Устное народное творчество. Быт крестьян.
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

 Ирина Михайловна Мельникова

Интегрированное внеклассное занятие по литературному чтению и краеведению, проведенное в школьном краеведческом музее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_po_literaturnomu_chteniyu_3_rkfcc.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное внеклассное занятие по литературному чтению и краеведению, проведенное в школьном краеведческом музее.

Тема: Устное народное творчество. Быт крестьян.

Цель занятия: Сформировать представление о традиционно — бытовой культуре русского народа.

Задачи:

  • Формирование грамотного чтения, как основы информационной компетентности.
  • Формирование учебного сотрудничества, как основы коммуникативной компетентности.
  • Привитие духовно-нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.

Оборудование: книга русских народных сказок; карточки – задания для работы в группах;  карточки – таблички «Кто нам сказки подарил»;  портреты А. К. Барышниковой, А. Н. Корольковой, А. Н. Афанасьева; русские народные костюмы для девочек и для мальчиков; рисунок ворот; экспонаты музея.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

У меня в руках книга русских народных сказок. Много лет их рассказывали на Руси детям. Я уверена, что каждый из вас может любую из этих сказок пересказать, а некоторые сказки даже рассказать наизусть.

 Как вы думаете, а почему сказки так любимы у народа?

II.Актуализация знаний.

А когда возникли сказки и кто нам сказки подарил?

 

- Назовите известных вам  сказительниц, уроженок воронежского края.

А кто ещё сказки нам подарил?

 

- Как мы их называем?

- Назовите известного вам собирателя сказок уроженца воронежского края.

Кого мы называем хранителями сказок?

Можно ли нас назвать хранителями сказок?

Вы правы, ребята. Сказки возникли очень  давно и живут с нами до сих пор. Хорошие сказочники славились далеко-далеко за пределами своих селений. Богатейшая фантазия русских сказочников, их безграничное воображение, вера в Добро рождали удивительные, чудесные сказки. И разлетались они по свету, подобно волшебным птицам, касались души людей своими невидимыми крыльями, делая их лучше, чище и добрее.

 За домашними работами в долгие зимние вечера, при свете лучины, люди слушали сказки, затаив дыхание, точно так же, как и вы сейчас.

Перед вами сказочные ворота.

  Внекоторомцарстве

       Жилибылистарик

внекоторомгосударстве

дастаруха

Чтобы открыть их, разделите строки на слова. Какие предложения у вас получились?

С зачина сказку начинаем,

Ворота открываем,

В старину попадаем.

III. Интерьер и предметный мир крестьянского жилища.

Жили – были дед и баба…

Так начинаются многие сказки. А как они жили? В каких домах? Какие вещи их окружали?

Дед и баба из сказки, как и вообще русские крестьяне, жили в избе. Это –  старинное название деревенского дома. Избы называли также срубами, потому, что их рубили (строили) топорами. Без этого простого плотницкого инструмента в крестьянском хозяйстве никак нельзя. Вот и уважил русский народ топор, сложив по него загадки.

– Подумайте, почему так говорится:

В лес идёт – домой глядит,

Домой идёт – в лес глядит.  

Вспомните русскую народную сказку, где упоминается топор.

Россия – страна лесная, деревом богатая. Из дерева строили дома, мастерили столы, лавки, полки для посуды, орудия труда и прочие нужные в хозяйстве вещи. Крестьяне любили порядок, и всё в доме «знало своё место».

Справа от входа помещалась печь. «Дом без печки – нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко натопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу. Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки.

- Почему чугунок так называют?

- Для чего такой чугунок нужен?

Как вы думаете, а какой посуды было больше, чугунков или горшков? Почему?

- Какой экспонат может про себя так сказать: «На топтале был, на кружале был, на пожаре был, на базаре был – домой пришёл всех накормил»?

- Верно, молодцы. Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскалённой печи не вытащишь. Как вы думаете, с помощью какого предмета это можно было сделать? Покажите, как это делали.

- Верно, это делали с помощью ухвата. 

- А для чего нужна кочерга?

- У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было, например, ссориться, ругаться в доме, «а то печь услышит». Русская печь была участницей многих обрядов, сопровождавших жизнь человека от рождения до самой смерти. Где – то тут, возле печи, верили в народе, обитает «он» - дух, охраняющий благополучие дома и живущих в нём людей. Иногда духа так и называли – «запечник», но есть у него и другие прозвища: «суседка», «доможил», «домовой».

