План конспект урока литературного чтения по теме "З. Александрова «Одуванчик». О.Высотская «Одуванчик». Сравнение образов одуванчиков"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Балдина Ольга Владимировна

Урок разработан по УМК "Перспектива". Цель урока: Познакомить детей с произведениямиЗ. Александровой, О. Высотской; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

З. Александрова «Одуванчик». О.Высотская «Одуванчик». Сравнение образов одуванчиков

Класс

3 А

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

УМК

Перспектива

Авторы

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.

Цели:

Познакомить детей с произведениямиЗ. Александровой, О. Высотской; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

Предметные:

Умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличить темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в современной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока,  оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой  информации в книге, умения ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, находить необходимую информацию  произведении  живописи (тема, главная мысль, композиция).

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о собственных действиях);

Личностные:

Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, умение оперировать понятиями: красота родной природы, наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности

Оборудование:

Портрет О. Высотской, З. Александровой, видео, аудио или фотоматериалы, презентация, учебник.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята, меня зовут Ксения Владимировна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Учащиеся готовятся к уроку, приветствуют друг друга.

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

  1. Актуализация знаний. Формулировка темы занятия

Подготовка к первичному  восприятию.

- Отгадайте загадку.(слайд 2)

На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!

- Что это?

- Почему в загадке говорится что цветочки желтые как солнышко?

- Что вы знаете об одуванчиках?

(слайд 3)

- Я хочу вам прочитать одну легенду об одуванчике.

Легенда рассказывает, что одуванчики были детьми Солнца и Луны. В их обязанности входило зажигать на небе каждую ночь лампы, но они то забывали, то ленились. Рассердилась Луна и наслала на них сильный ветер, который сдул их на землю. Но, отец-Солнце пожалел неразумных детей своих и придал им подобие маленьких солнышек, чтобы светили они на земле так же ярко, как солнце светит на небе. Одуванчики же до сих пор скучают о родителях и, превращаясь в пушинки, стараются попасть обратно на небеса при помощи ветра, который когда-то принёс их на землю.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(слайд 4)

- Тема нашего урока «Сравнение образов одуванчиков в двух стихотворениях»

- Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениямина одну и ту же тему.
- Прочитайте на слайде имя автора стихотворения и его название.

(слайд 5)

(слайд 6)

Зинаида Николаевна Александрова родилась в Петербурге в семье учителя. Она была в семье единственным ребенком. Летом семья часто выезжала на дачу, с удовольствием покидая мрачный многоэтажный доходный дом. В загородной местности, окрашенной неярким колоритом скромного северного лета, и формировались любовь будущей поэтессы к северной природе, к природе вообще, теплое отношение к простым людям, к деревенским ребятам — товарищам по играм. Маленькая Зина рано начала читать. Это была в основном поэзия: Пушкин, Лермонтов, Крылов… 

(слайд 7)

Работу в детской литературе Зинаида Александровна начала в 1930-1931 годах.

Всего Александровой выпущено около 70 наименований книг — как отдельных стихов, так и сборников. Зинаида Николаевна не только писала. Вся жизнь ее была тесно связана с работой редакций газет и журналов.

Время брало свое. В 1981 г. у Зинаиды Николаевны случился инсульт. Ей стало трудно писать — рука не слушалась. Сохранились, однако, отдельные листочки, по которым можно было судить, что творческие возможности писательницы далеко не исчерпаны.

- Одуванчик

- Потому что, когда цветут одуванчики они желтого цвета.

Предполагаемые ответы

- Одуванчик

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

  1. Физическая минутка

Музыкальная физ.минутка.

Дети выполняют зарядку

  1. Первичное закрепление

- Открываем учебники на странице 147. Сейчас вы прослушаете стихотворение «Одуванчик» Александровой.(слайд 8)

Звучит запись стихотворения

Познавательные:

формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение находить ответы на вопросы в тексте

  1. Проверка первичного восприятия

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение оно создает?

- Какие чувства оно у вас вызывает?

(слайд 9)

- Посмотрите на слайд. Кто знает что обозначают эти слова?

золотой – цвет

седой – старый

поседел – постарел

Познавательные:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

  1. Повторное чтение и анализ

- Перечитайте стихотворение про себя.

- Прочитайте первые 2 строчки.

- Какую картину вы себе представляете?

- Прочитайте 3 и 4 строчку.

- Какую картину вы представили?

- Что случилось с одуванчиком? Прочитайте в тексте.

- Какую картину вы представили себе, когда читали последние строчки?

1 ученик читает

- Постарел и стал седой, а как только постарел, вместе с ветром улетел.

Личностные

 формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  1. Сравнение со стихотворением написанным Ольгой Высотской

(слайд 10)

- Прочитайте на слайде имя автора следующего стихотворения.

(слайд 11)

Ольга Ивановна Высотская- советская детская поэтесса, переводчица, драматург. Родилась 19 июля 1903 года. Первая книга "Старушкины игрушки" вышла в 1930 году. Написала много стихов, песенок, сказок, сказочных пьес. Она была большой труженицей и всю свою жизнь без остатка посвятила исключительно писательскому делу. Но, несмотря на обилие хороших стихов, большой славы у Ольги Ивановны Высотской так никогда и не было.

- Прослушайте стихотворение Высотской «Одуванчик»

Звучит запись стихотворения.

(Слайд 12)

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Прочитайте его про себя.

- Что объединяет эти два стихотворения?

- Чем они отличаются?

- Как вы думаете, какие строки в каждом стихотворении помогают представить одуванчик похожим на человека?

- Какие слова в первом стихотворении нужно заменить, чтобы можно было прочитать его от имени самого одуванчика?

- Прочитайте его от имени одуванчика.

- В этих стихотворениях рассказывается о колоколах.

- У Мура в стихотворение более веселый характер.

Познавательные:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

  1. Домашнее задание

(слайд 13)

- Запишите домашнее задание.

- Вам нужно придумать и нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворению.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

  1. Итог урока. Рефлексия

(слайд 14)

Вот и подошёл к концу наш урок.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Что особенно понравилось и запомнилось?

- Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а) ...

Я научился(ась) …

Мне понравилось …

Мне не понравилось …

Я не понял(а) …

Я себя чувствовал(а) на уроке …

Самым интересным для меня было …

Регулятивные

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...