Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Бебина Татьяна Михайловна

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx97.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная школа г. Лысково

«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения учителей

 начальных классов.

Протокол №1 от «30» августа 2017г.

Руководитель методобъединения

_____________Е.А.Воронина  

«Согласовано»

Зам. директора

  __________ С.А. Тесакова

« 30» августа 2017 г.

Утверждена приказом

от ___  №______

Директор  основной школы г.Лысково

__________________Е.В. Зяблова

«30» августа 2017г.

Рабочая программа по предмету

«Литературное чтение»

IV класс

102 часа

уровень базовый(ФГОС НОО)

                                                                                      Автор – составитель

                                                                                                                            учитель Бебина  Татьяна Михайловна

1.Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 4 классе ученик научится:

  • понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература, объяснять понятия «честность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;
  • понимать значение отечественной и зарубежной литературы как части культуры, сохраняющей и передающей нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
  • осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;
  • проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов;
  • работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);
  • пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
  • воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетическою развития, способ приобретения знаний и опыта;
  • пользоваться чтением для решения различных учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
  • читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, молча —не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
  • читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами;
  • пользоваться разными видами чтения (ознакомительными, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
  • различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу;

  • ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль и выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
  • работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;
  • понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;
  • пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;
  • выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;
  • составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведениям, героям и их поступкам;
  • отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения;
  • сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2-3 отличительные особенности;
  • формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объёма (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;
  • работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром;
  • сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;
  • использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор −герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения;
  • практически находить в тексте произведения средства выразительности — эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
  • подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
  • находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения;
  • различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
  • создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);
  • выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках);
  • писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведений.

Ученик получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
  • сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
  • пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
  • создавать собственные тексты (повествование — по аналогии; рассуждение — развёрнутый ответ на вопрос; описание — характеристика героя или пейзаж).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;
  • прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа её структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
  • работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
  • использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;
  • пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте;
  • находить необходимую информацию о книгах, об авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;
  • собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

2. Содержание курса «Литературное чтение» в 4 классе

Программа 4 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. В 4 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.

Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией — младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

Итогом четвертого года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

Содержание программы

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Формирование умения адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.

Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а)  выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б)  выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения про себя:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) в ходе повторного просмотрового чтения;

в)  в ходе выборочного чтения при работе со словарями;

г)  в ходе повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием.

Развитие умения различать тему и основную мысль текста и живописного произведения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Народное творчество

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.

Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

Авторская литература

Волшебная сказка в стихах  и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

Жанр рассказа  Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоту окружающего мира, дружбу, любовь. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст.

Формирование библиографической культуры Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) но ролям и по цепочке (с опорой на цветовое маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Раздел «Круг чтения».

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

Классики русской литературы

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

3. Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Содержание

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни

8

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «ВолхВсеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Повторение:загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

В результате изучения раздела учащийся должен

иметь представление:

- о разных фольклорных жанрах;

знать:

- наизусть произведения малых жанров фольклора

- отличие фольклорных жанров;

- особенность былины, былинных героев;

уметь:

- различать жанры фольклора, выделять их особенности, приводить примеры;

- называть и рассказывать народные сказки бытовые, о животных, волшебные;

- различать сказки и былины, выделять их особенности;

- сравнивать героев произведений фольклора народов мира;

- рассказывать былины, легенды, сказы по плану;

-составлять план и рассказывать по плану.

Басни.

Русские баснописцы.

5

И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И. Хемницер. «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И. Дмитриев. «Муха».

В результате изучения раздела учащийся должен

иметь представление:

- о том, что такое басня;

знать:

- структуру басни;

уметь:

- правильно называть басни и определять мораль;

- сравнивать басни с «бродячими « сюжетами

- выразительно читать (определять тон и темп чтения);

- выявлять авторскую точку зрения.

Произведения В.А.Жуковского

4

Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

Произведения А.С.Пушкина

3

«Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний».

Произведения М.Ю.Лермонтова

3

«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Горные вершины...», «Утёс».

В результате изучения раздела учащийся должен

иметь представление:

- о стихотворении;

- о строфе, стихотворной строке, логическом ударении, тоне, темпе, ритме, рифме.

- рифмующихся словах;

знать:

- понятия «эпитет», «олицетворение», «метафора», «сравнение»;

уметь:

- определять тему и жанр произведения;

- различать рифмы, строфы;

- находить эпитеты, олицетворения, сравнения и метафоры, употреблять их в речи;

- выразительно читать текст;

- сочинять двустишия и четверостишия;

- определять точку зрения автора;

-выражать свое отношение к произведению, героям;

- читать выразительно и наизусть;

- сравнивать стихи русских поэтов.

Произведения П.П.Ершова

3

«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении).

Произведения В.М.Гаршина

2

«Лягушка-путешественница».

Произведения  русских писателей о детях

5

«Детство Темы» (отдельные главы).

В результате изучения раздела учащийся должен

знать:

- авторов и название произведений данного раздела;

- тему, жанр произведений;

уметь:

- выразительно читать;

-сравнивать произведения разных жанров;

- пересказывать;

-выразительно читать диалог;

- работать с иллюстрацией к тексту.

- анализировать текст( выделение присказки, повторов, главной мысли);

- сравнивать произведения (жанр, тема, автор)

- сравнивать модели обложек прочитанных произведений;

- составлять план, пересказывать по плану, краткий пересказ

Произведения зарубежных писателей

9

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении); Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Дети года».

