План конспект урока литературного чтения по теме " Создание поэтами художественных образов, использование приёмов: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись. На материале стихотворения И. Бунина "Листопад".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

План конспект урока литературного чтения для 3 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_20.09.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения

УМК: «Перспективная Начальная школа» 3 класс

(Чуракова Н.А. 3 класс 1 часть. с.34-37)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 21.09.2021

Время: 10:40-11:20

Место: Гимназия №2

Класс: 3 А

Целевой компонент урока:

Тема урока: Создание поэтами художественных образов, использование приёмов: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись. На материале стихотворения И. Бунина "Листопад".

Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания и специфики текста лирического стихотворения, для умения давать характеристику, определять жанровые особенности лирического стихотворения,  понимание приемов олицетворения, сравнения, контраста и звукописи  в литературе.

Задачи:

Дидактические: способствовать формированию умения анализировать текст лирического стихотворения, понимать смысл, определять тему, идейное содержание, давать характеристику лирического героя, определять причинно-следственные связи поступков героев,  определять жанровые особенности лирического стихотворения и определять художественные приемы: олицетворение, сравнение, контраст и звукопись.

Развивающие: способствовать развитию психических процессов:  произвольного внимания,  произвольной памяти, воображения, наглядно-образного мышления, речи;  совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развитию связной речи, умению анализировать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы, умению выделять жанровые особенности лирического стихотворения, расширению кругозора,  развитию любознательности, развитию читательской самостоятельности.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любви к природе, добру, родине; воспитание читательского интереса к произведениям русских поэтов и писателей, воспитание вдумчивого чтеца.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.

     Планируемые результаты:

Личностные: формирование интереса к книгам и потребности в чтении,  формирование умения воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата;

 Метапредметные:
      Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу; пользуются словарями и справочниками, осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения, осуществляют анализ произведения; устанавливают причинно-следственные связи.
      Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными  задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
     Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью высказывают свою точку зрения и обосновывают ее; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.

 Предметные: правильно, сознательно, выразительно читают, анализируют текст лирического стихотворения: отвечают на вопросы и составляют вопросы по содержанию прочитанного, понимают смысл, характеризуют  лирических героев, выявляют причинно-следственные связи, определяют основную мысль и идейное содержание произведения, выделяют и определяют приемы    олицетворения, сравнения, контраста и звукописи  в литературе.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация, колонки, раздаточный материал.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.
      1) Приветствие
     У.: Здравствуйте! Меня зовут Лилия Александровна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
      2) Проверка готовности к уроку
     У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Лежит ли у вас учебник, тетрадь, дневник?

- Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.

   3) Мотивация к учебной деятельности

 У.: Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

У.: Ребята,  как вы думаете, для чего нужно учиться старательно и внимательно слушать учителя на уроке?

О.: Для того, чтобы получать знания.

II. Актуализация знаний обучающихся.

Проверка домашнего задания. Чтение по ролям.

У.: Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

О.: Мы изучали сказку «Как оттенить тишину».

У.: Хорошо. С творчеством какого писателя вы познакомились на прошлом уроке?

О.: Сергеем Козловым.

У.: Вашим домашним заданием было чтение по ролям сказки С. Козлова «Как оттенить тишину». Сейчас мы проверим как вы подготовились, но сначала подготовимся к чтению.

Фонетическая разминка

 Для этого прочитаем скороговорку. Читаем все вместе вслух. (Слайд со скороговоркой. Произносим с похлопыванием.)

Ах, вы, сени, сени,
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

Деятельность обучающихся: чтение по ролям, со сменой обучающихся.

У.: Ребята, у вас на парте лежат карточки с таблицей анализа чтения. Чье чтение было лучшим? Почему?

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

Оценка «5» - своевременно начинает читать свои слова, подбирает правильно интонацию, выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, читает безошибочно и выразительно: без искажения слов, громко, четко, внятно.

Оценка «4» - своевременно начинает читать свои слова, подбирает правильно интонацию, выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, читает безошибочно, но при чтении искажает некоторые слова, читает негромко, нечетко, невнятно.

Оценка «3» - своевременно начинает читать свои слова, выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, но допускает ошибки в словах, читает невыразительно, искажает слова, негромко, нечетко, невнятно.

Оценка «2» - читает свои слова не своевременно, не следит за чтением текста, подбирает неправильную интонацию, читает с ошибками и невыразительно.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

Беседа

У.: Ребята, какое сейчас время года?

О.: Осень

У.: Что характерно для осени? Как вы можете ее описать?

