АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЖИГУЛИН. «О, РОДИНА! В НЕЯРКОМ БЛЕСКЕ…»
план-конспект урока по чтению на тему

Шабурова Ольга Юрьевна

Цель : создать условия для ознакомления с основными сведениями биографии и творчества А.В. Жигулина; способствовать развитию умений сравнивать стихотворения разных поэтов; осуществлять поиск главной мысли; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, мышление, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_rodinea.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап

2мин.

Сели тихо, замолчали,

Всё, что нужно вы достали,

Приготовились к уроку

В нём иначе нету проку,

Уже больше не вертитесь

Слушайте внимательно

Поймёте обязательно.

Настраиваться на хорошую работу.

К:Умение организовать себя. Умение слушать.

Мотивационный этап

Практич: чтение вслух

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.:  бесед

Решение частных задач

Словес: ответы на вопросы

Словес: беседа

Физминутка

Словес: ответы на вопросы

Итог урока

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

5-мин

7-мин

2-мин

Вам светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щёчкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки - это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе- вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

 Проверка домашнего задания.

– С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (С произведением С. Дрожжина “Родине”)

– Прочитайте стихотворение С. Дрожжина “Родине”.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

– Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл.

Родина - мать,

что соловей без песни.

Человек без Родины,

во сне снится.

На чужбине родная землица

умей за неё постоять.

3. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.

  • “Свеча” - глубоко вздохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемое пламя свечи.
  • “Погаси свечу” - вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу).
  • “Проколотая шина” - вдох через нос и медленный выдох на звук “с”.
  • “Надоедливый комар” - продолжительный выдох на звук “з” с хлопком в конце.

“Братские могилы”

Посмотрите внимательно на слайд. Как вы думаете, чему посвящен урок? (Учащиеся выдвигают предположения.)

(Слайд 4). Откройте учебник на с. 138. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

  • Мы познакомимся с ...
  • Мы узнаем.......
  • Мы вспомним....
  • Мы будем уметь ......
  • Мы сможем поразмышлять ....

– Да, сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.В. Жигулина и его произведением “О, родина!..”

Первичное чтение стихотворения. Организует прослушивание текста из аудио приложения, предварительно осуществив целевую установку.

Работа с толковым словарём.

– Объясните значение слов, записанных на доске. Проверьте свои ответы по словарю.

Трепетный - взволнованный, выражающий трепет.

Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.

Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы.

Беседа по содержанию. Учитель проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– О чём это стихотворение? (О Родине, и о том, что ему очень дорого

– Как можно его озаглавить?

– Какое чувство при чтении возникло: радость, восторг, сожаление, грусть?

– Найдите слова - антонимы.

 Физкультминутка (Слайд 9).

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.

VI. Повторное чтение и анализ произведения.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Прочитайте первое четверостишие. Что здесь главное? Какая мысль? (Признание в любви к родине)

– Перечитайте второе четверостишие. О чём здесь повествует Жигулин? (Он перечисляет всё, что ему дорого, что он вкладывает в смысл “родина”)

– Прочитайте третье четверостишие. Какой смысл вложен в эти слова? (Поясняет, почему автор любит родимый край)

– О чём упоминает поэт в строчке: “И низкий холмик со звездой...”? (Слайд 10. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен)

– Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)

– Что автор находит, ощущает в родном краю? (Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение)

– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).

Разбор языковых средств.

– Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов? (Эпитеты:белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.

Сравнение: “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)

– Почему автор использует такое сравнение? (Автору необходимо было показать, как быстро проходят чувства обиды и прощенья)

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– (Слайд 12. Тихо звучит музыка). С каким стихотворным произведением познакомились на уроке?

 Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

– Что вспомнили? Чему научились?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение “Украсить торт”.

  • Я доволен своей работой на уроке - красный цвет.
  • Я хорошо работал на уроке, но умею ещё лучше - зелёный цвет.
  • Работа не получилась, недоволен собой - синий цвет.

Читать, правильно артикулируя.

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Постановка цели

Отвечать на вопросы

Оценивать свои знания

Выполнять физическое упражнения

Отвечать на вопросы

Анализировать строить речевые высказывания

Оценивать знания и умения

К:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П:осознанное построение речевого высказывания

К:  Оформлять свои мысли в устной форме

Р: Целеполагание

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

К:Формирование коммуникативных способносте

К:Формирование коммуникативных способностей;

Р:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


                                                                                     

Конспект урока литературного чтения

Тема: АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЖИГУЛИН.
«О, РОДИНА! В НЕЯРКОМ БЛЕСКЕ…»

Цель деятельности учителя: создать условия для ознакомления с основными сведениями биографии и творчества А.В. Жигулина; способствовать развитию умений сравнивать стихотворения разных поэтов; осуществлять поиск главной мысли; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, мышление, речь.

Планируемые результаты

предметные:  умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение.

 Личностные: ценят и уважают поэта, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово.

Тип урока: открытие «нового знания».


Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литература

Выполнила: студентка 45 гр.

Расчектаева Ольга

Проверил: учитель 4 класса

Казыева О.А.

Отметка:________________

Челябинск, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...

УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 4 класса на тему "А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»"

Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»Планируемые результаты: -Предметные:знать: биографию автора; ...

Конспект урока литературного чтения А.В. Жигулин «О Родина! В неярком блеске…» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выра...

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Тема: А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…Цель: познакомить учащихся с основными сведениями биографии и творчества А. В. Жигулина, учить выделять главную м...

Конспект урока литературного чтения «А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством А.В. Жигулина, его стихотворением «О, Родина! В неярком блеске…»; совершенствование навыка выразительн...

Технологическая карта урока литературного чтения «А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 19.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.00-8:40   Кабинет: 216Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...