Устный журнал о творчестве поэта и писателя С.Я. Маршака, (133-летию со дня рождения С. Я. Маршака посвящается)
классный час (2 класс)

Устный жкрнал содержит библиографическую справку, страницы: " Маршак и сказки" , " Маршак - переводчик" , " Маршак - педагог" , "Маршак и музыка" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соловяненко Елена Васильевна
учитель начальных классов

МОУ «СОШ№ 6» г.Луга

Устный журнал о творчестве писателя и поэта С.Я. Маршака.

(133-летию со дня рождения С. Я. Маршака посвящается)


Цели мероприятия:

- ознакомить с основными вехами жизни и творчества С. Я. Маршака;

- расширить знания детей о литературных жанрах и тематике произведений С. Я. Маршака и о самих произведениях, о творчестве Маршака - переводчика;

- создать условия для равного проявления учащимися своих индивидуальных творческих способностей;

- развивать отношения дружбы, сотрудничества и взаимопомощи в коллективе класса, активизировать взаимоотношения между детьми и родителями в совместной деятельности; воспитывать уважительное отношение

Оборудование:

ПК, проектор, презентация, портрет С.Я. Маршака(1887 - 1964), выставка книг С. Я. Маршака, декорации к инсценировке сказки «Кошкин дом», рисунки учащихся к прочитанным произведениям С.Я. Маршака, реквизиты для конкурсов, сувениры.

Сценарий праздника с музыкальным сопровождением.

Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Всем вам хорошо знакомо имя Самуила Яковлевича Маршака - известного российского детского поэта и писателя. С малых лет мы читаем произведения Маршака, изучаем их в школе. И вот сегодня , накануне дня рождения писателя, мы хотим показать вам устный журнал о творчестве С.Я. Маршака.

Давайте познакомимся поближе с жизнью и творчеством писателя и перелистаем наш журнал.

Предисловие.

Библиографическая справка.

1-й ученик. С.Я. Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Он рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, уже переводил произведения древнеримского поэта Горация.

2-й ученик. Отец С. Я. Маршака работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока, наконец, не устроился на постоянное жительство в Петербурге.

1-й ученик. С.Я. Маршак сначала учился в Воронежской гимназии. Позже, после переезда, перевёлся учиться в Петербург. А затем - в Ялтинскую гимназию. После учился в Англии, окончил Лондонский университет. Он основательно изучил английский язык, и это помогало ему впоследствии делать литературные переводы.

2-й ученик. Большую часть своего творчества Самуил Яковлевич посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы. В 1920 году в городе Краснодаре он создал один из первых детских театров и писал для него пьесы- сказки. Его считают одним из основоположников детской литературы.

1-й ученик. До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) С.Я. Маршак не расставался с пером и бумагой.

Ведущий. Итак, первая страница называется «Маршак-сказочник».

Самуил Яковлевич написал много сказок и в стихах, и в прозе. Достаточно вспомнить такие, как «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Теремок» и др. А мы сейчас покажем вам инсценировку по мотивам сказки С.Я. Маршака «Кошкин Дом».

Музыкальное вступление.

Кошка: Тили -тили -тили -бом !

Был у кошки новый дом.

Ставенки резные,

Окна расписные.

Кот Василий: Против дома, у ворот,

Жил в сторожке старый кот.

Век он в дворниках служил,

Дом хозяйский сторожил.

Котята: Вот пришли к богатой тетке

Два племянника - сиротки.

Постучали под окном,

Чтобы их впустили в дом.

Котята поют. Тетя, тетя кошка!

Выгляни в окошко!

Есть хотят котята,

Ты живешь богато.

Покорми немножко,

Тетя, тетя Кошка .

(Музыкальная тема «Котят» из м/фильма «Кошкин Дом», композитор Н. Богословский)

Кот Василий: Пошли вы, попрошайки!

Небось, хотите сливок?

Вот я вас за загривок!

Кошка. Чего от нас они хотят,

Бездельники и плуты?

Для голодающих котят

Есть в городе приюты!

(Раздается звонок и шум голосов. Пришли гости.)

Козел: К богатой кошке гость пришел,

Известный в городе козел.

Коза: С женой седой и строгой,

Козою длиннорогой.

Петух: Петух явился боевой.

Наседка: За ним пришла наседка.

Свинья: И в мягкой шали пуховой *

Пришла свинья-соседка.

Гости: Сейчас пришли мы впятером

Взглянуть на ваш чудесный дом.

О нем весь город говорит.

Кошка: Мой дом для вас всегда открыт!

Здесь у меня столовая.

Вся мебель в ней дубовая.

Вот это стул - на нем сидят,

Вот это стол - за ним едят.

Свинья: Вот это стол - на нем сидят...

