд 12

Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма Сайма - рыбацкая стоянка Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением

Слайд 13

Муштровать - Бобылём - Увечить - Хиреет - Божья тварь -

Слайд 14

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания Бобылём - Увечить - Хиреет - Божья тварь -

Слайд 15

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания Бобылём - в одиночестве Увечить - Хиреет - Божья тварь -

Слайд 16

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания Бобылём - в одиночестве Увечить - расправляться, калечить Хиреет - Божья тварь -

Слайд 17

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания Бобылём - в одиночестве Увечить - расправляться, калечить Хиреет - болеет, чахнет Божья тварь -

Слайд 18

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания Бобылём - в одиночестве Увечить - расправляться, калечить Хиреет - болеет, чахнет Божья тварь - всё живое, созданное Богом

Слайд 19

Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства… Рассказ помог понять… Для меня было сложным… Мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...