В результате изучения раздела учащийся должен

иметь представление:

- о зарубежных произведениях разных жанров и их авторах;

знать:

- фамилии авторов и название зарубежных произведений;

уметь:

- сравнивать произведения разных народов;

- описывать героев;

- пересказывать  от лица героев;

Мифы народов мира

3

Древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».

В результате изучения раздела учащийся должен

В результате изучения раздела учащийся должен

иметь представление:

- о мифах народов мира;

знать:

- тему, жанр данного раздела;

уметь:

- выделять особенности мифов;

- анализировать текст( выделение главной мысли);

- выразительно читать;

- сравнивать произведения (жанр, тема, автор)

- сравнивать модели обложек прочитанных произведений;

- составлять план, пересказывать по плану, краткий пересказ.

Книги Древней Руси

2

«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».

В результате изучения раздела учащийся должен

иметь представление:

- о книгах Древней Руси;

знать:

-понятия о летописях и летописных жанрах;

уметь:

- анализировать текст( выделение главной мысли);

- выразительно читать;

- сравнивать произведения (жанр, тема, автор)

- сравнивать модели обложек прочитанных произведений;

- составлять план, пересказывать по плану, краткий пересказ;

Произведения Л.Н.Толстого

8

«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».

Стихи А.Блока

1

«Россия», «Рождество».

Стихи К.Д.Бальмонта

6

«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».

Произведения А.И.Куприна

4

В результате изучения раздела учащийся должен

знать:

- авторов и название произведений данного раздела;

- тему, жанр произведений;

уметь:

- выразительно читать;

-сравнивать произведения разных жанров;

- пересказывать;

-выразительно читать диалог;

- работать с иллюстрацией к тексту:

- анализировать текст

- сравнивать произведения (жанр, тема, автор)

- сравнивать модели обложек прочитанных произведений;

- составлять план, пересказывать по плану, краткий пересказ

Стихи И.А.Бунина

2

«Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия...», «Листопад» (отрывок).

Произведения С.Я.Маршака

8

«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».

Стихи Н.А.Заболоцкого

2

«Детство», «Лебедь в зоопарке».

иметь представление:

- о стихотворении;

- о строфе, стихотворной строке, логическом ударении, тоне, темпе, ритме, рифме.

- рифмующихся словах;

знать:

- понятия «эпитет», «олицетворение», «метафора», «сравнение»;

уметь:

- определять тему и жанр произведения;

- различать рифмы, строфы;

- находить эпитеты, олицетворения, сравнения и метафоры, употреблять их в речи;

- выразительно читать текст;

- сочинять двустишия и четверостишия;

- определять точку зрения автора;

-выражать свое отношение к произведению, героям;

- читать выразительно и наизусть;

- сравнивать стихи русских поэтов.

Произведения о детях войны

4

В.П. Катаев«Сын полка», К.М. Симонов«Сын артиллериста».

Стихи Н.М.Рубцова

3

«Берёзы», «Тихая моя родина».

Произведения С.В.Михалкова

3

С.В. Михалков – 4 ч.

«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».

В результате изучения раздела учащийся должен

иметь представление:

знать:

- фамилию писателей, тему, жанр данного раздела;

уметь:

- работать с текстом;

- делить на части;

- составлять план, пересказывать.

Юмористические произведения

3

Н.Н. Носов. «Федина задача»; И.Л. Гамазкова. «Страдания».

Очерки

4

А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»; И.С. Соколов-Микитов. «Родина»; Н.С. Шер. «Картины-сказки».

Путешествия, приключения, фантастика

7

Н.П. Вагнер. «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П. Найдёнова. «Мой друг».

В результате изучения раздела учащийся должен

знать:

- авторов и название произведений данного раздела;

- тему, жанр произведений;

- понятие «диалог»

уметь:

- выразительно читать;

-сравнивать произведения разных жанров;

- пересказывать;

-выразительно читать диалог;

- работать с иллюстрацией к тексту.

- анализировать текст( выделение присказки, повторов, главной мысли);

- сравнивать произведения (жанр, тема, автор)

- сравнивать модели обложек прочитанных произведений;

- составлять план, пересказывать по плану, краткий пересказ

                                                      Итого

102

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух произведений фольклора и классической литературы. Формирование эмоциональной отзывчивости на содержание произведения или книги, умения высказывать своё отношение к произведению, уважительно относиться к мнению учителя и одноклассников.

Восприятие художественных произведений как особого вида искусства и умение соотносить их с произведениями живописи и музыки, развитие потребности слушать художественное слово.

Формирование уважения к общечеловеческим ценностям.

Понятия:Родина, справедливость, отзывчивость, добро, зло, честность, дружба, ответственность.

Слушание произведений на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного текста.

Воспитание готовности к общению с собеседником, умения признавать чужую точку зрения и аргументировать свою.

Умение слушать вопросы учителя по содержанию произведения, давать полные ответы, дополнять ответы одноклассников, формулировать вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассуждать о героях произведения

Чтение

Чтение в соответствии с индивидуальными возможностями.

Практическое овладение основными орфоэпическими нормами литературного языка. Уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением, произносить их правильно, уметь проверять их звучание по словарю.

Осознание задачичтения вслух: воспроизведение произведения в темпе, соответствующем содержанию и эмоциональной насыщенности произведения; передача позиции автора и своего отношения к описанным событиям, героям и их поступкам. Чтение незнакомого произведения в темпе, необходимом для понимания читаемого текста.

Выразительное чтение подготовленного текста: определение задачи чтения, темпа, интонационного рисунка; определение выразительных средств, тренировочное чтение, самооценка чтения.

