Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Пищальникова Наталья Олеговна

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 97_on_zhivoy_svetitsya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»; учить понимать ценность человеческих отношений; осознавать любовь к матери; учить объяснять смысл названия рассказа.

Планируемые результаты:

-предметные: объяснять смысл названия рассказа; понимать смысл поступков героя произведения.

-личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; понимать ценность человеческих отношений, осознавать любовь к матери.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация, вопросы.

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин.

Приготовьтесь к уроку, садитесь.

 Повернитесь к соседу лицом и улыбнитесь ему, пожелав хорошей работы.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Актуализация знаний

Словесный:

Слово учителя.

9 мин.

 Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").

– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.)

– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).

- Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).

-Кто может вспомнить о чём это произведение? ( О ребятах которые нашли гнездо ).

2) Ребята сейчас на слайде вы увидите буквы, из этих букв нужно составить фамилию писателя, с которым мы сегодня познакомимся.

-Кто догадается, поднимет руку.

-Прочитаем хором, что получилось.

Дети читают «Драгунский»

-Молодцы! Сегодня мы познакомимся с произведением Виктора Юзефовича Драгунского.

На слайде открывается запись Драгунский Виктор Юзефович, 1913 – 1972гг.

-Но прежде давайте послушаем о нем.

Появился на свет в Нью-Йорке. Его родители, белорусские евреи. Вскоре вернулись на Родину. Виктор Драгунский рано лишился отца – он умер Мать еще дважды выходила замуж: Благодаря своему второму отчиму Виктор Драгунский рано познал все тяготы гастрольной жизни. Все эти «премудрости» давались мальчишке без особого труда благодаря врожденному артистизму, великолепной памяти, тонкому чувству юмора. Виктор Драгунский за несколько лет сменил множество профессий (ему даже довелось поработать лодочником, катая влюблённые пары по Москве-реке у Нескучного сада), но ни одна из них не стала для него делом жизни. Семнадцатилетним парнишкой Виктор Драгунский начал учиться актёрскому мастерству. Окончив их в 1935 году, некоторое время выступал на сцене Театра транспорта. Во время Великой Отечественной войны, Виктор Драгунский, выступа с бойцами и тружениками тыла. Первые послевоенные годы Виктор Драгунский искал себя: был киноактёром, клоуном, занимался режиссурой. В конце 50-х годов Виктор Драгунский стал охладевать к своему детищу. Ему хотелось уйти от ставшей рутиной театральной работы, найти для себя новое интересное дело. Зимой 1959 года Виктор Драгунский взял отпуск, заперся на подмосковной даче и написал тринадцать рассказов для детей. Это были первые рассказы о Дениске Кораблёве. Прообразом литературного героя стал реальный мальчик – сын писателя. Успех превзошёл все ожидания: книги о приключениях непоседливого мальчишки выходили практически ежегодно, многократно переиздавались. Именно благодаря им Виктор Драгунский узнал, что такое настоящая слава. Помимо рассказов для детей Виктор Драгунский написал две повести, которые предназначаются главным образом взрослым читателям.

- Послушайте рассказ.

Один человек, увидев светлячка, погнался за ним в надежде обладать ярким его светом. Однако, чем быстрее он бежал, тем дальше становился от него светлячок.

Наконец он поймал его, но светлячок погас.

А человек оказался во тьме, которая, словно тяжелое бремя, раздавила и сокрушила его. И он, словно слепой, лежал на черной земле и не знал куда податься.

Другой человек, имея яркого светлячка, хотел понять причину его света. И для этого он произвел множество разысканий и исследований.

А про светлячка забыл.

Когда он стал искать его на том месте, где он его уже много лет назад оставил, светлячка не было. Светлячок ушел, оставив человека, а человек остался без света навсегда.

Был еще один, у которого ничего не было . Даже ума. И все смеялись над ним. И указывали пальцами. И он, зная о своем абсолютном незнании, был сокрушен и раздавлен.

И когда ему было особенно страшно и грустно и мрачно, маленький светлячок тихо и незримо осиял его сердце невыразимым сиянием.

И ему вдруг стало весело и безмятежно. Наслаждаясь невидимым присутствием светлячка, он сам уже светился радостным и добрым светом, и , разливаясь вокруг , раздаривал себя налево и направо, совершенно безвозмездно, ликующе, без всякого основания.

- Как вы думаете, ребята, о каком животном мы сегодня будем с вами говорить?  (светлячке).

- Правильно, ребята, тема нашего урока: «Он живой и светится».

Слушать учителя; отвечать на вопросы;

Вопросы;

Смотрят на доску; выполнять задание учителя;

Слушать учителя;

Определять цели и пути их достижения.

Отвечать на вопросы;

Р: принимать и сохранять уч. задачу

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

Практический:

Комбинированное чтение;

Практический:

Беседа по тексту;

12 мин.

- Ребята, сейчас мы с вами прочитаем этот рассказ. Он большой по объему. Я начну, а вы следите и внимательно слушаете. Я могу спросить любого. Откройте учебники на стр.102. Начинаем читать.  

                                             

-Можно ли назвать Дениску и Мишку друзьями? (да).

-Возможны ли между ними дружеские отношения? ( да или нет).

-Каким был светлячок?

-Как светлячок оказался у Дениски?

-Чем этот светлячок понравился Дениске?

-Как Дениска объяснил маме, что светлячок лучше, чем самосвал?

-Как Мишка уговаривал друга, чтоб он отдал самосвал?

Отвечать на вопросы.

Читать бегло, правильно и выразительно .

Анализировать рассказ.

П: строят речевое высказывания

Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Физминутка

1-2 мин.

Выполняйте за мной движения.

Повторять упражнения

Л: ориентировка на ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Комбинированное чтение

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Работа над характеристикой

героя

12 мин.

-Ребята кому из вас встретились не знакомые слова в тексте?

Сейчас поработаем по тексту.

-Как чувствовал себя Дениска? Как относился к опозданию мамы?

-Какое чувство испытывали, когда читали? Что узнали о Дениске?

-Почему Дениска не хотел меняться? Он жадный?

-Найти описание душевного состояние Дениски.

-Какой характер у Мишки?

-Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка?

-Равноценен ли обмен?

-Почему автор рассказывает историю от имени героя?

-Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал?  Как это характеризует маму?

-Считала ли мама этот обмен равноценным? Найдите в тексте.

-Как теперь можно объяснить смысл заглавия рассказала?                    

– А зачем Виктор Юзефович сочинил этот рассказ? (Показать на примере этого героя – что живой предмет гораздо важней не живого.)

Отвечать на вопросы.

Доказывать свою точку зрения.

Отвечать на вопросы и анализировать свой ответ.

Анализировать рассказ.

Работать всем классом

П: слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

П:строят речевое высказывание

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

- Что вам особенно понравилось в рассказе?

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

-Возможна ли дружба между такими ребятами?

-Итак, ребята, вы молодцы, спасибо за работу!

Делать нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание,осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится"

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;учить понимать ценность человеческих отношений; осознавать любовь к ...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...

Конспект урока по литературному чтению в 3 «В» классе. Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».Цели: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Виктор Драгунский «Ровно 25 кило»" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "Виктор Драгунский «Ровно 25 кило»" 3 класс...

Конспект урока чтения на тему «В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией автора и его произведением; продолжение чтения произведений «о братьях наших меньших»; расширение кругозора учащихся, прививан...