Рабочая программа и Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе , авторы Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В.
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Щелочкова Любовь Сергеевна

Учащиеся показывают стабильные результаты.В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которых они объединены, связана с естественным течением жизни в семье третьеклассницы Насти.Настя вместе с папой читает книгу для чтения" В одном счастливом детстве", размышляет, задаёт вопросы.И вместе с Настей читают и думают ученики...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc398 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУРСАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

П.КУРСАКОВО

«Утверждаю»

директор МОУ СОШ

Л.Ф. Куценко

______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧТЕНИЮ

ДЛЯ 3 КЛАССА

на 2013-2014 учебный год

Уровень  базовый

Щелочковой Любови Сергеевны

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

п. Курсаково

2013


Пояснительная записка

Тематическое планирование  разработано на основе примерной программы начального общего образования, авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

          На изучение чтения отводится 102 часа в учебный год (3 часа в неделю), в том числе:

          Для реализации программного содержания используются следующие учебники:

          1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве: книга для чтения в 3 классе. – Части 1 и 2 . – М.: Баласс, 2013.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.    

      Цели курса:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического     отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений  вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,           потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

        Задачи:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

 Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии

героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Характерные для учебного курса формы деятельности учащихся

Фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми   учащимися класса для достижения общей познавательной задачи); микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед     определённой группой школьников); индивидуальная форма.

Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания курса.

   Для проверки освоения программы используются: тестовые, проверочные, контрольные работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся.

учащихся по курсу «Литературного чтения»  проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.

Требования к результатам освоения учебного курса Литературное чтение  учащимися

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся: 

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться: 

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся: 

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться: 

  1. творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  2. создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  3. работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  4. способам написания изложения

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся: 

  • сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться: 

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75  слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

          Произведения, включённые в книгу для чтения в 3 классе, позволяют показать детям мир чтения во всём его многообразии. В 3 классе дети открывают для себя многие произведения, авторов, героев и читают произведения детской и «взрослой» литературы самых разнообразных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькие поэмы, пьесы-сказки. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Цели, задачи и содержание курса литературного чтения в начальной школе

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель– это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Основные содержательные линии

В программе представлено пять основных содержательных линий.

  • Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
  • Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
  • Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.
  • Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
  • Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

          Изучение чтению на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

          * овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

          * развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

          * воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Таблица требований
к умениям учащихся по чтению (программный минимум)
(1–4 классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
  • овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
  • определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
  • приобщение к литературе как к искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

3 класс

  • осознанное, правильное, выразительное чтение;
  • умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • умение самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • деление текста на части, составление простого плана;
  • самостоятельное формулирование главной мысли текста;
  • нахождение в тексте материала для характеристики героя;
  • подробный и выборочный пересказ текста;
  • составление рассказа-характеристики героя;
  • составление устных и письменных описаний
  • умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)
  • относить произведения к определенному жанру: рассказ, повесть, пьеса - по определенным признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • соотносить авторов, названия и героев произведений

3-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

3-й класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • составлять устные и письменные описания;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

  • выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
  • самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
  • составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
  • сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
  • самостоятельно составлять план рассказа о герое;
  • отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения;
  • использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Развитие устной и письменной речи

Обучение:

  • подробному и краткому пересказу текста по плану;
  • выборочному пересказу текста;
  • словесному рисованию картин к художественным текстам;
  • составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
  • составлению устных рассказов от имени одного из героев;
  • составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений
.

V.  Перечень учебно-методического обеспечения:

    Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение»  3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.;  методические рекомендации для учителя Е. В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М. А. Яковлева, «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

1.  Техника чтения

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;


4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

2. Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

3. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

– портрет;
– детали биографии (что известно о его жизни);
– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
– речь героя как средство его характеристики;
– отношение автора к герою;
– собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).
Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

4. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

На уроках знакомит дети знакомятся  со следующими понятиями:

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.
Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».
Повесть, ее отличие от рассказа.
Пьеса. Признаки драматического произведения.
Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.
Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.