Овладение алгоритмом учебных действий для выработки универсального умения читать выразительно

Чтение молча (про себя) при ознакомительном, изучающем, поисковом и просмотровом видах чтения.

Чтение молчаразножанровых произведений фольклора народов России и мира, произведений отечественных и зарубежных писателей-классиков.

Ознакомительное (первичное) чтение молча произведений в учебнике и учебной хрестоматии, книг по изучаемому разделу.

Использование умения читать молча для работы с текстами произведений; формирование умения пользоваться изучающим, поисковым и просмотровым видами чтения для решения учебных задач по любому предмету.

Формирование умения читать молча как средства для поиска информации и обогащения читательского опыта.

Осознанное чтение молча описаний картин природы в произведениях, повествований и рассуждений.

Чтение молча книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов

Работа с разными видами текстов

Определениецели чтения текстов художественных и научно-познавательных произведений, знакомство с содержанием произведения, изучающее чтение текстов, поисковое чтение (выбор нужной информации, фактов, суждений), чтение произведений и книг по собственному желанию и выбору.

Восприятие текстов произведений (при слушании, чтении вслух и молча), понимание содержания произведения (ответы на вопросы, подтверждение ответов словами из текста).

Определение особенностей каждого произведения (авторская принадлежность, заголовок, жанр, тема, стихотворная или прозаическая форма) и специфики текстов (художественного, научно-популярного, справочного).

Определение темы самостоятельно прочитанного произведения (о Родине, о животных, о детях, о природе, о приключениях), уточнение темы исходя из содержания произведения (о родной природе, об истории России, о дружбе детей, о защите и служении Родине, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о дружбе людей разных стран, о милосердии и справедливости и т. д.).

Сравнение произведений одного жанра разных авторов, произведений одного автора, стихотворных и прозаических произведений одного автора.

Понимание нравственного содержания произведения.

Формирование духовно-нравственных ценностей: ценность жизни и смысл жизни; уважение к старшим и забота о младших, больных; достоинство человека, равноправие, чувство долга; представление о вере, свобода вероисповедания, толерантность; любовь к Родине и своему народу; уважение и доверие к людям; уважение к закону, государству. Умение соотносить поступки литературных героев с нравственно-этическими нормами; обогащение жизненного опыта примерами из художественных произведений и произведений фольклора.

Использование изученных приёмов анализа текстов художественных произведений, деление текста на смысловые части, выделение ключевых эпизодов, установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, составление планов (озаглавливание частей, составление вопросов к каждой части, знаково-символическое моделирование), определение идеи произведения.

Алгоритм составления плана; самостоятельное составление алгоритма выполнения учебной задачи.

Выделение структурных элементов текста (абзац, часть, глава, эпизод), использование знаний о структуре текста в работе с произведением; понимание соответствия заглавия содержанию произведения.

Обсуждение произведения: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждать ответы словами из текста произведения.

Формулирование вопросов, ответов, суждений о произведении и его героях.

Овладение универсальным алгоритмом пересказа текста произведения кратко, подробно и выборочно (отдельных эпизодов).

Работа с внутритекстовыми иллюстрациями: рассматривание иллюстрации, соотнесение её с текстом, выделение на рисунке деталей, дополняющих текст.

Сравнение представления о героях писателя и художника; писателя, художника и читателя.

Подбор и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Сравнение образов литературного произведения с произведениями изобразительного искусства и музыки

Работа с текстом художественного произведения

Наблюдение и выделение особенностей художественного произведения: образы героев, эмоциональное воздействие на читателя, средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры), идейно-нравственное содержание произведения.

Развитиевосприятия художественного слова и особенностей авторского текста, адекватная эмоциональная реакция на содержание прослушанного или прочитанного произведения. Умение отличать контекстное значение слова от его прямого значения.

Герои и их поступки: портреты героев, особенности поведения, детали костюма, отношения с другими персонажами произведения.

Составление плана рассказа о герое — выбор необходимых эпизодов, опорных слов и подготовка рассказа; формированиеуниверсального алгоритма подготовки рассказа о герое художественного произведения.

Сравнение героев произведения, отношения к ним автора, выражение своего отношения к ним.

Понятия:герой произведения, главный герой, второстепенные персонажи, положительные и отрицательные герои, портрет и речь героя.

Краткий и подробный пересказ с опорой на алгоритм учебных действий: самостоятельное чтение молча произведения, определение главной мысли, деление текста на смысловые части, озаглавливание частей и составление плана, подготовка пересказа подробно авторского текста или кратко по ключевым предложениям.

Выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Практическое знакомство с сюжетом и его частями (завязка, развитие действия, кульминация, заключение) и выборочный пересказ отдельных частей.

Определение отношения автора к героям и их поступкам, формулирование своего мнения о произведении и героях.

Классификация художественных произведений по жанру, теме, авторской принадлежности.

Сравнение художественных произведений со сходными сюжетами (басни Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого; сказки, рассказы); вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев

Работа с текстами научно-популярных произведений

Практическое определение особенностей научно-популярных произведений: правдивое (фактологическое) описание предметов и явлений, событий.

Умение работать с научно-популярным текстом: определение жанра, темы и авторской принадлежности; самостоятельное чтение молча, выделение точной информации, её усвоение и использование.

Сравнение художественных и научно-популярных текстов разных жанров по теме и авторской принадлежности.

Подробный пересказ научно-популярного текста.

Краткий пересказ фактов, передача точной информации.

Использование универсального умения работать с учебными и справочными текстами: чтение текста, выделение нужной информации. Чтение определений, выводов, справочных статей

Библиографическая культура

(работа с книгой)

Знакомство с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси; различение книг учебных, художественных, научно-популярных, справочных.