О.: Пасмурно. Листья Опадают с деревьев. Дожди…

У.: Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк. А чтобы узнать о творчестве какого писателя мы поговорим сегодня, выполним задание.

На доске вы видите буквы. Ваша задача расставить буквы в правильном порядке так, чтобы получилась фамилия писателя.

О.: 1 обучающийся встает с места и расставляет буквы в правильном порядке, составляя слово.

У.: Какое слово у нас получилось?

О.: Бунин.

У.: Правильно, Иван Андреевич Бунин, вы уже с ним знакомы. Что вы о нем знаете? На уроке мы продолжим знакомство с биографией Ивана Алексеевича Бунина, а также с его лирическим стихотворением. Для того, чтобы узнать, как называется стихотворение, которое мы будем сегодня анализировать, нам поможет загадка.

Вот и осень наступила 
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила 
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … 
(листопад).

У.: На примере стихотворения мы и рассмотрим использование поэтом таких приемов, как олицетворение, сравнение, контраст и звукопись.

Попробуйте с помощью «слов-помощников» определить задачи урока

     -вспомним о...(художественных приемах)

      -узнаем …. (новые факты из биографии И.А.Бунине)
    - познакомимся с особенностями…(лирического стихотворения)

     - будем учиться… (понимать использование художественных приемов)

(Читают сами и отвечают)

IV. Открытие новых умений, знаний. (Беседа и показ нового материала)

У.: Сейчас мы с вами познакомимся с краткими биографическими сведениями И. А. Бунина.
     1) Краткие биографические сведения об авторе.

Иван Алексеевич Бунин - знаменитый русский писатель и поэт. Он родился в 1870 году в небогатой семье в Воронеже.  Детство писателя прошло в нужде. Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Старший брат писателя помог Ивану изучить языки и науки, пройдя дома вместе с ним весь гимназический курс. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

В детские годы Бунин был впечатлительным ребенком.

С ранних лет Иван Алексеевич Бунин начал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался. В 1888 году стихи Бунина впервые были опубликованы.

Вскоре творчество Ивана Алексеевича завоевало известность, вышли сборники "Творчество", "Под открытым небом" и "Листопад". 

В 1909 году писатель стал академиком Санкт-Петербургской Академии наук. Во время революции Бунин покинул Россию, но продолжал заниматься творчеством. Роман "Жизнь Арсеньева" принес Бунину Нобелевскую премию по литературе.

 

Интересные факты о писателе:

В раннем детстве Иван отравился ядовитой беленой. Спасла его няня, отпоив будущего писателя молоком.

И. А. Бунин увлекался коллекционированием. Главным увлечением были фармацевтические флакончики и коробочки. Свои сокровища он ревностно оберегал.

Иван Алексеевич был достаточно мнительным и суеверным человеком. Он не садился за стол, если был 13 по счету, и испытывал необъяснимую неприязнь к букве «Ф».

2 ) Словарная работа.

У.:  Перед знакомством со стихотворением «Листопад», разберем особенности лирического стихотворения. Кто помнит особенности этого жанра?

О.: Называют особенности лирического стихотворения.

У.: Включает на слайде жанровые особенности лирического стихотворения.

Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Контраст – резко человеческого характера выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного, предмета, явления другому.

Звукопись –применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки.

 

В тексте нам также встретятся незнакомые слова

Те́рем – в Древней Руси - жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни.

Багря́ный – ярко-красный, пурпурный.

Вдова́ – женщина, перенесшая утрату мужа. 

Заворожённый – очарованный, околдованный.

Подсе́д –выводок птенцов.  

V. Физкультминутка.

 И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Первичное чтение лирического стихотворения «Весна». Анализ первичного восприятия.

У.: Сейчас мы с вами прослушаем чтение стихотворения «Листопад» И.А. Бунина в исполнении актера и чтеца – Вячеслава Герасимова. Слушаем внимательно. Можете закрыть глаза и представить все, что описывает поэт.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.

У.: Ребята, что вы представили, слушая стихотворение?

О.: Ответы обучающихся.

VII. Вторичное чтение лирического стихотворения «Листопад» Анализ содержания стихотворения. (Беседа и практическая работа).

У.:  А сейчас открываем учебники на странице 34, мы будем читать и работать над содержанием текста стихотворение «Листопад».

Часть 1.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

У.: Кто главный герой этого стихотворения?

О.: Леc

У.: Почему лес расписной? Кто его расписывал?

О.: Его расписала осень разными цветами красок: жёлто-золотыми, лиловыми, багряными.

У.: С чем поэт сравнивает лес?

О.: С теремом.

У.: Какой прием автор здесь использует?