5. Развитие устной и письменной речи

Обучение:
– подробному и краткому пересказу текста по плану;
– выборочному пересказу текста;
– словесному рисованию картин к художественным текстам;
– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев;
– составлению устных и письменных описаний-миниатюр.
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений.

Таблица требований
к умениям учащихся по чтению (программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»:

– овладение функциональной грамотностью;
– овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
– овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

– определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

– приобщение к литературе как к искусству слова;
– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

3-й класс

• осознанное, правильное, выразительное чтение;
• умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• умение самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• деление текста на части, составление простого плана;
• самостоятельное формулирование главной мысли текста;
• нахождение в тексте материала для характеристики героя;
• подробный и выборочный пересказ текста;
• составление рассказа-характеристики героя;
• составление устных и письменных описаний

• умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определенным признакам;
• различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений


В результате изучения чтения ученик должен

          знать/понимать:

          * названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

 

          уметь:

          * различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

          * читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учёта скорости);

          * определять тему и главную мысль произведения;

          * пересказывать текст (объём не более 1,5 с.);

          * делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

          * составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

          * читать стихотворные произведения наизусть  (по выбору);

          * создавать небольшой устный текст на заданную тему;

          * приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

          * различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные;

          * приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

          использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

          * для самостоятельного чтения книг;

          * высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении;

          * самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

          * работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).


Описание материально-технической базы

Список литературы

Литература, использованная при подготовке программы

  • Стандарт  начального общего образования по литературному чтению в образовательных учреждениях с русским языком обучения
  • Школа 2100. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа Автор: Леонтьев А.А.
    Издательство: Баласс, 2008 г
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В «В одном счастливом детстве» книга для чтения в 3 кл.  М.: Баласс, 2008 г
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.  Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве» 3 кл. - М.: Баласс, 2009

Литература  рекомендованная для учащихся:

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В «В одном счастливом детстве» книга для чтения в 3 кл.  М.: Баласс, 2008 г
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.  Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве» 3 кл. - М.: Баласс, 2009

 Интернет-ресурсы:

  • 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru
  • 2. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» : http://www.gramota.ru
  • 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok
  • 4. Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193
  • 5. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»
  •  6. http://lyceum8.com.
  • 7. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»
  • 8. http://www.school2100.ru-сайт «Образовательная школа 2100»;
  • 9.«Открытый класс»;
  • 10.«Proшколу.ru»;

 Информационно-коммуникативные средства:

  • 1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD).
  • 2. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс (СD).
  • 3. Детский энциклопедический словарь (CD).

 Технические средства обучения:

  • 1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
  • 2. Телевизор.
  • 3. Компьютер.
  • 6. Учебно-практическое оборудование:
  • 1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем. 

Календарный план:

 Раздел 1. ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ (9 часов)

 Раздел 2. ЛЕТНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ (18 часов)

 Раздел 3. ПРИРОДА ЛЕТОМ (12 часов)

Раздел 4. УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ (16 часов)

 Раздел 5. МОЙ ДОМ ( 11 часов)

 Раздел 6. «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…» (14 часов) Раздел 7. «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…» (8 часов)

Раздел 8. ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ (10 часов)

Раздел 9. МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ (12 часов)

Раздел 10. «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…» (11 часов)

 Раздел 11. ДЕНЬ СМЕХА (6 часа)

Раздел 12. ВЕСНА (4 часа

 Раздел 13. ДЕНЬ ПОБЕДЫ (3 часа)

 Раздел 14.  РОДНАЯ ЗЕМЛЯ (2 часа)

         


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

план

факт

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником.

-выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и заглавия текста;

-отвечать на вопросы учителя по прочитанному;

-использовать выборочное чтение для подтверждения какой – либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию;

-самостоятельно находить в произведениях слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики;

-высказывать своё отношение к прочитанному.

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

К.Планирование учебного сотрудничества.

