С.Я. Маршак
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Алёна Евгеньевна Елькина

УМК "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 4

Урок: 1

Студентка: Елькина А.Е.45 гр.

Конспект урока литературного чтения

Тема: С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор

                

Цели деятельности учителя:

• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Планируемые результаты:

-личностные: Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;

-предметные: познакомятся с произведением Е.Шварц «Два брата» , читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.

Тип урока: открытие нового знания;

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс Школа 2100, презентация

Этап урока, методы и приемы

Время

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин.

-Присаживайте, мы начинаем наш урок литературного чтения, но для начала улыбнитесь соседу по парте.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Мотивационный

Словесный:

Слово учителя.

Словес: ответы на вопросы

9 мин.

Проверка домашнего задания.

– Чем наполнял М. Пришвин понятия «родина», «отечество»? (Учащиеся возвращаются к материалу задания III.5 в тетради.)

– Сравните его понимание с точкой зрения К.Д. Ушинского, В.И. Даля. Как они дополняют друг друга?

– Кто привёл в детскую литературу М. Пришвина?

Слушать рассказ учителя; отвечать на вопросы;

Р: принимать и сохранять уч. задачу

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

Практический:

Работа с текстом

Словес: слово учителя

Словес: ответы на вопросы

Практич: комментированное чтение

Словес:беседа по тексту

Практич: выборочное чтение

12 мин.

1. Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

1) Беседа с учащимися.

– Что знаете о самом Маршаке?

– Обсуждение вопроса 3 учебника (с. 98).

Чтение наизусть известных учащимся стихов, загадок С.Я. Маршака.

– Какая ещё сторона деятельности Маршака нам хорошо известна? (Маршак-редактор.)

2) Рассказ о Маршаке-редакторе (по материалам учебника, с. 58–59).

– Где и когда работал?

– Каков был стиль его работы?

– Что говорили о Маршаке-редакторе?

– Как Маршак отбирал будущих детских писателей?

3) – Какая сторона деятельности Маршака нам менее знакома? (Обсуждение темы урока.)

– Кого переводил Маршак?

Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение стихов Р. Бёрнса и Р. Киплинга.

– Что объединяет эти стихотворения? (Они о родной земле и новых землях, неведомых и таинственных, оба текста дают яркое представление об их лирических героях.)

– В чём главное различие? (Совершенно разное настроение.)

2) Чтение стихотворения Р. Бёрнса.

– Какая строка повторяется? Почему?

– С чем прощается герой стихотворения?

– Какую клятву даёт?

– Что можно вычитать в строках стихотворения о судьбе героя?

3) Чтение стихотворения Р. Киплинга.

– О чём мечтает герой этого стихотворения?

– Чем привлекает его солнечная Бразилия?

– Что можно вычитать в строках стихотворения о самом герое?

4) Выразительное чтение стихотворений.

Стихотворение Бёрнса – стихотворение-прощание, клятва, стихотворение Киплинга – стихотворение-мечта.

После чтения можно прослушать с детьми аудиозапись песни «На далёкой Амазонке» (муз. В. Берковского, М. Синельникова) в исполнении Т. и С. Никитиных.

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

– Для кого переводил стихи разных поэтов С. Маршак?

– Какое из прочитанных вами стихотворений адресовано детям? Почему вы так думаете?

– Сколько иностранных языков знал С.Я. Маршак, если известно, что переводил он английские и шотландские народные песни и баллады, Шекспира, Бёрнса, Киплинга, Стивенсона, Кэрролла, Милна? (Один английский.)

– Будьте внимательны. Назовите другие иностранные языки, которыми владел Маршак, если переводил Гейне (немецкий), Родари (итальянский), чешскую и латышскую народную поэзию.

– Какие требования к писателю предъявляет профессия переводчика?

2) Поисковые задания.

– Прослушайте 2 стихотворения в переводе Маршака и определите, какое из них написано Бёрнсом, какое – Киплингом.

Если в стёклах каюты

Зелёная тьма,

И брызги взлетают

До труб,

И встают поминутно

То нос, то корма,

А слуга, разливающий

Суп,

Неожиданно валится

В куб,

Если мальчик с утра

Не одет, не умыт,

И мешком на полу

Его нянька лежит,

А у мамы от боли

Трещит голова,

И никто не смеётся,

Не пьёт и не ест.

Вот тогда вам понятно,

Что значат слова:

Сорок норд,

Пятьдесят вест!

                          (Р. Киплинг)

Был честный фермер мой отец.

Он не имел достатка,

Но от наследников своих

Он требовал порядка.

Учил достоинство хранить,

Хоть нет гроша в карманах.

Страшнее – чести изменить,

Чем быть в отрепьях рваных!

Я в свет пустился без гроша,

Но был беспечный малый.

Богатым быть я не желал,

Великим быть – пожалуй!

Таланта не был я лишён,

И вот решил по мере сил

пробить себе дорожку.

и т.д.

                   (Р. Бёрнс. «Был честный фермер мой отец»)

Работать с текстом.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

(Это научно-популярный текст.)