Виды информации в книге: научная, справочная, художественная.

Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, справочная литература (словари, справочники, энциклопедии).

Знакомство с правилами пользования библиотекой, использование рекомендательных библиографических списков и каталогов.

Самостоятельный выбор и чтение произведений и книг, детской периодики, использование дополнительной информации, полученной при самостоятельном чтении, на уроках и внеурочных занятиях.

Дополнительное чтение произведений по изучаемому разделу в хрестоматии и книгах, самостоятельно отобранных в библиотеке.

Проектная деятельность в группах и индивидуально: выбор темы, сбор информации, книг и материалов, обработка материалов и оформление книг-самоделок, рукописных книг, постеров, презентаций.

Защита проектов: монолог-презентация, сообщение о книге, авторе или на заданную тему

Говорение (культура речевого общения)

Восприятие художественного произведения как образца литературной речи.

Воспроизведение содержания произведения с передачей особенностей авторской речи.

Нахождение в текстах произведений диалогов, полилогов и монологов героев, определение их особенностей.

Особенности диалогического общения: полно и правильно формулировать ответы на заданные вопросы, задавать вопросы по обсуждаемому произведению; уважительно относиться к собеседнику.

Чтение диалогической речи героев, выражающее понимание образов, отношение автора к героям; инсценирование диалогов.

Конструирование монологов (3–5 предложений) о произведении или героях.

Высказывание суждений об этичности того или иного поступка героя произведения.

Сравнение диалогов и монологов героя произведения, выделение описаний и рассуждений в его речи.

Моделирование диалогов и монологов с использованием рассуждения.

Понятия:диалог, монолог, вопрос, реплика, обращение, слова вежливости

Письмо (культура письменной речи)

Восприятие художественных произведений как образцов письменной речи.

Знакомство с особенностями стихотворной и прозаической форм записи художественного текста.

Поиск в текстах произведений описаний, повествований и рассуждений, а также средств художественной выразительности: эпитетов, сравнений, антонимов, синонимов.

Выполнение письменных упражнений: поиск в тексте нужного абзаца и списывание его; поиск в тексте произведения эпитетов, сравнений, обращений, имён героев и запись их в тетрадь.

Написание небольших по объёму творческих работ: письменный рассказ о герое, описание портрета героя, отзыв о произведении или книге

Воспринимать тексты прослушанных произведений, адекватно реагировать на содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении, уметь выслушиватьиуважительно относиться к мнению одноклассников и учителя.

Воспринимать художественные произведения и учиться соотносить их с произведениями живописи и музыки.

Учиться относиться к литературным произведениям как к словесному искусству.

Понимать и усваивать общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, честность, уважение к другим людям и т. д.

Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия.

Учиться слушать и слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников.

Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения

Умение читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения вслух — не менее 80–90 слов в минуту.

Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

Уметь читать осознанно произведение: темп и тон чтения, соответствующие содержанию и эмоциональной насыщенности произведения; передавать при чтении точку зрения автора; читать незнакомое произведение осознанно, понимать его содержание, показывая своё отношение к героям и их поступкам.

Учиться читать выразительно: определять задачу чтения, интонационный рисунок, выделять паузы и логические ударения, обращать внимание на знаки препинания, слушать и оценивать своё чтение.

Пользоваться алгоритмом учебных действий для формирования универсального умения читать выразительно

Читать молча (без речедвижения) в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения молча (про себя) — не менее 100–130 слов в минуту.

Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию.

Пользоваться умением читать молча для ознакомительного (первичного) чтения учебных текстов, художественных и научно-популярных произведений, справочных статей и книг.

Пользоваться умением читать молча и разными видами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы с содержанием произведений, поиска информации, обогащения читательского опыта и развития интеллекта.

Уметь пользоваться чтением молча для поиска в текстах произведений описаний, повествований, рассуждений.

Использовать умение читать молча для самостоятельного чтения книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов

Определять цели чтения художественных, научно-популярных, учебных текстов: изучающее чтение, поисковое чтение (выбор нужной информации), дополнительное чтение по изучаемому разделу, самостоятельное чтение по желанию.

Воспринимать художественные и научно-популярные произведения на слух и при чтении; выделять основные смысловые эпизоды, последовательность и логику событий в изучаемых произведениях.

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

Определять и сравнивать форму текста (стихотворная и прозаическая), специфику художественного, научно-популярного, учебного текстов.

Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости).

Сравнивать произведения и книги одного автора по теме и жанру, произведения разных авторов по жанру или теме, произведения стихотворные и прозаические одного автора.

Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них.

Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.

Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения.

Использовать знаково-символическое моделирование для работы с произведением.

Составлять и использовать алгоритм учебных действий при самостоятельной работе с новым произведением.

Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе.

Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения.

Уметь слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.

Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию произведения, высказывать суждения о произведении и его героях.

Уметь пересказывать тексты произведений и эпизоды подробно, кратко и выборочно.

Анализироватьвнутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).

Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Выражать своё мнение о литературном произведении, сравнивать литературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям. Составлять сопоставительные таблицы.

Оперировать понятиями: главные и второстепенные герои произведения, различать положительных и отрицательных героев.

Пересказывать кратко и подробно произведения, отдельные эпизоды с опорой на алгоритм подготовки пересказа.

Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.

Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами.

Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами

Выделять особенности научно-популярных текстов: правдивое и точное описание предметов, явлений, событий.

Самостоятельно работать с текстами научно-популярных произведений (очерки, воспоминания, рассказы и сказки).