Л. Формирование ценностно-

смысловой ориентации

Учить заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонации

04.09

Раздел 1. ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ (9 часов)

2

Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Ю.

знать отличие повести от рассказа;

-заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения и небольшие отрывки прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения;

-знать признаки драматического произведения;

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного сотрудничества.

Расширять понятие о жанре юморист-го рассказа.

Уметь соотносить понятия герой – персонаж – рассказ - автор

05.09

3

Ю. Ким «Светлый день»

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного сотрудничества.

Формирование умения писать на заданную тему.

Знать этапы подготовки к сочинению

06.09

4

Сочинение- миниатюра.

-самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

-делить текст на части, составлять простой план;

-самостоятельно формулировать главную мысль текста;

-находить в тексте материал для характеристики героя;

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

Уметь выразительно читать стихотворение

11.09

5

В. Драгунский «Англичанин Павля»

Уметь подробно и выборочно пересказывать текст

12.09

6

Эд.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

13.09

7

К.Бальмонт « Капля»

16.09

8

Б.Заходер «Что красивей всего?»

18.09

9

Внеклассное чтение Структура книги. Что я читал летом.

19.09

Раздел 2. ЛЕТНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ (18 часов)

10

Введение в новый раздел. Ю. Ким «Отважный охотник»

подробно и выборочно пересказывать текст;

-составлять рассказ-характеристику героя;

-составлять устные и письменные описания;

-по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

К.Планирование учебного сотрудничества.

Уметь:

- осознанно, правильно, выразительно читать подготовленный текст;

20.09

11

С. Голицын «Сорок изыскателей».

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

-относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

К.Планирование учебного сотрудничества.

Уметь делить текст на части, составлять простой план

23.09

12

С. Голицын «Сорок изыскателей».

-различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

-видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

К.Планирование учебного сотрудничества.

Уметь делить текст на части, составлять простой план

25.09

13

С. Голицын «Сорок изыскателей».

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

-самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

-делить текст на части,

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь делить текст на части, составлять простой план

26.09

14

С. Голицын «Сорок изыскателей».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном

27.09

15

И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы».

 составлять простой план;

-самостоятельно формулировать главную мысль текста;

-находить в тексте материал для характеристики героя;

-подробно и выборочно пересказывать текст;

-составлять рассказ-характеристику героя;

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Л.Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Уметь определять тему и главную мысль

30.09

16

И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы».

составлять устные и письменные описания;

-по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

-высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

-относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

02.10

17

М. Твен «Приключения Тома Сойера».  

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь подробно и выборочно пересказывать текст

03.10

18

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь приводить примеры художественных произведений

04.10

19

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

14.10

20

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Б. Емельянов «Игра»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

16.10

21

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Заключительный урок.

-различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

-видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

Сотрудничества

Уметь оценивать события, героев произведения.

Знать понятия образ, автор

17.10

22

 Б. Емельянов «Игра»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь пересказывать текст

18.10

23

К. Паустовский «Кот-ворюга К.

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь создавать небольшой устный рассказ на заданную тему

21.10

24

Паустовский «Жильцы старого дома»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь самостоятельно работать с книгой, анализировать текст

23.10

25

Паустовский «Жильцы старого дома»

Знать названия, содержание изученных произведений

24.10

26

Сочинение «Мои летние приключения»

25.10

27

Обобщение по разделу 2. Проверочная работа №1

28.10

Раздел 3. ПРИРОДА ЛЕТОМ (12 часов)

28

Введение в новый раздел. С. Есенин «С добрым утром»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь видеть в художественном произведении средство худ-ой выразительности

31.10

29

Ан.Чехов «Степь»(отрывок)

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения

01.11

30

А.Н. Толстой «Детство Никиты».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

06.11

31

А.Н. Толстой «Детство Никиты».