- Вспомните русские народные сказки, в которых говорится про печь.

Напротив печки, наискосок от неё, место Красного угла. «Красный» - значит красивый.

Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь на особой полочке – божнице, « где Боги стоят», у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни – иконы. Их называли ещё образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришёл в дом с добром, худого не замышляет. Его приглашали «откушать хлеба – соли» и сажали за стол на самое почётное место у икон, рядом с хозяином.

- Сейчас прошу вас разделиться на две группы: «Хозяев» и «Гостей».

IV. Встреча гостей.

Выступление девочек из ансамбля «Купава»

Исполнение народной песни.

Девочка в русском костюме приглашает «гостей» за стол:

- По русскому обычаю стол должен стоять в Красном углу, ведь еду – хлеб наш насущный – человеку посылает Бог, а стол – это Его ладонь (подаёт нам дар), или «Сердце матери» – заботится обо всех, старается накормить и напоить. Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если какой – нибудь ребёнок вёл себя шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошёл старший по возрасту или почётный гость. Ему кланялись, сидя за столом, и продолжали не спеша есть.

Ели раньше из общей миски (блюда). На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Размеры её порой доходили до полуметра в диаметре. Трапезу начинали по старшинству. Каждый брал угощение в свой черёд. Верили, что это приведёт к миру и согласию в доме.

- Если стол, как сердце матери, то, что же надо делать, чтобы его не обижать, а радовать?

Раньше говорили: «Каков гость, таково ему и угощение». А про какое угощение говорится в загадке?:

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят –

Ребята съедят.        

- А какую кашу вы больше всего любите?

Как вы понимаете пословицу: «Всякая каша за себя постоять может»?

- Раньше каши готовили и когда гостей встречали, и на праздники. А сейчас давайте вспомним о необычной каше – каше из топора.

V. Разыгрывание сюжета сказки «Каша из топора».

Ведущий: Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Пришёл солдат в деревню, постучался в крайнюю избу.

Солдат: Дома ли хозяюшка? Здоровенько живёте! Хлеб да соль вам! Пустите меня день дневать да ночь ночевать.

Ведущий: Услыхала это Хозяйка, заохала: не пустить – в деревне дурная слава пойдёт, пустить – жалко угостить. Была жадная до своего добра. Попрятала всё, что в доме было съестного, а сама решила глухой притвориться и дверь отворила.

Солдат: Дай – ка  мне, хозяюшка, чего – нибудь поесть.

Хозяйка: Вон там, родимый, на гвоздике повесь.

Солдат: Аль что голоден гость не чуешь?

Хозяйка: Где хочешь, там и заночуешь.

Солдат: Коль нечего на стол поставить, так, может топор съесть? Давай топор, я из топора сварю кашу.

Ведущий: Что за диво! – думает старуха.

Старуха: Дай – ка посмотрю, как он кашу из топора варит.

Ведущий: Принесла топор. Солдат положил топор в горшок, налил воды, поставил в печь и давай варить. Варил, варил, попробовал.

Солдат: Всем бы кашица взяла, только бы крупы подсыпать.

Ведущий: Принесла баба крупу. Солдат варил, варил кашу, попробовал.

Солдат: Всем бы кашица взяла, только бы молочка немного подлить.

Ведущий: Принесла Хозяйка молока. Солдат варил кашу, помешивал.

Солдат: Ах, кабы маслица чуток, совсем бы каша удалась.

Ведущий: Принесла Хозяйка маслица. Попробовал солдат кашу и говорит:

Солдат: Соли бы щепотку и каша готова.

Ведущий: Принесла баба соль. Посолил солдат кашу.

Солдат: Ну, старуха, давай теперь хлеба да берись за ложку; станем кашицу есть.

Ведущий: Похлебали вдвоём кашицу. Хозяйке всё любопытно – когда топор есть будут.

Солдат: (ткнув топор ложкой) Ещё не доварился, сама завтра довари.

-Вот так солдат и сам наелся, и хозяйку накормил, гостей принимать научил. В деревне для гостей ничего не жалели: «Что в печи – всё на стол мечи».

        

        VI.Работа в группах.

Я  предлагаю вспомнить, какие пословицы и поговорки о доме, гостеприимстве вы знаете. Соедините начало и конец пословицы, прочитайте её и объясните смысл.

Карточка группы «Хозяева».

Не красна изба углами,

Дом без печки –

Стол – Божья ладонь,

а хлеб – Божий дар.

а  красна пирогами.

не жилой дом.