Сравнивать художественные и научно-популярные произведения разных авторов по теме и авторской принадлежности.

Пересказывать подробно научно-популярный текст (описание фактов, предметов, явлений).

Кратко излагать факты, описывать детали, передавать точную информацию.

Пользоваться универсальным умением работать с учебными и справочными текстами.

Находить в тексте конкретные факты и сведения, представленные в явном виде

Познакомиться с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси.

Различать книги художественные, научно-популярные, справочные, уметь пользоваться ими.

Уметь работать с аппаратом книги, ориентироваться в структуре учебной книги, самостоятельно находить вопросы и задания в учебнике; обращаться к учебнику для самопроверки и самооценки выполненной работы.

Систематизировать книги по типам, подбирать книги по темам, пользоваться рекомендательными списками для подбора книг в каталоге библиотеки.

Пользоваться правилами работы с книгами в библиотеке: общаться с библиотекарем, находить нужную книгу по рекомендательным указателям и в открытом фонде.

Пользоваться дополнительной информацией, полученной из самостоятельно прочитанных произведений и книг по теме.

Уметь отбирать и читать произведения и книги по изучаемому разделу.

Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: составлять план и распределять работу; собирать нужную информацию о книгах, героях книг, авторах; обрабатывать и систематизировать материал; готовить и проводить презентацию проекта (монолог-сообщение о книге, авторе или на заданную тему)

Воспринимать художественное произведение, эмоционально реагировать на него.

Бережно относиться к авторскому тексту, сохраняя при пересказе особенности авторской речи.

Наблюдать и выделять в тексте произведения пословицы, устойчивые выражения, диалоги и монологи героев, а затем использовать их в речи.

Уметь вести диалог — обсуждение изучаемого произведения, задавать вопросы по содержанию произведения, формулировать ответы на вопросы и подтверждать их примерами из произведения; поддерживать беседу и выражать интерес.

Читать диалоги героев выразительно, по ролям; инсценировать отдельные эпизоды или произведения в группах.

Уметь конструировать монолог-высказывание о произведении, героях, прочитанных книгах; аргументировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Высказывать своё суждение о поступках героев, соотносить их с общепринятыми нормами поведения.

Сравнивать диалоги и монологи героя произведения, выделять в них описания и рассуждения.

Моделировать диалог или монолог по изучаемому произведению, работая в группах, парами, индивидуально.

Готовить небольшие сообщения (монологи) об авторах произведений, о прочитанных книгах, о результатах проектной деятельности.

Использовать в речи понятия: диалог, монолог, вопрос, реплика и формулы вежливости

Воспринимать произведения как образцы письменной речи.

Выделять особенности жанров художественных и научно-популярных произведений.

Называть особенности стихотворной и прозаической форм записи текста.

Находить в текстах произведений описания, повествования, рассуждения, а также средства выразительности: эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы.

Выполнять письменные упражнения с текстами изучаемых произведений в тетрадях: находить в предлагаемых отрывках произведений пропущенные пословицы, эпитеты, сравнения, имена героев и вписывать их.

Писать небольшие по объёму творческие письменные работы: рассказ о герое или описание пейзажа, отзыв о прочитанной книге

Круг чтения

Произведения фольклора (сказки, легенды, былины, сказы, героические песни, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки) народов России и мира.

Особенности произведений фольклора, использование пословиц для определения главной мысли произведения, для характеристики поступков героев.

Басни русских баснописцев (И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева), структура басни, форма текста.

Выделение «бродячих сюжетов». Сравнение басен со схожим сюжетом по форме, авторской принадлежности.

Работа с произведениями русской классической литературы (В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова, В.М. Гаршина, Н.Г. Гарина-Михайловского, К.М. Станюковича, Н.А. Некрасова).

Произведения и книги зарубежных писателей-классиков (Марка Твена, Х.-К. Андерсена, Виктора Гюго).

Произведения отечественной и зарубежной литературы разных жанров о детях и для детей.

Сравнение произведений по темам, жанрам и авторской принадлежности; уточнение тем: о Родине (о служении Родине, о красоте родной природы и т. п.); о взаимоотношениях людей (о детях, о семье, о любви и честности и т. д.).

Произведения отечественной литературы XX в. (А.Н. Толстого, А.А. Блока, К.Д. Бальмонта, А.И. Куприна, И.А. Бунина, С.Я. Маршака, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова, С.В. Михалкова, В.П. Катаева, А.П. Платонова).

Научно-популярные произведения: очерки и воспоминания С.В. Михалкова, К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского, А.И. Куприна, В. Рыбакова, В.М. Пескова, Р. Сефа, М.А. Шолохова, И.С. Соколова-Микитова, Н.С. Шер.

Произведения и книги о путешествиях и приключениях (А.П. Платонова, Н.П. Вагнера, Дж. Свифта).

Работа с научно-популярными и справочными книгами по личному выбору для решения познавательных задач.

Работа с аппаратом книги и структурой произведения, обучение составлению аннотации и написанию отзывов с опорой на алгоритм учебных действий.

Развитие интереса к чтению детских периодических журналов («Костёр», «Чудеса и тайны планеты Земля», «Отчего и почему?», «Чудеса и приключения», «Юный эрудит»).

Использовать ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями («Детская газета», «Антошка» и др.).

Чтение детских газет «Шапокляк», «Читайка», «Пионерская правда»

Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Определять ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов.

Соотносить главную мысль произведения с предложенными пословицами, подбирать самостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев.

Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка.

Различать фольклорные и авторские произведения; расширять свои представления о творчестве отечественных и зарубежных писателей-классиков.