07.11

32

И.С. Тургенев «Голуби»,

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь видеть в произведении средства худ-ой выразительности

08.11

33

И.А. Бунин «Розы» 

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

11.11

34

В.В. Бианки «Неслышимка»

Уметь:

- самостоятельно выбирать и определять содержание книги;

- подбирать иллюстрации к стихотворениям

13.11

35

М. Пришвин «Золотой луг»

14.11

36

Б. Пастернак «За поворотом».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

15.11

37

Сочинение « Лесное озеро»

25.11

38

Обобщение по разделу 3. Проверочная работа №2

Знать названия, содержание изученных произведений

27.11

39

Урок внеклассного чтения. Разноцветное лето. Стихи поэтов-классиков XIX – XX веков.

28.11

Раздел 4. УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ (16 часов)

40

Э. Успенский «Школа клоунов». Первый день знаний

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному

29.11

41

Э. Успенский «Школа клоунов». Второй день занятий

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

02.12

42

Э. Успенский «Школа клоунов». Песенка о рабочем месте.

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

Сотрудничества

Л. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Уметь высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному

04.12

43

Б. Заходер «Перемена»

05.12

44

Г. Куликов «Как я влиял на Севку»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию,  ключевым словам

06.12

45

Г. Куликов «Как я влиял на Севку»

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Перечитывание текста с разными задачами.

К.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Уметь находить в тексте материал для характеристики героя

09.12

46

Г. Куликов «Как я влиял на Севку».

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Перечитывание текста с разными задачами.

К.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

11.12

47

Г. Куликов «Как я влиял на Севку».

12.12

48

Г. Куликов «Как я влиял на Севку».Заключительный урок.

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Перечитывание текста с разными задачами.

К.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Уметь осознанно, правильно, выразительно читать подготовленные тексты

13.12

49

Б. Заходер «Вредный кот».

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Перечитывание текста с разными задачами.

К.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Уметь

- делить текст на смысловые части;

- составлять вопросы

16.12

50

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Перечитывание текста с разными задачами.

К.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Уметь подробно и выборочно пересказывать текст

19.12

51

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Перечитывание текста с разными задачами.

К.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Уметь составлять монологические высказывания с опорой на текст

20.12

52

О. Григорьев «Витамин роста «После уроков», «кто прав»

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Перечитывание текста с разными задачами.

К.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Л. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

23.12

53

Сочинение «Если бы я был учителем…»

25.12

54

Обобщающий урок по разделу 4. Проверочная работа №4 

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Знать названия, основное содержание изученных произведений

26.12

55

Урок внеклассного чтения. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

27.12

Раздел 5. МОЙ ДОМ 11 часов)

56

А.С.Пушкин «Осень» (отрывок)

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь пересказывать текст

09.01

57

К.Бальмонт « Осень».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

10.01

58

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь читать осознанно текст художественного произведения

13.01

59

К. Паустовский «Мой дом»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений

15.01

60

Г. Сапгир «Четыре конверта».

Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанным произведениям

16.01

61

 Д. Самойлов «Перед снегом»

17.01

62

К. Паустовский «Прощание с летом»

20.01

63

Сочинение по наблюдениям « Разная осень»

22.01

64

С.Есенин « Нивы сжаты,рощи голы.»

23.01

65

Обобщающий урок по разделу 5. Проверочная работа №5.

24.01

66

Урок внеклассного чтения. Знакомство с детской периодической печатью

27.01

Раздел 6. «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…» (14 часов)

67

Введение в раздел. Что такое сказка? Г. Сапгир «Леса-чудеса».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

Сотрудничества

Л. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

29.01

68

 «Кот и лиса». (русская  сказка)

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Знать особенности языка народных сказок

30.01

69

«Никита Кожемяка».(русская сказка)

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

31.01

70

«Как мужик гусей делил»( русская сказка)

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь делить текст на части и озаглавливать части

03.02

71

Обобщающий урок по теме «Русские народные сказки

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь находить ключевые слова

05.02

72

Арабские сказки из «Тысячи и одной ночи»,» Синдбад- Мореход»

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Перечитывание текста с разными задачами.