О.: Сравнение

У.: Старается ли автор создать впечатление особого – лесного - терема?  

О.: Да

У.: С помощью каких слов он это делает?

О.: «как вышки елочки темнеют» и «просветы в небо, что оконца.

У.: Какой прием снова использует автор?

У.: Какое новое яркое впечатление к картине осени добавляет писатель в последнем четверостишии 1 части? Оно связано со звуками или запахами?

О.:

У.: Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

О.: Да.

У.: Почему в последних 2 строчках 1 части Иван Алексеевич пишет слово «Осень» с большой буквы называет ее «тихой вдовой»? Как вы понимаете фразу «тихая вдова».

У.: «Тихая вдова» это человек, который молча, тихо переносит свою потерю.

У.: Какой прием использовал автор?

О.: Олицетворение.

2 часть

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

У.: Какие у вас впечатления и ощущения от прочитанного фрагмента: красиво? тепло? светло? тихо?

А можно ли осенью быть уверенным в том, что назавтра сохранится эта необыкновенная красота? Почему?

О.: Нет….

У.: Именно поэтому автор так настойчиво повторяет слово «сегодня». то, что сегодня так прекрасно, уже завтра может потерять всю свою прелесть из-за похолодания, ветра или дождя.

У.: Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? 

О.: Мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье.

У.: А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

О.: Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине".

У.: А еще, чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

"Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье".

У.: А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

"молчанье" - ч 

"вышине" - ш 

"можно" - ж 

"тишине" - ш 

"расслышать" - ш 

"шуршанье" – ш

У.: Какой звук повторяется в этом отрывке?

О.:  С, Ш

У.: Для чего?

О.: Чтобы передать шорох листьев.

У.: Этот приём называется звукопись. Для чего Бунин описал звуки и запахи леса?

О.: Чтобы легче было представить картину осеннего леса.

3 часть:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.

У.: Как вы думаете, как последняя часть текста связана с первой. Перечитай про себя первые четыре строчки первой и первые 4 последней?  Что описывается в первом четверостишии? Какой новый оттенок появился в описании терема?

О.: Завороженный тишиной.

У.: Почему автор заканчивает отрывок из стихотворения яркими звуковыми впечатлениями? Что именно они ОТТЕНЯЮТ?

О.: Яркие звуковые впечатления оттеняют глубокую, мертвую тишину сказочно красивого осеннего леса.

Практическая работа.

У.:         Мы с вами проанализировали каждую часть отрывка из стихотворения листопад. А сейчас я предлагаю выполнить очень интересное упражнение.

Дидактическая задача: организация деятельности обучающихся развития  находчивости, воображения, расширения словарного запаса, позволяет создавать ассоциативные связи.

Игровая задача: к данным словам подобрать синонимы и антонимы.

Правила игры: перед обучающимися на слайде список слов. Обучающиеся 1 варианта придумывают к ним синонимы, а обучающиеся 2 варианта, придумывают к ним антонимы и записывают в тетради.

Итог. Проверка выполненной работы, обучающиеся называют, какие синонимы и антонимы у них получились.  

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока  

   - вспомнили о….

    - узнали …

    - познакомились с особенностями…

     -будем учиться…

Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи.

Рефлексия. Самооценка деятельности на уроке. Прием «Дерево успеха»

У обучающихся на партах лежат круги 3 цветов:

красный круг – урок очень интересный, я активно работал на уроке, мне все понравилось.

желтый круг – урок мне понравился, но я не очень активно работал на уроке, не все было понятно.

зеленый круг – урок мне не понравился, было неинтересно.  

У.:Сейчас каждый по цепочке, начиная с первой парты подходит к доске и вешает круг того, цвета, который соответствует вашей работе на уроке.

О.: Подходят к доске и вешают круги на «дерево успеха».

У.: Ребята, смотрите какое красочное, осеннее дерево у нас получилось. Вы все хорошо поработали. На этом наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»

Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать...

План конспект урока литературного чтения по теме "З. Александрова «Одуванчик». О.Высотская «Одуванчик». Сравнение образов одуванчиков"

Урок разработан по УМК "Перспектива". Цель урока: Познакомить детей с произведениямиЗ. Александровой, О. Высотской; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление....

Конспект урока литературного чтения по теме: "Звукопись в поэзии и прозе. М.Горький «Воробьишко»" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование у детей умение обнаруживать присутствие звукописи в прозаическом тексте и понимать смысл использования этого литературного приема.Планируемые результаты:Предмет...

План-конспект урока литературного чтения по теме: П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цели урока:Обучающие:  повышать интерес к чтению литературных произведений на основе их исследования,  обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.Развивающие:...