Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов
методическая разработка на тему

Данный материал поможет учителям начальных классов сформировать навык чтения у детей через развитие познавательных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей начальных классов VII вида

МСКОУ Скош №2

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

учитель начальных классов

I категории

Бурматова Е.П.

06.11.2008

Г.Южноуральск

Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желанию встречаться с книгой как можно чаще?

Именно эта проблема- формирование навыков чтения без насилия над ребёнком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребёнка к чтению – является актуальной. Отправной точкой работы над проблемой является убеждение, что качество всех параметров может быть повышено не столько путём многократного прочитывания, сколько за счёт овладения такими действиями, которыми дают качественный сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывать возрастные особенности ребёнка.

        Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и внимания.

 I. Восприятие текста.

        Восприятие  - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

        Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие текста происходит в два этапа: первичное и  его обработка.

        Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

- увеличить ширину поля зрения

Упражнения для увеличения поля зрения:

1) работа по буквенным и числовым таблицам проводится следующим образом:

подготовительный этап – зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть её целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в числовом ряду или алфавите (время выполнения 25 сек);

исполнительный этап – последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные буквы, цифры выделять карандашом.

        При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка»

«Напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова, название текста, героев, автора и т.д.)

2) нравятся детям упражнения на тренировку восприятия. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом. Быстро подвигаясь по строке, найти два одинаковых слова.

- развитие антиципации текста ( смысловая догадка).

1) на доске написаны скороговорка, загадка. После предварительного прочтения учитель убирает окончания нескольких  слов и просит восстановить текст. Убирает целые слова, восстановить текст предлагается по памяти.

2) восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных. Написать слова, у которых есть такие согласные:

к-н кино, океан, конь, окно..

с-л сила, соль, осёл, село

3) Дописать, досказать пропущенные слова в пословицах, предложениях.

II. Развитие внимания

Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно.

        Поэтому учащимся предлагаются задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объём внимания.

1) Для расширения объёма и распределения внимания используются корректурные пробы.

Подчеркнуть в ряду буквы:

2) Найти ошибки в тексте.

Я вчера буду купаться. Мы завтра были в кино.

III. Память

Память это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека.

     Объём оперативной памяти у младшего школьника  меньше, чем у взрослого.

         Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей

1) Игра «Слова».

Написать, сказать, как можно больше слов, относящихся к темам:

«Школа, книга, город, осень» и т.д.;

2) Игра « Кто больше запомнит».

        Первый участник называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит своё. Перед началом игры можно обговорить тему, по которой учащиеся будут подбирать слова.

3) Игра «Запоминаем рисуя».

Ведущий готовит список из 10 слов. Последовательно называет слова, считает до 3. За это время участники зарисовывают названное слово. В конце игры они должны назвать все слова по порядку, опираясь на свои рисунки.

4) Игра «Запоминаем слова».

Игра проводится в парах.

Каждый из партнёров берёт лист бумаги и пишет 20 слов. Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через минуту участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил написанные слова.

5) Игра «Посмотри и запомни».

        На доске, на столе раскладываются карточки с написанными на них словами. Даётся время для запоминания этих слов. Дети отворачиваются, а учитель меняет или убирает несколько из них. Дети должны сказать, что изменилось.

IV. Приёмы осмысления текста.

Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного.

        Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей можно формировать с помощью следующих заданий.

1) Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста(определить, где она заканчивается).

2) Работа с деформированным текстом.

  • Собери рассыпанные тексты.
  • Собери предложения из частей.

3) Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части.

4) Допиши словосочетания:

барсучий...                        карие ...

грецкий...                          перочинный...

Предложенные упражнения позволяют работать над развитием навыков  быстрого чтения на любом уроке, коррекционном занятии. Эти упражнения не занимают много времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме : «Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов».

Навык быстрого чтения и понимание прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.Предложенные упражнения позволяют работать над разв...

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по модулю  Упражнения, способствующие развитию техники чтения....

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения бе...

Формирование навыков чтения на основе развития познавательных процессов

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из бу...

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов.

Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречать с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без ...

Формирование навыка чтения, как способ развития познавательных УУД

Совершенствование техники чтения – это одна из  главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отн...

Формирование навыка чтения на коррекционных занятиях на основе развития познавательных процессов.

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов у младших школьников....