К.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Уметь пересказывать текст

06.02

73

Авторские сказки.Ш.Перро «Ослиная шкура».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь подробно и кратко пересказывать текст

07.02

74

Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь подробно и кратко пересказывать текст

10.02

75

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь составлять план

12.02

76

С. Маршак «Сказка про козла»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Л.Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Уметь писать

сочинение на заданную тему

13.02

77

В. Высотский «Песня Кэрролла».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанному

14.02

78

Обобщающий урок по разделу.Проверочная работа № 6

24.02

79

Творческая работа- сочинение сказки.

26.02

80

Внеклассное чтение.

«О приключениях»

 В. Губарев «Королевство Кривых зеркал», С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса и дикими гусями»

27.02

Раздел 7. «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…» (8 часов)

81

Введение в новый раздел. Чтение стихотворений С. Есенина «Поёт зима, аукает…», «Пороша».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Знать авторов и героев произведений

28.02

82

К. Бальмонт «Снежинка», И. Бродский «Вечером».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

03.03

83

Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь составлять характеристику героя

05.03

84

В. Драгунский «Кот в сапогах»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов

06.03

85

Б. Пастернак «Снег идёт», А. Башлачов «Рождественская», Д. Самойлов «Город зимний».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь делить текст на части

07.03

86

В. Бианки «По следам»

Уметь писать сочинение на выбранную тему

12.03

87

Проверочная работа по разделу 7. Обобщающий урок по разделу.

Уметь пересказывать текст

13.03

88

Внеклассное чтение. Сказка-пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев»

14.03

Раздел 8. ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ (10 часов)

89

Введение в раздел. В Берестов «Прощание с другом».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Л.Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Уметь пересказывать текст

17.03

90

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь отвечать на вопросы к тексту

19.03

91

Ю. Коринец «Ханг и Чанг»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь заучивать произведения наизусть

20.03

92

В. Драгунский «Дымка и Антон». Г. Сапгир «Морская собака»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь делить текст на части и озаглавливать части

21.03

93

Ю. Коваль «Капитан Клюквин»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь пересказывать текст

24.03

94

Ю. Коваль «Капитан Клюквин»

26.03

95

Ю. Коваль «Капитан Клюквин»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь писать сочинение на заданную тему

27.03

96

Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони».

28.03

97

Внеклассное чтение. Животные в жизни моей.

Уметь заучивать наизусть стихотворения и выразительно читать

31.03

98

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по разделу 8 Устный журнал «Добро в твоём сердце».

02.04

Раздел 9. МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ (12 часов)

99

Введение в раздел. Э. Успенский «Всё в порядке». «Если был бы я девчонкой».

Уметь заучивать наизусть стихотворения и выразительно читать

03.04

100

 В. Драгунский «Бы…»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Л.Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Уметь заучивать наизусть отрывки из прозы

04.04

101

Ю. Коринец «Подарки под подушкой». А. Барто «Разговор с дочкой»

14.04

102

И. Дик «Красные яблоки», А. Барто «Перед снегом»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь писать сочинение на заданную тему

16.04

103

В. Драгунский «Девочка на шаре»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь составлять план

17.04

104

В. Драгунский «Девочка на шаре».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь находить в тексте материал для характеристики героя

18.04

105

« Счастье- это когда тебя понимают…»

21.04

106

В.Драгунский «Тайное всегда становится явным».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь делить текст на части

23.04

107

С. Маршак «Хороший день»

24.04

108

Творческая работа- сочинение о своей семье.

Уметь писать сочинение на заданную тему

25.04

109

Обобщающий урок по разделу 9. Проверочная работа по разделу 9

28.04

110

Внеклассное чтение. От чистого сердца

Уметь самост-льно находить произведения на заданную тему

30.04

Раздел 10. «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…» (11 часов)

111

Введение в раздел. О. Мандельштам «Рояль

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Л.Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Уметь пересказывать текст

05.05

112

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь пересказывать текст

07.05

113

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,

08.05

114

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «…Волшебник и музыкант»

12.05

115

Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», «О танцующем снеге», «О Вене и серебряной шпаге принца

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь выразительно читать

14.05

116

Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», «Небольшое выступление», «О сказочной тайне маленького Моцарта», «О танцующем снеге», «О Вене и серебряной шпаге принца

14.05

117

И. Тургенев «Певцы» (отрывок)

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь пересказывать текст

14.05

118

В. Драгунский «Независимый Горбушка»

Уметь находить ключевые слова

15.05

119

В. Драгунский «Независимый Горбушка»

15.05

120

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10. Подготовка к сочинению на тему «Что я представляю, когда слушаю музыку…»

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Перечитывание текста с разными задачами.