Карточка группы «Гости».

Доброму гостю –

Пошли Бог гостей –

В гостях хорошо,

а дома лучше.

особая честь.

и хозяин будет сытей.

-Молодцы. С этим заданием вы отлично справились. Определить, насколько вы были внимательны на занятии, помогут загадки. Отгадайте их в группах, если не получится, то на помощь приходит другая группа.

Карточка группы «Хозяева».

Карточка группы «Гости».

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Железный конь скачет в огонь.

Рогат, да не бык, хватает – да не сыт, людям отдаёт, сам на отдых идёт.

Четыре братца под одной крышей живут.

VII. Оценка работы групп.

VIII. Итог занятия.

Сегодня мы запомнили много новых слов. Давайте ещё раз назовём их.

Божница           Красный угол        чугунок

Горшок             лавка                       горшок

Изба                  образа                     Икона              

Кочерга           ухват                        печь

- Погостили мы с вами в крестьянской избе, но как говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше»! Пора нам в обратный путь собираться. Хозяюшка нас до ворот проводит со словами:

Раньше прощание было долгим: хозяева благодарили гостей, что они их навестили, не забыли, а гости благодарили хозяев за угощение, желали им и впредь жить счастливо.

Я думаю, что нет на свете ни одного человека, который был бы равнодушен к сказкам, потому что, слушая сказки, мы переносимся  в мир чудес, где добро всегда побеждает зло.

Подарили нам сказки создатели и рассказчики народных сказок и былин – сказители. (Соотносят и крепят таблички к доске)

 - Это Анна Куприяновна Барышникова и Анна Николаевна Королькова. (Портреты)

 А ещё сказки нам подарили люди, которые ходят и ездят по стране, слушают, записывают, обрабатывают сказки.

Это – собиратели сказок.

(Соотносят и крепят таблички к доске)

-Известным собирателем сказок является Александр Николаевич Афанасьев. (Портрет)

Это взрослые и дети – все, кто знает народные сказки.

Да, можно.

В некотором царстве, в некотором государстве…

Жили – были старик да старуха.

Ответы и предположения учащихся.

Кланяется, кланяется,

Придёт домой – растянется.

Топор несли на плече или заткнув за пояс. Лезвие топора смотрело назад.

«Каша из топора»

- Потому что чугунный.

- Варить щи и картошку.

Я думаю, было больше горшков. Глина более доступный материал, чем чугун.

- О горшке глиняном.

Предположения детей.

- Кочерга нужна, чтобы ворошить угли.

- «Гуси – лебеди», «По щучьему велению».

Дети делятся на группы «Хозяев» и «Гостей» самостоятельно(по желанию).

- «Пойдёмте хлеба – соли покушать, лебедя порушить, пирогов отведать. Гостюшки – голубушки! Покидайте – ка  лавочки, умывайте – ка рученьки. Не всякого по имени, а всякому челом бью, хлебом да солью, да третьей любовью».

-Нельзя стучать по столу ложкой или рукой, класть локти на стол, болтать ногами, ругать еду, которую подаёт хозяйка на стол. Даже невкусное блюдо, если его похвалить, станет от этого вкуснее.

_ В старину, если роняли кусочек хлеба, то просили у него прощения и целовали.

_ Нельзя было разбрасывать недоеденные куски – они будут сохнуть и «сушить» (забирать силу у того, кто хлеб не доел). Поэтому говорили, что «человек с последним куском оставил свою силу».

-Каша!

Ответы детей.

Каждая по – своему хороша.

Все происходящие действия проигрываются. Когда «каша» «сварена», горшок достают из печи ухватом и ставят на стол.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Дом без печки – не жилой дом.

Стол – Божья ладонь, а хлеб – Божий дар.

Доброму гостю – особая честь.

Пошли Бог гостей – и хозяин будет сытей.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дети отгадывают загадки.

(Печь, кочерга, ухват, стол).

Учитель называет слово, а вызванный ученик показывает предмет.

«Конного гостя провожай до коня, пешего гостя провожай до ворот».

Гости: Благодарствуем на хлебе, на соли. Дай вам, с нашей руки да куль муки.

Хозяева: На свидание прощаемся. Хлеб да соль вам. В долгий век и добрый час. Путь вам чистый!

Гости: Счастливо оставаться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество. Обобщающий урок.

Презентация  позволяет  повторить  и  обобщить  изученный  материал  по  разделу  "Устное  народное  творчество".  Презентация  составл...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...