Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: В. П. Астафьев «Капалуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Пищальникова Наталья Олеговна

Тема: В. П. Астафьев «Капалуха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 96_kapaluha.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»        

Тип урока: открытие нового знания, обобщение пройденного.

Цели урока: 

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;

- учить видеть и понимать поступки героев;

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева

- научатся понимать поступки героев;

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;

- ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение и мужество.

Оборудование: презентация,  учебник Литературное чтение (3 класс 2 часть; УМК «Школа России»), рабочая тетрадь.

Этапы, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Практич.: хоровое чтение

речевая разминка

1 мин

3 мин

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Тихо сели и настроились на урок.

-Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку.

"Я сорвал цветок - и он завял.

Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем". (А.Барто)

- Давайте прочитаем хором

- Ребята, что значит, по-вашему "прикоснуться к красоте сердцем"? (Радоваться всему живому, любоваться заходом и восходом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными, знать, что это нужно беречь и любить).

Приветствовать учителя;

Настраиваться эмоционально на урок;

Читать хором;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

2.

Проверка домашнего задания

Словесн.: пересказ

5 мин

Учитель спрашивает учащихся пересказ по плану:

Б.С.Житков. «Про обезьянку»

План:

1.Знакомство с обезьянкой

2. Жизнь и проказы Яшки

3. Царь двора

4. Расставание

Пересказ произведения Б.С. Житкова «Про обезьянку» по плану

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

3.

Постановка учебной задачи

Видеометод: просмотр

2 мин

Просмотр видеофрагмента «Глухарка».

- Как вы думаете, сегодня о ком будет идти речь в произведении?

Выслушивает мнения учащихся.

- Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением.

На слайде:

- Прочитайте его имя, фамилию и отчество (Виктор Петрович Астафьев).

Просматривать  видеофрагмент

Высказывать свои  предположения

Понимать учебную задачу

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока

3.

Решение частных задач. 

Сл.: монолог учителя, слово об авторе

Физминутка

Практич.: чтение учителем

Практич.: чтение по цепочке

Словесн: ответы на вопросы;

2 мин

- Родился В.П.Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края, село стоит на берегу Енисея.

Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна. Так сложились обстоятельства, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом - в детском доме посёлка Игарка.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернётся позднее в рассказ "Васюткино озеро".

После школы Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов.

Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.

После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы.

Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.

- Большинство произведений посвящено отношениям между человеком и природой.

- Прочитайте название рассказа. («Капалуха»)

- Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет).

- Почему? (Непонятно слово).

- Капалуха - так сибирские охотники называют глухарку.

Сообщение о глухаре:

Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.

Большую часть года глухари ведут наземно-древесный образ жизни, т.к. кормятся на деревьях и только в период гнездования становится полностью наземной птицей. Насиживает глухарка яйца 24 дня, придерживаясь строгого распорядка: отлучается от гнезда в сутки три раза - ранним утром, днём и вечером. К концу насиживания привязанность её к гнезду возрастает, вылупившиеся птенцы едва обсохнув, свободно могут следовать за матерью.

- Посмотрите на картину. Что такое тайга? (трудно проходимый лес)

- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.

Словарная работа. На слайде:

- Читаем хором.

Тайга – трудно проходимый лес. Просека – очищенное от деревьев место   Пастьба – место, где пасут скот   Валежник – сухие сучья, деревья   Папоротник – растения с крупными листьями   Черничник – заросли черники  Покоробленные – кривые  Редколапых  Пошевеливали   Зарождающимися

Напружены – напряжены   Альпийским – высокогорные

- Я начну читать рассказ, вы продолжаете.

- Работа над текстом по плану:

1У черничного бугорка на просеке.

2Гнездо! Гнездо!

3Тревога капалухи.

 4(Снова в гнезде)

Вопросы по тексту рассказа

- Где происходило действие?

- Что делали дети в тайге?

- Где поднялся шум?

- Почему сердце автора забилось от испуга?

- Как выглядело гнездо?

- Почему дети не взяли яйца?

- Какой матерью была капалуха?

- Кого она вам напоминает? Почему?

- Что испытала птица?

- Как об этом сказал автор?

- Что испытывали ребята?

- А глухарка?

- Какие чувства испытали вы?

Работа с иллюстрацией.

- Расскажите, какой момент изображён?

- Какой жанр этого произведения?

- Тема?

- Главное действующее лицо этого произведения?

- Какая главная мысль?

- Какой вывод вы сделали для себя?

- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: “Добра мать до своих детей, а земля до всех людей” с содержанием текста?

- Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.

Слушать слово учителя о  писателе

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Читать;

Слушать и следить;

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ;

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

Р: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.

Информация о домашнем задании

1 мин

Пересказ по плану с.98-100.

Записывать д/з

Регулятивные, коммуникативные

4.

Рефлексия. Подведение итогов

3 мин

- Как называется рассказ, который мы с вами сегодня прочитали?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Что нового узнали о жизни животных, их повадках?

- Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? ( Надо любить, беречь, охранять, заботиться о братьях наших меньших).

- На слайде слова Пришвина.

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

Подводить итог урока;

Анализировать свою деятельность на уроке

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"

Класс:  3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"

Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению по теме «В.П.Астафьев «Капалуха».

Знакомство с творчеством писателя В.П.Астафьева и его произведением "Капалуха".В разработке урока даны все этапы работы с текстом; речевая разминка,подготовка к восприятию нового материала, ...