Сравнивать произведения и книги отечественных и зарубежных писателей по темам и жанрам.

Классифицировать произведения и книги по темам, жанрам, темам и жанрам, темам и авторской принадлежности.

Изучать и дополнительно читать произведения отечественных писателей, определять и уточнять темы и подтемы, различать прозаические и стихотворные произведения.

Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями.

Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы.

Читать произведения и книги о приключениях, путешествиях и фантастику.

Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач.

Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной).

Уметь составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.

Воспитывать потребность в чтении детских периодических журналов. Выбор периодического издания на основе собственных интересов.

Пользоваться ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями «Детская газета», «Антошка» и др.

Уметь находить и читать произведения по изучаемой теме или разделу, находить информацию об авторе, произведении или книге в детских периодических изданиях

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанры фольклора: пословицы, песни, загадки, сказки, былины, легенды.

Различение сказок о животных, бытовых и волшебных.

Особенности построения народных сказок: зачины, повторы, присказки.

Литературные (авторские) сказки. Фольклорные корни сказок (на примере сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, П.П. Ершова).

Литературные сказки отечественных и зарубежных писателей

Жанры литературных произведений:рассказ, сказка, стихотворение, басня.

Практическое выделение в художественных произведениях описаний, рассуждений, повествований, диалогов и монологов героев.

Прозаические и стихотворные произведения, их особенности. Особенности стихотворных произведений: стихотворная строка (стих), рифма, строфа.

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями:произведение, художественное произведение, научно-популярное произведение, справочная статья, автор произведения, автор-рассказчик; сюжет, тема и жанр произведения; образ героя, герои положительные и отрицательные; точка зрения автора, точка зрения читателя; портрет героя, пейзаж, интерьер

Средства выразительности художественной речи:синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, аллегории, гиперболы. Выделение под руководством учителя в произведениях средства выразительности, объяснять их значение для создания художественных образов, выражения чувств и описания картин

Сравнивать произведения фольклора: сказка, легенда, былина, пословица, загадка; определять особенности этих жанров.

Различать сказки бытовые, волшебные

и о животных.

Выделять зачины, повторы, присказки в народных сказках.

Выделять особенности литературных сказок, сравнивать их с народными сказками; делать выводы.

Сравнивать сказки отечественных и зарубежных писателей: выделять сходство и различия, определять темы, сравнивать героев, оценивать их поступки

Практически определять жанры литературных произведений, указывая их особенности.

Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев.

Различать прозаические и стихотворные произведения, сравнивать сказки в прозаической и стихотворной формах, выделять особенности стихотворных произведений.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи при обсуждении произведения, находить в произведении эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, олицетворения, синонимы, антонимы

Понимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении.

Использовать в речи средства художественной выразительности при пересказе, в рассказах о героях произведения, при создании творческих работ

Творческая деятельность (на основе литературных произведений)

Воспроизводить авторский текст, пересказывая кратко или подробно, сохраняя особенности жанра произведения и авторской речи.

Рассказывание произведений с зачитыванием отдельных отрывков или эпизодов.

Выразительное чтение произведения с рассказыванием содержания отдельных частей или чтением наизусть наиболее ярких отрывков или кульминационного момента.

Подготовка рассказа о героях произведений и их поступках с обоснованием своей точки зрения.

Творческие пересказы текста произведения от лица героя или автора, от своего имени (читателя).

Инсценирование, чтение по ролям, моделирование «живых картин» к отдельным эпизодам произведения.

Работать с изменённым планом текста и восстанавливать его в соответствии с содержанием произведения.

Словесное рисование картин к художественным произведениям или отдельным эпизодам.

Создание иллюстраций к отдельным эпизодам произведений, оформление самодельных книг, газет индивидуально или в группах, в том числе с использованием ИКТ.

Выполнение творческих проектных работ по темам «История печатной книги», «Мир русских пословиц», «Русская народная песня», «Книги бывают разные», «Жить — Родине служить» и т. д.

Инсценирование изученных произведений к праздникам, конкурсам. Определение фрагмента для инсценирования; выбор и репетиция ролей. Выбор невербальных выразительных средств (мимика, жесты, интонация).

Создание небольших произведений по аналогии (загадки, песни, очерки, рассказы, стихотворения).

Написание сочинений под руководством учителя, отзывов о произведениях и книгах

Пересказывать текст произведения выразительно, используя выразительные средства: тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты.

Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев.

Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов.

Готовить рассказ или сообщение о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения.

Пересказывать произведение творчески от лица героя или автора, от своего имени.

Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев.

Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения.

Восстанавливать деформированный план в соответствии с сюжетом произведения.

Словесно описывать картины к отдельным эпизодам или целым произведениям.

Рисовать иллюстрации к отдельным отрывкам, эпизодам произведений индивидуально или в группах, оформлять книги-самоделки и школьные газеты (в том числе с использованием компьютера, Интернета).

Выполнять творческие проектные работы по темам и изучаемым разделам в группах или индивидуально.

Инсценировать изученные произведения по сценариям, сделанным под руководством учителя, к школьным праздникам, конкурсам.

Создавать небольшие произведения по аналогии (загадки, песни, очерки, рассказы, стихотворения).

Писать под руководством учителя небольшие сочинения на заданную тему, отзывы о произведениях и книгах

Чтение: работа с информацией

Информация о героях произведений, представленная в явном виде (в тексте).

Составление краткой аннотации на произведение (автор, заглавие, жанр, тема, главная мысль) или книгу (название, тема, тип книги, советы).

Сбор информации о книгах, героях произведений, писателях и оформление информации в виде таблиц и схем с использованием ИКТ.