Коза: Вот это стул - его едят!

Сказать по правде, мы с козлом

Есть не привыкли за столом.

Свинья: А посади свинью за стол - я ноги положу на стол!

Кошка: А здесь моя гостиная, ковры и зеркала.

Козел: Смотри, какие зеркала!

И в каждом вижу я козла...

Коза: Протри как следует глаза!

Здесь в каждом зеркале коза!

Свинья: Вам это кажется, друзья!

Здесь в каждом зеркале свинья!

Курица: Ах, нет! Какая там свинья!

Здесь только мы - Петух и я!

Козел: Соседи, до каких же пор, вести мы будем этот спор?

Почтенная хозяйка,

Ты спой нам и сыграй-ка.

Кошка: Что бы вам друзья сыграть?

Польку будем танцевать!

(Танец - полька «Добрый жук». Танцуют хороводом.)

Козел: Друзья, постойте-ка немножко.

Уже темно, пора нам в путь.

Хозяйке надо отдохнуть.

Кошка: Прощайте, до свидания,

Спасибо за компанию.

Гости (уходя): Словечко за словечком и снова разговор,

А дома перед печкой огонь прожег ковер.

Кот и Кошка. Вернулся кот Василий и Кошка вслед за ним -

И вдруг заголосили:

- Пожар! Горим! Горим!

Гости. Тили-тили-тили - бом!

Загорелся Кошкин дом!

Загорелся Кошкин дом!

Курица. Бежит курица с ведром.

Петух. А за нею во весь дух

С помелом бежит петух.

Свинья. И свинья с решетом.

Козел. И козел с фонарем.

Свинья, Курица (по очереди). Разбегайтесь кто куда!

Куд - куда! Беда, беда!

(Кошкин дом рушится. Звучит музыка «Пожар» Т. Кирилловой)

Петух. Вот и рухнул Кошкин дом!

Козел. Погорел со всем добром!

Кошка. Где теперь мы будем жить?

Кот. Что я буду сторожить?

Кот Василий. Вот шагает по дороге

Кот Василий хромоногий,

Спотыкаясь, чуть бредет,

Кошку под руку ведет,

На огонь в окошко щурится...

Кот и Кошка. Тут живут петух и курица?

Курица (выходит из домика). Я бы рада и сама

Пригласить тебя, кума,

Но мой муж дрожит от злости,

Если к нам приходят гости.

Петух. Ко - ко - ко! Ку-ка-ре-ку!

Нет покоя старику!

Спать ложусь я вместе с вами,

А встаю я с петухами.

Кошка. А зачем же в эту среду

Ты звала меня к обеду?

Курица. Я звала не навсегда.

И сегодня не среда.

А живем мы тесновато.

У меня растут цыплята,

Молодые петушки

Драчуны, озорники.

(Танец петушков.)

Петушки. Рви у кошки и кота пух и перья из хвоста!

(Наступают на кошку и кота, а затем убегают с криком: «Ку-ка-ре-ку!»)

(Кот и кошка бредут дальше, звучит печально музыкальная тема «Котята».)

Кот Василий. Ох, невесело бездомным

По дворам скитаться темным.

Кошка. Вот перед нами старый дом

На горке у реки.

Коза с козлом перед окном играют в «Дураки».

(Козел бросает карту: «Туз». Коза шлепает карту сверху: «10 бубновая!»)

Козел (удивляется). Ты с ума сошла, коза -

Бьешь десяткою туза I

Коза (ругается). Что ворчишь ты, бестолковый.

Бью десяткою бубновой!

Бубны - козыри у нас.

Козел (сует карты Козе под нос.) Бубны были в прошлый раз, А теперь наш козырь крести!

Коза (в сердцах бросает карты на стол, поворачивается к Козлу спиной).

Пропади ты с ними вместе!

Кошка (стучит). Эй, хозяюшка, впусти,

Мы измучились в пути,

Не жалей для нас угла.

Коза (недовольно). Вы спросите у козла.

Кошка. Что ты скажешь нам, сосед?

Коза (громким шепотом). Говори, что места нет!

Козел. Мне коза сейчас сказала,

Что у нас тут места мало. *

(Коза сердито стучит по лбу кулаком.)

Кошка (огорченно). Что же, Васенька, пойдем,

Постучимся в третий дом.

( Идут, хромая. Звучит печально музыкальная тема «Котята».)

(Кот и кошка подходят к дому свиньи. Поросята весело поют, размахивают ложками.)

Поросята. Я - свинья, и ты - свинья, Все мы, братцы, свиньи.

Нынче дали нам, друзья, Целый чан ботвиньи.

Мы по лавочкам сидим,

Из лоханочек едим.

Ай - люли, ай - люли, Из лоханочек едим.

