В. Осеева "Волшебное слово"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

открытый урок 2класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_slovo_v._oseeva_2kl_otkrytyy_urok_langolf_t.v.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

урок литературного чтения во 2 классе «а» Лангольф Т.В.

Тема:  В. Осеева «Волшебное слово»

 

Цель:  научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.

Задачи:

Обучающие:

1. Учить детей анализировать литературное произведение.

2. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

3.  Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.

Развивающие:

1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.

3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

2. Развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.

Форма урока:  

проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Форма работы:  индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная.

Приемы: корзина моих мыслей, синквейн, чтение с остановками, журнал предсказаний, кластер.

Оборудование: маленькие сердечки розового, и белого цветов; большое красное сердце; разрезанные пословицы; презентация, экран, проектор,  ноутбук.

Ход  урока.

Орг.  момент. Психологический настрой.

Всем,  всем –  добрый день!

Прочь с дороги,  злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Все расселись по местам,

Никому не тесно,

По секрету скажем вам:

«Будет интересно!

2.Актуализация знаний.

-На  карточке у вас   в два столбика записаны слова, обозначающие название предметов  и слова, обозначающие признак предмета.

сказка                                            деревянная

палочка                                         красивый

лампа                                            интересная

слово                                             настольная

цветок                                           волшебное

-Стрелкой соедините слова,  связанные по смыслу.  

-Давайте проверим правильность выполнения задания. (Слайд 3)

-Какое словосочетание здесь лишнее? Почему? (Слайд 4)

- Можем ли мы употребить слово «волшебное» с другими словами из первого столбика? Что у вас получилось?

- Предположите, какое из этих словосочетаний будет темой нашего урока.

-Составьте кластер «Волшебные слова»  ( Слайд 5)

-Как слово может действовать на поведение человека?  Запишите свои мысли и поместите их в корзину моих мыслей (дети работают в группах).

А каким людям подойдут вежливые слова? (Добрым, воспитанным.)

-Каких людей вы встречаете чаще: хороших или плохих?

-На доске зашифровано имя и фамилия автора этого произведения. Назовите его.

(zвdалwеvнjтgиYнRа ;  DоFсgеvеsвgа)  (Слайды  6,7)

1. Ребята, сегодня мы начинаем знакомиться с произведениями Валентины Александровны Осеевой.

А сейчас ребята, которым было дано дополнительное задание, расскажут нам о биографии Валентины Александровны.

Биография автора.

Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей. Став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.

Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.

В своих книгах она рассказывала детям о том "что такое хорошо, и что такое плохо". Первый рассказ - "Гришка". Первая книга - "Рыжий кот". А за книгу "Васёк Трубачёв и его товарищи" получила государственную премию.

Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.

А еще я хочу добавить:

1. Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

2. Большой успех выпал на долю повести "Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы "Найди меня, Леня" (1971) и "Раннее, раннее утро..."

3. Призы и награды

Награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

4. Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.

А у Ярослава было задание организовать для нас выставку книг В.Осеевой (с чем он  успешно справился).

II. Знакомство с новой темой.

- Словарная работа

-  Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.

Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

Стряпала - готовила  пищу.

Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.

1. Чтение рассказа с остановками, используя метод маркировки (1 часть – до слов «Он вскочил  побежал домой»)

-Читать рассказ будем с остановками. Свое отношение к поведению героев, отмечайте знаками на листе текста:

+ - нравится поведение героя, - - не нравится поведение героя.

- Поведение какого героя вам понравилось и почему?

- Найдите в тексте,  как выглядел старичок.

-Кого он вам напомнил?  (Волшебника)

-Почему? (Он говорит о волшебном слове)

-А что вы можете сказать о Павлике? Почему?

- Найдите в тексте (1 часть)  слова, подтверждающие вашу точку зрения.

2. Составление сравнительных характеристик. (Слайд 8)     Работа над образом героя

- На доске сделайте запись в первом столбике, описав действия мальчика. (на доске)

Присел

Покосился

 Буркнул

сжал кулаки

 засопел от обиды,

 стукнул кулаком

3. Самостоятельное  чтение 2 части рассказа (до слов: - Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)

-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?

- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?

- Как только вы найдете это слово, остановитесь.

- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).

4. Наши предсказания.(Слайд 9)  записывают  приглашенные учителя

5. Самостоятельное  чтения  рассказа  до конца.  

- Дочитайте рассказ.

-Оправдались ли ваши предположения? (обращение к древу предсказаний)

Работа над образом героя.

1.  Продолжение работы с характеристиками. (Слайд 10)

 Запишите во 2-ом столбике, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.

говорил тихим голосом,

смотрел в глаза,

думал о волшебном слове,

подпрыгнул от радости,

прошептал,

глядя в глаза,

 прислушивался,

 сидел тихо,

положил руку на плечо,

попросил тихо

- Как автор показывает, что Павлик изменился, стал думать о других людях?

-Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?

-Сравните свои записи.  (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).

III. Рефлексия.

1.

-Давайте вернемся к  нашим предсказаниям и проверим ваши предположения. Оправдались ли они?

- Как слово может действовать на поведение человека?

- Что вы предполагали в начале урока?

-Что нового узнали?

-Какой вывод вы можете теперь сделать?

2. Физминутка.  Игра на внимание «Пожалуйста»

-Вы выполняете упражнение только тогда, когда услышите слово «пожалуйста».

-Встаньте, пожалуйста!

-Руки вверх!

-Пожалуйста, руки вверх!

-В стороны!

-Пожалуйста, в стороны!

-Пожалуйста вниз!

-Руки на пояс!

-Пожалуйста, руки на пояс!

-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!

-Пожалуйста, начинай!

-Закончить упражнение!

-Пожалуйста, закончите упражнение!

-Пожалуйста, садитесь!

3. Творческая работа. Работа группами.

Задание 1. Синквейн.

 -Заканчивая разговор о волшебном слове, я предлагаю каждой группе написать синквейн.

-Давайте вспомни, что такое синквейн и как он строится. (Слайд 11)

(Примерные синквейны:

1 группа:

1. Слово

2. Волшебное, доброе.

3. Произносится, помогает, радует.

4. Волшебное слово действует!

5. Радость.

2 группа:

1. Мальчик

2. Сердитый, грубый.

3.  Слушает, проверяет, изменяется.

4. Помогло! Опять помогло!

5. Спасибо!

3 группа:

1.Старик.

2. Добрый , мудрый.

3.Наблюдает, спрашивает, советует.

4. Это волшебное слово!

5. Волшебник.

Задание 2. «Соберите пословицы»

1. Доброе слово, путь к сердцу откроет.

2. Вежливость украшает человека.

3. Доброе слово для человека, что дождь в засуху.

Задание 3. «Сердечко чувств».

- У меня на столе сердечки двух цветов: розовый – меня взволновало, я сопереживаю;

белый – мне было безразлично.

-Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на большое сердце на доске.

-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг  к другу. (Слайд  12)

- Прочитайте пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа: ( слайд )

- «Добрый человек добру и учит».

-« Под лежачий камень вода не течёт».

- « Волшебное слово всегда помочь готово».

Домашнее задание. (Мини – сочинение)

 Возможно, в вашей жизни были случаи, когда вам помогло волшебное слово. Попробуйте себя дома в роли автора, и напишите об этой истории.  

Выразительное чтение рассказа.

Оценки.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....