Использование информации из готовых таблиц для создания текстов-описаний или рассуждений о героях, предметах, явлениях из изучаемых произведений.

Дополнение таблиц, схем информацией о героях, предметах, явлениях или животных из научно-популярных или справочных книг, составление списка авторов по заданному критерию (в том числе с использованием ИКТ)

Находить нужную информацию о героях изучаемых произведений, представленную в явном виде.

Составлять краткую аннотацию на произведение или книгу.

Собирать информацию о книгах, героях произведений, писателях и оформлять её в виде таблиц и схем, в том числе на компьютере.

Использовать информацию из готовых таблиц для создания текстов-описаний или рассуждений о героях, предметах, явлениях из изучаемых произведений.

Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг.

Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете

п/п

Содержательные линии.      Темы

Дата

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

1

Произведения фольклора.

Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый волк».

Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Уметь самим оценивать свою начитанность.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

2

Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый волк».

Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения.

3

Былина «Волх Всеславович».

Знать основное содержание былины. Уметь анализировать содержание, составлять план, рассказывать по плану.

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

4

Сказка «Марья Моревна»

5

«Легенда о граде Китеже».

Знать основное содержание легенд, тему произведений. Уметь слушать и выделять основную мысль произведений.

Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

6

«Легенда о покорении Сибири Ермаком»,.

7

«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

8

Русские баснописцы .И.Крылов, И.Хемницер, Л.Толстой.

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно  читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни. Знать понятия: олицетворение, сравнение.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

9

Русские баснописцы И.Крылов «Стрекоза и муравей», И.Хемницер «Стрекоза», Л.Толстой «Стрекоза и муравьи».

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

10

Русские баснописцы А.Измайлов «Кукушка»,

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

11

Баснописец И.А. Крылов.И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

12

И.Дмитриев «Муха»,Проверьте себя. Проверка навыка чтения вслух.

Знать героев басен. Уметь понимать основное содержание басен, характеризировать героев.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

13

Произведения В. А. Жуковского.

В.А.Жуковский «Песня», «Ночь».

Знать особенности формы и содержания языка. Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

14

В.А.Жуковский «Спящая красавица» (сказка).

Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

15

В.А.Жуковский «Спящая красавица» (сказка).

16

Книги В.А. Жуковского.В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее».

17

Произведения А. С. Пушкина.

А.С.Пушкин. Стихи об осени.

Стихи А.С.Пушкина.А.С. Пушкин «И.И. Пущину».И.Пущин «Записки о Пушкине».

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать. Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений  А. С. Пушкина.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

18

А.С. Пушкин «Зимняя дорога».Из воспоминаний В.И. Даля.

Сказки А.С. Пушкина. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

19

Слушание и работа с книгами .

Произведения Пушкина А. С.  «Песнь о вещем Олеге»

20

Произведения М. Ю. Лермонтова

М.Ю.Лермонтов «Москва! Москва!...»

М.Ю. Лермонтов«Парус».

Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание.

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

 

21

М.Ю.Лермонтов  «Горные вершины».

М.Ю. Лермонтов «Утёс».

Уметь определять тему произведения определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений.

22

Проверка навыка чтения. Слушание и работа с книгами. М. Лермонтов. «Казачья колыбельная песня»

23

Произведения П. П. Ершова.

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных  и авторских. Уметь определять главную мысль сказки, характер героев, выражать свое отношение к героям сказки.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

24

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»

25

П.П.Ершов «Кто он?».

«Русские поэты». Проверьте себя.

Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать.

26

Произведения В. М.Гаршина.

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану.

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

27

В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Повторение литературных сказок. Проверь себя.

28

Произведения русских писателей о детях.

Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Уметь характеризовать образ Тёмы , выделять кульминационный  момент и выразительно читать этот эпизод.

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

29

Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста.

30

Произведения о детях. К. Станюкович. «Максимка».

31

Произведения о детях. К. Станюкович. «Максимка».

32

Произведения русских писателей о детях. Д. Мамин- Сибиряк. «Вертел».

33

Произведения зарубежных писателей.

В. Гюго. «Козетта».

Знать структурные единицы произведения.

Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

34

В. Гюго «Козетта».

35

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

36

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

37

Произведения М.Твена и В. Гюго о детях.М. Твен «Приключения Гекльберри Финна».

38

Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди».

Уметь определять главную мысль сказки, характер героев, выражать свое отношение к героям сказки.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

39

Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди».

40

Х.-К. Андерсен «Дети года».

Знать о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена.
Уметь выразительно  читать. Знать изученные произведения
Х. К. Андерсена и уметь их называть.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

41

 К.Г. Паустовский «Великий сказочник»

Х.-К. Андерсен «Девочка со спичками».

42

Книга книг-Библия. Детская Библия. Библейские предания.

Знать основное содержание мифа. Уметь понимать основное содержание текста, составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение.

Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

43

Мифы древней Греции.

Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар».

Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

44

«Мифы народов мира» Славянский  миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».

Знать мифы народов мира.

Уметь работать самостоятельно в рабочих тетрадях.

Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

45

«Мифы народов мира». Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Техника чтения.

Уметь осознанно, правильно, выразительно читать в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтением про себя.

46

Книги Древней Руси.  «Деятельность Ярослава. Похвала книгам».

Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

47

«Первая славянская азбука».Отрывки из «Повести временных лет: «Повесть о Константине и Мефодии», Наставления Ярослава Мудрого», «Повесть о Никите Кожемяке».

Книги Древней Руси. «Поучение Владимира Мономаха детям».

Знать о житие как жанре древнерусской литературы.