Кот и кошка (обрадовано).

Вот как весело поют!

Мы нашли с тобой приют.

Постучимся к ним в окошко.

Свинья (выходит, подбоченясь).

Кто стучится?

Кот Василий и кошка. Кот и кошка.

Кошка. Ты впусти меня, свинья, Я осталась без жилья.

Свинья.

Нам самим простора мало -

Повернуться негде стало. *

Есть просторнее дома.

Постучись туда, кума!

Кошка (печально). Обошли мы целый свет-

Нам нигде приюта нет!

(Кот и кошка бредут дальше, спотыкаясь и падая от усталости. Звучит печальная тема «Котята».)

Кот Василий. Вот напротив чья-то хата.

И темна, и тесновата.

Попытаемся опять

Попроситься ночевать!

(Кот и кошка подходят к домику котят, стучат.)

Котята. Кто там стучится у ворот?

Кот Василий. Я — кошкин дворник, старый кот.

Прошу у вас ночлега.

Укройте нас от снега!

1-й котенок. Ах, кот Василий, это ты?

С тобою тетя кошка?

А мы весь день до темноты.

Стучались к вам в окошко.

2-й котенок. Ты не открыл для нас вчера

Калитки, старый дворник.

Кот Василий. Какой я дворник без двора!

Я нынче-беспризорник...

Кошка. Простите, если я была

Пред вами виновата.

Кот Василий. Теперь наш дом сгорел дотла.

Впустите нас, котята!

1-й котенок. Ну, что поделать! В дождь и снег

Нельзя же быть без крова.

Кто сам просился на ночлег-

Скорей поймет другого.

2-й котенок.Да ведь у нас убогий дом,

Ни печки нет, ни крыши.

Почти под небом мы живем.

А пол прогрызли мыши.

1-й котенок. Нет у нас подушки, нет и одеяла.

Жмемся мы друг к дружке, чтоб теплее стало.

Кот Василий. А мы, ребята, вчетвером.

Давайте строить новый дом!

(Проходят на середину сцены и имитируют строительство дом . Фоном звучит музыка «Добрый Жук».)

Котята. Ряд за рядом бревна

Мы положим ровно.

Кот Василий. Ну, готово, а теперь

Ставим лесенку и дверь.

Вот и печка, и труба.

Для крылечка два столба.

Чердачок построим.

Тесом дом покроем.

Кошка. Щелки паклею забьем -

Вместе. И готов наш новый дом!

Кошка. Завтра будет новоселье,

Кот Василий. На всю улицу веселье!

Все. Тили - тили - тили - бом!

Приходите в новый дом!

(Все участники выходят на сцену, вводят хоровод «Каравай».)

Как на кошкино новоселье испекли мы каравай.

Вот такой вышины, вот такой нижины,

Вот такой ширины, вот такой ужины.

Каравай, Каравай, что захочешь - выбирай.

Выбирай любой домик расписной!

Ведущий. Откроем вторую страницу нашего журнала. Она называется «Маршак- переводчик». Самуил Яковлевич был разносторонне одаренный человек. Помимо русского языка он знал еще английский и чешский и сделал много талантливых переводов из английской и чешской народной поэзии. Мы предлагаем вам послушать некоторые шуточные английские народные детские песенки в переводе Маршака.

(Выступление учеников.)

Маленькие феи.

Три очень милых феечки

Сидели на скамеечке.

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечек

Из трех садовых леечек.

Три мудреца.

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее

Старый таз,

Длиннее

Был бы мой рассказ.

Шалтай - Болтай.

Шалтай - Болтай

Сидел на стене.

Шалтай - Болтай

Свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может

Шалтая,

Не может

Болтая,

Шалтая - Болтая,

Болтая - Шалтая, Шалтая - Болтая собрать.

Храбрецы.

Однажды двадцать пять портных

Вступили в бой с улиткой.

В руках у каждого из них Была иголка с ниткой!

Но еле ноги унесли,

Спасаясь от врага, Когда завидели вдали

Улиткины рога.

Робин - Бобин.

Робин - Бобин кое-как

Подкрепился натощак:

Съел теленка утром рано,

Двух овечек и барана,

Съел корову целиком

И прилавок с мясником,

Сотню жаворонков в тесте

И коня с телегой вместе,

Пять церквей и колоколен, -

Да еще и недоволен!

Ведущий. Открываем третью страницу журнала. Она называется « Маршак - педагог». Самуил Яковлевич был детским писателем и поэтому не мог обойти своим вниманием школу и школьников. Он говорил о школе так:

В этом светлом школьном здании

Год за годом, день за днем

К мастерству, искусству, знанию

Мы по лестнице идем.