К.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Знать авторов и героев произведений

16.05

121

Урок внеклассного чтения. Моя Хохотания

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь самостоятельно находить произведения на заданную тему

16.05

Раздел 11. ДЕНЬ СМЕХА (6 часа)

122

Введение в раздел. Г. Сапгир «Смеяцы»,  

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

Сотрудничества

Л Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

19.05

123

 Г. Сапгир   «Людоед и принцесса, или Все наоборот»

19.05

124

В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора».

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь выразительно читать произведения

21.05

125

 Ю. Мориц «Малиновая кошка»». Двустишия О. Григорьева

21.05

126

Обобщающий урок «Весёлая мозайка»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь высказывать своё отношение к прочитанному

22.05

127

Внеклассное чтение. Необычный календарь

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь высказывать своё отношение к прочитанному

22.05

Раздел 12. ВЕСНА (4 часа)

128

Введение в раздел. Стихи о весне Ф. Тютчева, А. Блока, А. Макаревича, В. Маяковского, О. Мандельштама, С. Чёрного, Б. Окуджавы

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Л.Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

23.05

129

Стихи о весне  В. Маяковского, О. Мандельштама, С. Чёрного, Б. Окуджавы

23.05

130

А. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Уметь делить текст на части

26.05

131

Проверочная работа по разделам 11 и 12.

Творческая работа: сочинение о весне

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Перечитывание текста с разными задачами.

К.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Уметь писать сочинение на заданную тему

26.05

Раздел 13. ДЕНЬ ПОБЕДЫ (3 часа)

132

Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга», В. Драгунский «Арбузный переулок». Стихи о войне В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Твардовского

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

ЛФормирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Уметь выразительно читать

28.05

133

В. Драгунский «Арбузный переулок». Стихи о войне В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Твардовского

28.05

134

Внеклассное чтение. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»

Уметь пересказывать текст

29.05

Раздел 14.  РОДНАЯ ЗЕМЛЯ (2 часа)

135

К. Паустовский «Бескорыстие». В. Бахаревский, Г. Цыферов «Дубенка», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

Сотрудничества

Л.Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Уметь пересказывать текст

30.05

136

Заключительный урок. Проверка техники чтения Внеклассное чтение. Любимые книги. Любимые писатели

Темп чтения незнакомого текста – 75-80 слов.

 Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном

30.05


Объяснительная записка

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согласовано

на заседании МО

протокол №________

от «___»____________2013г.

____________/Цыганкова Е.Н./

рук-ль  МО уч. нач. классов

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________/Табунова Т.П./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса

Рабочая программа и тематическое планирование для 4 класса  по литературному чтению составлено с учетом ФГОС по УМК "2100" из расчета 2 часа в неделю для школ Санкт-Петербурга....

Рабочая программа и Тематическое планирование по математике в 4 классе , автор М.И.Моро

Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-след...

Рабочая программа и Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе , автор Л.Ф. Ефросинина

Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. Программа и учебные материалы решают комплексно вопросы эмоционального, творческого,...

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс авторы Г.М.Селиверстова, Ф.Т. Манзанова

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе ФГОС для 1-4 классов национальной школы  с родным языком обучения и программы по русскому яз...

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива"

Данная программа была составлена с учетом требований ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 4 класс...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению 3 класс . Авторы- Л.Ю. Митюшина, Т.М. Толпарова

Программа по полилингвальной модели обучению поликультурного образования(осетинско-русской). Программа разработана при поддержке кафедры ЮНЕСКО СОГПИ по поликультурному образованию...