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»

48

Произведения Л.Н.Толстого

Л.Н. Толстой «Акула»

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характер героев.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

49

Авторские сказки. Л.Н. Толстой «Два брата».

50

Л.Н. Толстой  басня«Мужик и Водяной».

Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

51

Л.Н. Толстой «Черепаха».

52

Познавательные рассказы.

Л.Н. Толстой «Русак»,

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

53

Былина Л.Н.Толстого

«Святогор-богатырь».

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

54

Былина Л.Н.Толстого

«Святогор-богатырь»

55

Книги Л.Н. Толстого для детей.

Проверьте себя. Обобщение по разделу.

56

 Стихи А.А. Блока. А.А.Блок «Россия».

Уметь определять тему,  заглавие, определять тон, темп, ритм, выразительно читать.

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

57

 «Стихи А.А. Блока для детей».А.А.Блок «Рождество».

А.А. Блок. « На поле Куликовом»

Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

58

Стихи К. Д. Бальмонта

Стихи о Родине и о природе. К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме».

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть.Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

59

Стихи о природе., К.Д.Бальмонт «Снежинка», К.Д. Бальмонт «Камыши».

60

Сказочные стихи.К.Д.Бальмонт «У чудищ».

61

Сказочные стихи. К.Д. Бальмонт  «Как я пишу стихи».

62

Стихи русских поэтов.

Слушание и работа с книгами. Навык чтения вслух.

63

Произведения А. И. Куприна.

А.И.Куприн «Скворцы».

Уметь понимать основное содержание текста.

Составлять сложный план текста.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

64

А.И.Куприн «Скворцы».

65

Сказки и легенды русских писателей. А.И.Куприн

« Четверо нищих»

66

«Очерки и воспоминания».А. Куприн «Сказки Пушкина».

Обобщение.

Проверьте себя.

67

Стихи И. А. Бунина.

И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…».

И.А.Бунин «Детство».

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

68

И.А.Бунин «Листопад».

Проверьте себя.

Уметь выразительно читать стих, находить эпитеты, сравнения, олицетворения.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

69

Произведения С. Я. Маршака.

С.Я.Маршак «Словарь».

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь работать со стихотворением.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

70

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

71

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».

72

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».

73

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».

74

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».

75

С. Маршак-переводчик.

Р. Бёрнс «В горах моё сердце».

Книги С. Маршака.

С.Я. Маршак «Ледяной остров»

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради.

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

76

Контрольный урок.

Проверка читательских умений.

77

 Стихи для детей. Н.А.Заболоцкий «Детство».

Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

78

Н.А.Заболоцкий  «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу»Книги стихотворений русских поэтов о Родине и родной природе.

79

Произведения о детях войны

В.П. Катаев «Сын полка».

Уметь выразительно читать,выделять главную мысль произведения.

80

Книги о детях войны

К. Симонов «Сын артиллериста».

Умение выразительно читать стихотворение.

81

 Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов «Берёзы».

Уметь анализировать  стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

82

Стихи о Родине. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина».

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

83

Обобщение. Проверьте себя.

84

Произведения

С. В. Михалкова.

С.В.Михалков «Школа».

С.В.Михалков  «Хижина дяди Тома».

Уметь выразительно читать стихотворения.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

85

С.В.Михалков «Зеркало» (басня).

Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение.Уметь читать басни, находить и комментировать части текста.

86

С.В.Михалков.

Сказка « Как старик корову продавал».

87

Юмористические произведения.

Н.Н.Носов «Федина задача».

Знать детские газеты и журналы. Уметь работать с дополнительной  литературой.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

88

И.Л.Гамазкова «Страдания».

Уметь определять тему произведения определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

89

Юмористические произведения для детей. Детские журналы и газеты.

90

Очерки о Родине. И.С.Соколов-Микитов «Родина».

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характер героев.

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

91

Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина».

Р.Сеф «О стихах Джона Чиарди»

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

92

Очерки о людях.Н.С.Шер «Картины-сказки».

Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану.

93

Урок – обобщение по разделу.

Ю.Я. Яковлев «Право на жизнь»

94

В мире фантастики.

Н.П.Вагнер «Фея Фантаста».

Знать книги Н. П. Вагнера уметь понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

95

Н.П.Вагнер «Берёза».

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

96

Н.П.Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина»

Произведения Н.П. Вагнера.

Книга Н.П. Вагнера «Сказки Кота-Мурлыки»

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

97

Комплексная  проверочная работа.

98

Приключенческая литература.

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов».

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать произведение.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.  

99

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов».

100

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов».

В.М.Рыбаков «О книге Дж. Свифта»

Н.П.Найдёнова «Мой друг»,

М.Горький «О книгах»

101

Проверьте себя.  Выставка книг о детях и для детей

102

Библиотечный урок «В мире книг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса

Рабочая программа и тематическое планирование для 4 класса  по литературному чтению составлено с учетом ФГОС по УМК "2100" из расчета 2 часа в неделю для школ Санкт-Петербурга....

Рабочая программа и Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе , автор Л.Ф. Ефросинина

Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. Программа и учебные материалы решают комплексно вопросы эмоционального, творческого,...

Рабочая программа и Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе , авторы Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В.

Учащиеся показывают стабильные результаты.В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которых они объединены, связана с естественным течением жизни в семье третьеклассницы Насти.Настя вместе с па...

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса Школа России

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению для 3 кл Школа России 2014/2015 учебный год...

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива"

Данная программа была составлена с учетом требований ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса

Рабочая программа и тематическое планирование по  литературному чтению для 3 класса с УУД...