Отвечать на вопросы

П: строят речевое высказывания

Р: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника

Р: Оценивание и сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать свою точку зрения;

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

К:Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Красный кружок

Синий кружок

Зеленый кружок

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез



Предварительный просмотр:

Класс: 4

Студентка: Елькина А.Е.45 гр.

Конспект урока литературного чтения

Тема: Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»)

                

Цели деятельности учителя:

• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Планируемые результаты:

-личностные: Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;

-предметные: познакомятся с произведением Е.Шварц «Два брата» , читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.

Тип урока: открытие нового знания;

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс Школа 2100, презентация

Этап урока, методы и приемы

Время

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин.

-Доброе утро ребята вставайте, с улыбки свой день поскорей начинайте

Присаживайте, мы начинаем наш урок литературного чтения

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Мотивационный

Словесный:

Слово учителя.

Словес: ответы на вопросы

9 мин.

1. Постановка проблемного вопроса.

– О М. Пришвине говорят: писатель-географ, писатель-охотник, писатель-натуралист, писатель-путешественник, писатель-Берендей (то есть сказочник). Кто же Пришвин в первую очередь: географ, путешественник, охотник, натуралист, Берендей или писатель?

2. Работа с фрагментами из дневников Пришвина.

(Задание III.3 к уроку 94 в тетради.)

– Подчеркните самое главное (ключик к рассказам) в размышлениях М. Пришвина: «Чудесно наше искусство слова, и нет ничего, по-моему, прекраснее, как работать в лесу, где-нибудь сидя на пне. Теперь у меня в лесу уже многие пни насижены, и собака моя Жулька, добежав впереди меня до знакомого пня, останавливается и ждёт, и я её понимаю:

– Дальше пойдём, – спрашивает она меня, – или тут будем писать?».

Слушать рассказ учителя; отвечать на вопросы;

Р: принимать и сохранять уч. задачу

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

Практический:

Работа с текстом

Словес: слово учителя

Словес: ответы на вопросы

Практич: комментированное чтение

Словес:беседа по тексту

Практич: выборочное чтение

12 мин.

1. Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

Представление критической статьи С. Маршака «Сила жизни».

Эта статья – ответ С.Я. Маршака на наш вопрос.

Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение статьи Маршака.

– Кем для Маршака был Пришвин в первую очередь? (Мудрым и понятливым художником.)

– Какой ответ на наш вопрос вы нашли в статье Маршака? («В даровании Пришвина…»)

2) Выделение основных тезисов статьи.

– Перечитайте статью, выделите самые главные мысли (обсуждение предложенных вариантов о Пришвине-писателе).

– Запишите их кратко (задание III.4 в тетради).

а) Сила жизни превращает затеи натуралиста в лирику, поэзию.

б) Пришвин нашёл свою форму выражения мыслей и чувств.

в) В его книгах необычно сочетаются точные наблюдения над жизнью природы с поэтической выдумкой, воображением.

г) До последних дней он сохранил свежесть чувств, неуёмное любопытство и жадность к новому.

д) Умел находить новое во всём, что его окружало.

е) В его книгах не повторялись ни описания природы, ни люди.

ё) Язык в книгах Пришвина причудлив, богат и одухотворён, насыщен народными словами и присловьями.

ж) Чтение книг Пришвина – это встречи с молодым и всегда живым Пришвиным.

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

– Почему свою статью о Пришвине Маршак назвал «Сила жизни»?

– В чём источник этой «силы жизни» Пришвина?

– За что ценил Маршак книги Пришвина?

2) Задание в тетради III.5.

– Прочитайте, как Пришвин понимал слова: «родина», «отечество».

Вставьте пропущенные слова. Объясните смысл высказывания:

«Природа явилась нам как родина, и родина-мать обратилась в отечество.

Я стою и расту – я … (растение).

Я стою, и расту, и хожу – я … (животное).

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я … (человек)».

3) Творческое задание.

Самостоятельно проиллюстрировать один из тезисов статьи Маршака на примерах из любого рассказа, очерка Пришвина (тексты прочитаны дома).

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Работать с текстом.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

(Это научно-популярный текст.)

Отвечать на вопросы

П: строят речевое высказывания

Р: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника

Р: Оценивание и сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать свою точку зрения;

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

К:Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Красный кружок

Синий кружок

Зеленый кружок

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок пл литературному чтению по учебнику Лазаревой"Маршак.Как напроказила зима"

Урок с презентацией для 2 класса.Учебник Лазаревой(Занковская программа)...

Презентация к уроку о Маршаке

Презентация оказалась слишком "тяжелой",пришлось ее разбить на 2 части.Добвьте музыку к физкультминутке и к последнему слайду....

Сценарий -переделка по стихотворению Маршака "Кошкин дом"

Сценарий-переделка по стихотворению С.Я .Маршака "Кошкин дом",сопровождается переделанными песнями....

Устный журнал о творчестве поэта и писателя С.Я. Маршака, (133-летию со дня рождения С. Я. Маршака посвящается)

Устный жкрнал содержит библиографическую справку, страницы: " Маршак и сказки" , " Маршак - переводчик" , " Маршак - педагог" , "Маршак и музыка" ....