Формирование навыка чтения, как способ развития познавательных УУД
статья по чтению на тему

Совершенствование техники чтения – это одна из  главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

            Чтобы научить ребенка читать, необходимо его вооружить техникой чтения (т.е. чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно познавательного текста, детской книги, научить работать с книгой, текстом, выработать соответствующие учебные  и читательские умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыка чтения, как способ развития познавательных УУД

            Совершенствование техники чтения – это одна из  главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

            Чтобы научить ребенка читать, необходимо его вооружить техникой чтения (т.е. чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно познавательного текста, детской книги, научить работать с книгой, текстом, выработать соответствующие учебные  и читательские умения.

              Большая ответственность за будущие успехи ученика  ложится на учителя начальных классов. Перед ним стоит задача – научить читать детей в темпе разговорной речи.

               Плохое чтение, скорость, заниженная по отношению к оптимальной, влекут за собой почти все беды школьной системы, т.е. скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.

Техника чтения – главная задача обучения младших школьников.

              Обучение чтению неотделимая часть системы формирования учебной деятельности.

               Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам.

                Чтение, как один из видов речевой деятельности с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентированных и исполнительских действий в процессе его усвоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

                  Несмотря на то, что начальная школа – школа навыка, ученые утверждают, что навык чтения формируется только на уровне букваря. И даже при первоначальном обучении не используется принцип позиционного чтения (Д.Б.Эльконин). и действие «предупреждающего» синтеза (Н.И. Жилкин), недооценивается звуковой анализ, введение ребенка в звуковой строй. Далее навык чтения развивается спонтанно и не управляется.

                 Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Следовательно, эти дети с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание,  при однократном чтении затрудняются вычленить главное в учебном тексте.

                      Под читательской деятельностью подразумевается чтение как коммуникативная речевая познавательная деятельность, направленная на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого. В процессе чтения имеют место как технические действия (восприятие знаковой системы данного языка), так и осмысление текста (переведение авторского кода на свой смысловой код).

Виды работ над текстом

При работе с текстом включаю разные виды чтения

  1. Чтение всего текста и деление его на части. Составление плана.
  2. Чтение и пересказывание.
  3. Чтение цепочкой по предложению (по абзацу).
  4. Чтение, нахождение отрывка к рисунку
  5. Чтение самого красивого места в рассказе и стихотворении.
  6. Нахождение по заданному началу или концу предложения всего предложения.
  7. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  8. Чтение по ролям.
  9. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  10. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
  11. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  12. Нахождение в рассказе и чтение словосочетаний:
  • существительное + прилагательное;
  • существительное + глагол;
  • местоимение + глагол (можно  наоборот).
  1. Чтение, пометка непонятных слов.
  2. Иллюстрации отдельных отрывков произведения.
  3. Составление плана из рисунков.

                Использовать эти задания можно на любом этапе урока. Все они дают хорошие результаты, помогая детям читать произведения более осознанно.

                  Для развития техники чтения использую следующие упражнения:

  1.  «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
  2.  Учитель начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
  3. Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начитается на букву а).
  4. «Круговое чтение». Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
  5. «Кто быстрее?» На доске написано предложение. По сигналу ученики ищут в тексте данное предложение.

                   Мною также широко используется выборочное чтение.

                   Выборочное чтение – это целенаправленное чтение, включающее чтение вслух, чтение шепотом или про себя, «глазами», с целью нахождения текста для ответа на вопрос. Выборочное чтение является и приемом обучения чтению, и средством обучения пониманию текста.

                  Учащиеся самостоятельно находили текст для ответа на вопрос учителя в любой части рассказа, сказки, стихотворения.

                Разные приемы чтения вводились в урок не только как простая техническая тренировка. Каждое перечитывание имело определенную смысловую задачу, посильную  и интересную для ребенка. Обучение навыку чтения мы вели параллельно  с работой над текстом произведения.