С.Я. Маршак написал школьные правила в стихах. Давайте вспомним их.

(2 ученика декламируют стихотворение С. Я. Маршака «Школьнику на память».)

Школьнику на память

В нашей школе есть закон:

Вход неряхам запрещен!

Платье, обувь и жилище

Быть должны как можно чище!

Это всем давно известно:

То, что взял, клади на место!

Ты не должен оставлять

Дома книжку и тетрадь.

Содержи-ка ты в порядке

Парту, книжки и тетрадки.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доску, стол, окно,

Книжку, сумку - береги,

Не ломай, не мни, не рви.

Парта - это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно,

На уроках не болтай,

Как заморский попугай

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс.

Учитель спросит - надо встать.

Когда он сесть позволит - сядь.

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

Обязан каждый ученик

Держать в порядке свой дневник,

Показывать родителям,

Что задано учителем.

Не случай, не везение

Тебе помогут вдруг,

Терпение,терпение

Твой самый лучший друг!

Ведущий. Четвертая страница - музыкальная. Она так и называется: «Маршак и музыка». Стихи С. Я. Маршака вдохновляли композиторов на сочинение песенок. Они полны доброго юмора и мягкой иронии, например, песенки «Сенокос» и «В гостях у королевы», музыку к которым написал композитор И. Комраков . Песенку « Сенокос» вы сейчас и услышите. Исполняет учитель музыки.

Сенокос.

Старый заяц сено косит,

Алиса сгребает,

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала.

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду, Я оттуда упаду.

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая!» А- а- а- а !...

Ведущий: Пятая страница -« Отгадайкино» - поможет нам узнать, хорошо ли вы помните стихи Маршака. Из каких стихотворений эти строки?

Собака-то как зарычит.

А барыня как закричит:

- Разбойники! Воры! Уроды!

Собака не той породы.

(«Багаж»)

Мой сосед вскочил с постели:

- Вот так чудо, в самом деле.

Погляди, письмо за мной

Облетело шар земной.

(«Почта»)

Вот и стал я столяром,

Заработал топором

Я по этой части

Знаменитый мастер!

(«Мастер - ломастер»)

- Вот тебе под спинку

Мягкую перинку.

Сверху на перинку

Чистую простынку

Вот тебе подушки

Белые подушки.

Одеяло на пуху

И платочек наверху.

(«Усатый - полосатый»)

Замолчи, огонь коварный!-

Говорит ему пожарный.-

Покажу тебе Кузьму!

Посажу тебя в тюрьму!

(«Пожар»)

На нем чертеж я разложу,

Когда пора придет,-

Чтобы потом по чертежу

Построить самолет.

(«Откуда стол пришел?»)

Ведущий. Маршак не только переводил, писал стихи и сказки, но и придумывал загадки. Попробуйте отгадать.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду

Покуда он идет.

(Дождь.)

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

(Календарь.)

Перед тобой пятерка братьев,

Дома все они без платья, А на улице зато

Нужно каждому пальто.

(Пальцы.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас!

(Часы.)

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седёлка на носу?

(Очки.)

-Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие как братья,

Мы за обедом - под столом,

А ночью под кроватью.

(Башмаки.)

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

(Мяч.)        

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

(Пила.)

(Подведение итогов викторины, вручение призов.)

Ведущий. Вот и перевернули мы последнюю страницу нашего журнала. Пришла пора прощаться. Жаль расставаться с полюбившимся писателем и героями его произведений... Но не стоит огорчаться! Впереди нас ждут новые литературные встречи на страницах «Устного журнала»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великой Победе посвящается (устный журнал)

65 лет прошло с того дня, когда всеь мир услышал долгожданное слово «Победа!» .Памяти павших во время Великой отечественной войны, а также ныне живущим ветеранам, испытавшим ужасы войны, посвяща...

1 класс тема: "Стихи и рассказы русских поэтов и писателей С. Маршак, А. Барто, В. Осеева"

1 класс конспект на тему: "Стихи и рассказы русских поэтов и писателей С. Маршак, А. Барто, В. Осеева"...

Классный час. Устный журнал. Наши любимые поэты о красоте родной Брянщины»

Устный журнал. Наши любимые поэты о красоте природы Брянщины»....

Сценарий к открытию городского конкурса чтецов,посвященного 130-летию со дня рождения С.Я. Маршака

Самуил Яковлевич Маршак  - замечательный детский поэт, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний, всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Его стихи мы любим ...

«Здравствуй, дядюшка Маршак!» к 135-летию со дня рождения С.Я.Маршака

Литературный праздник, посвященный к 135-летию со дня рождения С.Я.Маршака. Участниками праздника являются учащиеся 2-4 классов. Материал способствует обогащению знаний детей о творчестве С...