Конспект урока С. Есенин «Черемуха» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Зубарева Анастасия Олеговна

 

Предмет:  литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: С. Есенин «Черемуха»

Цели урока: познакомить со стихотворением С. Есенина « Черемуха»

Планируемые результаты:

·        Предметные: осознанно, правильно, выразительно читать в слух; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям; самостоятельно находить ключевые слова.

·        Личностные: проявлять интерес к поэзии, получать эстетическое удовольствие от чтения стихов русских классиков.

 

Тип урока: комбинированный

 

 

Оборудование: Литературное чтение 4класс 2 часть УМК «Планета знаний», презентация, видеофрагмент, карточки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:  литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: С. Есенин «Черемуха»

Цели урока: познакомить со стихотворением С. Есенина « Черемуха»

Планируемые результаты:

  • Предметные: осознанно, правильно, выразительно читать в слух; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям; самостоятельно находить ключевые слова.
  • Личностные: проявлять интерес к поэзии, получать эстетическое удовольствие от чтения стихов русских классиков.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Литературное чтение 4класс 2 часть УМК «Планета знаний», презентация, видеофрагмент, карточки.


Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Практич.: артикуляционные упражнения

Словес.: ответы на вопросы

≈5

Артикуляционная гимнастика

эау- хором

оаы- фронтально

иыэо-чтение на одном дыхании

ияёи – чтение на одном дыхании

ыоиаеэи- пропеть

Работа со скороговоркой

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Скороговорка- Диана.

  • Хором.(вместе)
  • По рядам.
  • Представитель от каждого ряда выходит к доске (награждение).

Читать, правильно артикулируя.

.

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и со храняютуч задачу

22.

Постановка учебной задачи и ее решени

Словес.: ответы на вопросы

≈ 4

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.

Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.

Определять цели и пути их достижения

Р: принимают и со храняютуч задачу

П: строят речевое высказывание

Практический: слушание и чтение Т

Первичное знакомство со стихотворением.

Учитель выразительно читает стихотворение

Словарная работа.

- Перед тем как мы начнем читать стихотворение, давайте познакомимся с трудными словами:

Медвяная - медовая, сравнивается по запаху, цвету, сиянию на солнце.

Пряная зелень - добавляют в еду, зелень с сильным запахом.

Проталинка-оттаявшая земля, на которой уже нет снега.

Вкрадчиво - тихо, на ушко.

- Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы прислушайтесь к своим чувствам.

-Какое настроение вызвало у нас стихотворение? Почему?

(Настроение радостное, приподнятое, вольное, т.к. начинается весна, природа просыпается и все это радует поэта.)

-На какие картины можно разделить это стихотворение?

(Черемуха, ручей, снова черемуха, опять ручей.)

-В стихотворении Сергея Александровича два героя-ручей и черемуха. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды.

-Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.

-Какие краски вы использовали бы для иллюстрации? Почему?

Физкультминутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!(подтягивание)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.( руки в верх )

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки.

( махи руками )

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

( наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед

Так деревья ветер гнет.

( наклоны)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

( вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.

Слушать чтение

33.

Решение частных задач на основе анализа текста

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: обобщение

≈12

≈3

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению

- А теперь познакомимся поближе с данным стихотворением. Чтение стихотворения по строфам. (По мере чтения задаются вопросы)

— Когда расцветает черёмуха?

— Какая черемуха? (душистая)

— Как понимаете это слово? (ароматная, пахучая, благоухающая)

— Какие ветки?

— Почему?

— О ком можно сказать, что он (она) завил кудри?

— А может ли черемуха завить кудри?

— Почему так говорится в стихотворении?

— Прочитайте еще раз I строфу, постарайтесь голосом передать необыкновенную красоту черемухи.

Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат её хочется вдыхать полной грудью. Цветы похожи на девичьи кудри.

— Что себе представили?

— Прочитайте 2 строфу, постарайтесь голосом передать необыкновенную красоту росы и зелени.

— Читаем третью строфу вместе. Мне кажется, это будет самая красивая картинка!

— Представим, место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.

-С каким драгоценным камнем сравнивает автор, ручей?

-серебром (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце)

Читаем четвертую строфу

-С каким драгоценным камнем сравнивает автор (с золотом)

Этот цвет – цвет золота.

Пятую строфу читаю сама.

- -Нравится ли ручью черемуха

(Да, он ей песенки поет.)

-Хочется ли ручью понравится черемухе?

(Да, поэтому он ей вкрадчиво поет песенки.)

- Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки…»

(Р-ПТ-Т-СТР-БР-Р)

-Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки.

-Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы ей понравится. Какой прием использовал поет, чтобы ожил ручеек и стал похожим на человека.)

-Какой образ олицетворяет черемуха?

(Образ девушки.)

- А ручей?

(Образ юноши.)

-Найдите в тексте сравнения.

(Что кудри…)

-Что такое метафора?

(Слова, употребленные в переносном значении.)

-Найдите метафоры.

(Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит…)

-Как называется прием художественного изображения словом: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистый?

- Что такое эпитет?

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

- Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?

Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?

Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.

Весна пришла!

-Найдите в стихотворении однокоренные слова.

- Какое время года описано?

-Как и чем вы можете это доказать?

- Какие слова из стихотворения говорят о любви поэта к русской природе?

-Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в которых повторяется звуки З-С. Воспользовался ли этим приемом Есенин? Попробуем прочитать первые 8 строчек, подчеркивая эти звуки.

-А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись, стоит» и тоже подчеркнем звуки З-С.

-видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была полной, поэт хотел, чтобы и запахи представили.

-Какими словами поэт говорит о запахах?

(Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.)

-Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручье.

(Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)

- Как будем читать стихотворение – быстро или неторопливо?

(Неторопливо, с любованием.)

-Какие слова, по-вашему, можно читать чуть быстрее?

(А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.)

-Перед этими словами можно сделать паузу чуть побольше.

Работа над выразительном чтении

- чтение за учителем;

- чтение друг другу в паре, чередуясь. (последнюю часть читаем вместе);

- чтение в паре вслух;

- чтение вполголоса, выразительно, красиво;

- индивидуальное чтение

-  С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

- Понравилось ли вам это стихотворение? - Что понравилось? (ответы детей)

  1. Домашнее задание
  2. Выразительно прочитать отрывок «Саша»;
  3. Нарисовать иллюстрацию к произведению.

Характеризоватьгероев

Читать выразительно.

Проводить анализ.

Читать выборочно

Читать выразительно.

Отвечать на вопросы.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

 

П: осмысленно читают худож Т

П: осуществляют синтез

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

44.

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

≈5

-Какие мысли, чувства пробудило у вас это стихотворение?

-О чем заставил задуматься?

-Какие знания из полученных сегодня на уроке вы хотели бы поделиться с товарищем?

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературное чтение 3 класс С.Есенин "Береза"

конспект урока с.Есенин "Берёза" 3 класс...

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...

Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»

В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации  он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...

Конспект урока литературного чтения. 4 класс.С.А.Есенин «Лебедушка».

Сергей Александровия Есенин "Лебедушка" 4 класс. УМК "Школа России"...

Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин "Черемуха"

Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин...

Конспект урока литературного чтения 4 класс «С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

Цель: создание условий для формирования заинтересованности учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях лирического жанра.Задачи у...