                         Упражнения для выработки выразительного чтения

  1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
  2. Чтение труднопроизносимых слов
  3. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
  4. Чтение (выборочное) вопросительных и восклицательных предложений.
  5. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.
  6. Чтение по ролям без слов автора.
  7. Инсценирование.
  8. Конкурс чтецов.

          Использование активных методик на уроках чтения

               Уроки провожу на основе активных методик, что определяет выбор урока, уделяю особое внимание нетрадиционным:

  • урок-сказка;
  • урок-путешествие;
  • урок-игра;

                 Приемы работы разнообразны: чтение вслух, про себя, выборочное, ответы на вопросы, пересказ, беседа, наблюдение за лексикой, чтение по ролям, драматизация, сочинение сказки, продолжение сказки, рассказа.

               В первом классе предпочтение отдаю обучению через игру. Игра – одно из средств активизации познавательных интересов детей. Игра помогает делать урок живым, вызвать творческий интерес к предмету. Использую игры: « Не ошибись», «Составим слово», «Доскажи словечко», «Добавь слог»

     Часто использую сказочных героев (кукол). В присутствии кукол дети учатся выразительно читать. Куклы загадывают детям загадки, определяют самый интересный рассказ, а иногда начинают рассказ и предлагают ребятам закончить его, вручают сюрпризы.

                        Героев сказок я включаю в игру на различных этапах урока, но чаще всего, когда дети устали. А для того чтобы урок удался, чтобы дети не переиграли и не забыли главного, я продумываю весь ход урока до мелочей. Только разумное сочетание учебы и игры на уроке помогает мне плодотворно работать с детьми.

Упражнения для понимания смысла текста

Для понимания смысла текста использую следующие упражнения:

  1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их логического значения.
  2. Озаглавливание текста.
  3. Деление текста на части, составление плана.
  4. Определение темы текста, главной мысли.
  5. Определение типа текста.
  6. Подбор иллюстрации к тексту.
  7. По иллюстрации определите содержание текста.
  8. Составление картинного плана. Текст делится на части и распределяется  между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом, используют для краткого пересказа.
  9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и                                                                                      др.
  10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
  11. Чтение для подготовки к пересказу.
  12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящие по смыслу.
  13. Распространение предложений.
  14. Составление кроссвордов по тексту.

Виды контроля и урок развития речи – как форма

контроля  за уровнем ребенка.

           Уроки по развитию связной речи подразумевают решение следующих задач:

  • обучение детей умению вести диалог;
  • усвоение детьми лексико-грамматических категорий русского языка;
  • формирование монологической речи – развернутых высказываний, композиционно и грамматически оформленных;
  • приобщение детей к языковому богатству произведений русской литературы и устного народного творчества. Это пересказы, чтение по ролям, инсценировки сказок, и конечно же составление 3-5 предложений по картинке, отдельные занятия по развитию речи.

                  Тематический контроль проводится в форме текстовой работы, составление плана прочитанного текста с последующим пересказом.

             

          Осуществляемый контроль – важный этап процесса выработки у самих учащихся действий и операций самоконтроля и самооценки. Контроль является важным средством формирования мотивации обучения, эффективности всей учебной деятельности, следовательно, средством  формирования личности ученика. Сложившаяся система отслеживания результатов техники чтения позволяет мне правильно строить учебный процесс, выбрать необходимую  технологию, методы, формы и средства обучения.

              В процессе овладения читательскими знаниями, умениями, навыками, способами их формирования у детей развивается интерес к чтению, т.е. по сути дела, повышается мотивация не только самого чтения, но и  к учебе в целом.

 

                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме : «Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов».

Навык быстрого чтения и понимание прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.Предложенные упражнения позволяют работать над разв...

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по модулю  Упражнения, способствующие развитию техники чтения....

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения бе...

Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,  которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Данный материал поможет учителям начальных классов сформировать навык чтения у детей через развитие познавательных процессов....

Формирование навыков чтения на основе развития познавательных процессов

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из бу...

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов.

Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречать с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без ...