Конспект урока по литературному чтению в 3 «В» классе. Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Цели: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;

ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова – определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научатся читать и воспринимать на слух произведение;

- видеть и понимать поступки героев;

- рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;

- пересказывать произведение.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть 2, автор Климаноа Л.Ф.; выставка книг и портрет В.Ю.Драгунского;

Оборудование:

Учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.;

Презентация., картинки светлячки, дерево.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_chteniyu_on_zhivoy_i_svetitsya.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

«КОУ Сургутская школа – детский сад с ОВЗ»

Конспект урока

по литературному чтению в 3 «В» классе

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Составила: С.Н. Стенина

г. Сургут, 2017

Урок: литературное чтение

Класс: 3В Дата: 16.03.2017

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Цели: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;

ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова – определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научатся читать и воспринимать на слух произведение;

- видеть и понимать поступки героев;

- рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;

- пересказывать произведение.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть 2, автор Климаноа Л.Ф.; выставка книг и портрет В.Ю.Драгунского;

Оборудование:

Учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.;

Презентация., картинки светлячки, дерево.

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент.

Дерево достижений.

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. И тихо сесть на своё место.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный, — ожидает хорошее настроение. Желтый — будите активны.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

II.Проверка домашнего задания.

Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").

– О чем произведения в разделе? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей  и животных, о бережном отношении к живой природе.)

– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).

- Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).

К сегодняшнему уроку вы готовили 3 вопроса по содержанию. Взаимоопрос учащихся.

Дома вы готовили пересказ от лица капалухи.

Пересказывает 1 ученик.

- Какие у вас есть дополнения или замечания?

- Какие «Уроки из прочитанного» вы усвоили? Ответы учащихся.

III.Речевая  разминка

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый…

- Прочитайте шепотом (громче, выразительно)

IV. Актуализация знаний. Введение в тему.

1. Беседа о светлячках.

- Что вы знаете о них?

Летним вечером в траве, на кустах можно увидеть крохотный фонарик. Это светлячок-жук. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка. Свет их бывает красно-желтого и зелёного оттенков, различной продолжительности и яркости.

2. Задание «Вставь буквы».

-Называют буквы  р, у, и.

- Ребята, догадайтесь, как расставить эти буквы в данное слово, чтобы получилась фамилия писателя, с произведением которого мы сегодня познакомимся.

На доске карточка  Д .аг .н .к .й.

- Прочитайте имя автора,  с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.

Читают на слайде: Виктор Юзефович Драгунский.

-Какие произведения мы читали?

3. Рассказ учителя об авторе.

Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка.  В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

V. Определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, почему я загадала вам загадку о светлячках и вспомнили автора В.Ю.Драгунского?

-Мы сегодня познакомимся с произведением Драгунского «Он живой и светится..». Будем определить  главную мысль рассказа,  учиться давать характеристику героям, работать                над составлением плана рассказа.

VI. Работа по теме.

1. Чтение рассказа учителем (и учащимися)

Подумайте, на сколько частей его можно разделить и определите границы частей.

1.Словарная работа по ходу чтения.

Бублик – толстое мягкое  булочное изделие в виде кольца

МОМЕНТАЛЬНО – мгновенно, очень быстро

ДОБЛЕСТЬ – мужество, отвага, храбрость

Бублик – толстое мягкое  булочное изделие в виде кольца

МОМЕНТАЛЬНО – мгновенно, очень быстро

ДОБЛЕСТЬ – мужество, отвага, храбрость

V. Физкультминутка.

Движения под музыку и песню «Светлячок»

VI. Продолжение работы по теме урока.

1.Беседа после чтения.

 – Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)

- От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)

- Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните.

На слайде слова: товарищи, друзья, знакомые.

- Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.

2. Работа над первой частью

– Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)

- Расскажите о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму. (Было уже темно, а мама долго не приходила. Мальчик сидел один во дворе, потому что все уже ушли по домам. Ему было очень плохо одному и хотелось есть.)

-  А какое чувство испытывали вы, когда я читала эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)

- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)

- Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.  

(На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)  

-  Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

Запись в тетрадь.

3. Работа над второй частью.

- О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)

- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)

- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)

- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)

- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)

- Подумайте, какие качества характерны для Мишки?  (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)

- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)

- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)

- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")

4. Работа над третьей частью.

– О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)

- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)

- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

- Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")

5. Работа над четвертой частью.

– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").

6. Чтение в лицах.

- Ребята, что делает этот рассказ более интересным?   (диалоги)

- Найдите их в рассказе. Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).

- Прежде, чем мы начнём работать с диалогами, давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.

Чтение характеристик по карточкам на доске.

Дениска - добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный, нежный.

Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.

- Прочитайте разговор мальчиков. Попробуйте передать интонацией чувства и настроения мальчиков.

-Прочитайте конец рассказа, разговор мамы и Дениски. Попробуйте передать чувства.

Учащиеся в парах готовят выразительное чтение диалога по выбору. После 1-2-минутной подготовки одни ребята прочитывают диалоги без автора.

- Кто из ребят точнее передал характер героя? Поясните свой ответ.

VII. Рефлексия.

- Раскрасьте светлячки в такой цвет, который отражает ваше состояние.

Красный –отличное, зелёное – хорошее, желтое – плохое.

VIII. Подведение итогов.

Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?

Мнения учащихся.

- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)

- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

VIIII.   Оценка работы класса.

- Я очень довольна вашей работой на уроке. Особенно хочется отметить работу ….

X. Домашнее задание.

- Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ по записанному в тетради плану, а также одно из заданий по выбору:

- придумать другой заголовок рассказа,

- нарисовать иллюстрацию к тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема: Е. Пермяк "Самое страшное" и самоанализ урока.

Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются ва...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                 КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза».         (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)           (Пров...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе . Тема урока: Авторские сказки. Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка"

УМК " Начальная школа XXI века"Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Авторские сказки. Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка"Цель: познакомить со сказкой Х.К.Андерсена....