План-конспект урока по теме: А.Н.Майков «Осень». С.А.Есенин «Закружилась листва золотая…». Ф.Васильев «Болото в лесу».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гоголева Дарья Валерьевна

План-конспект урока по теме: А.Н.Майков «Осень». С.А.Есенин «Закружилась листва золотая…». Ф.Васильев «Болото в лесу».

Класс: 2 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: А.Н.Майков «Осень». С.А.Есенин «Закружилась листва золотая…». Ф.Васильев «Болото в лесу».

Класс: 2 «Б»

Цель: создать условия для правильного понимания учащимися настроения, которым проникнуто описание осени в стихотворениях А.Н.Майкова и С.А.Есенина

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся со стихотворениями А.Н.Майкова «Осень» и С.А.Есенина «Закружилась листва золотая…»

- познакомить обучающихся с живописным произведением Ф.Васильева «Болото в лесу»

- раскрыть настроение произведений

- развивать умение понимать роль изобразительно-выразительных средств языка

- обучать правильному, выразительному чтению произведений

- формировать первичные представления о специфике лирических стихотворений в сравнении с произведениями живописи

- совершенствовать навыки чтения

- совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте

Развивающие:

- развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения

- развивать речь, память, воображение

- развивать у учащихся умение обобщать

Воспитательные:

- способствовать нравственному воспитанию обучающихся

- воспитывать любовь к чтению, к книге, к русской поэзии

Оборудование: учебник, творческая тетрадь, презентация

Структура урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания (5 минут)
  3. Сообщение темы урока
  4. Подготовка к восприятию (5 минут)
  5. Установка на восприятие
  6. Первичное восприятие (3 минуты)
  7. Проверка первичного восприятия (2 минуты)
  8. Анализ произведения (15 минут)
  9. Обобщение (7 минут)
  10. Итог урока(1 минута)
  11. Рефлексия (1 минута)
  12. Домашнее задание (1 минута)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку

Проверка домашнего задания

- Кто готов сегодня прочитать наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Осень» или отрывок из рассказа С.Т.Аксакова «Осень?

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Осень» или отрывка из рассказа С.Т.Аксакова «Осень»

Сообщение темы и задач урока

Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с литературными произведениями об удивительном времени года – осени. Посмотрим, как другие авторы изображают осень в своих произведениях.

Внимательно слушают учителя

Подготовка к восприятию

- Познакомимся с первым литературным произведением. Откройте учебник на странице 28.

- Кто автор этого стихотворения?

- Что вы знаете об Аполлоне Николаевиче Майкове?

- Аполлон Николаевич Майков – поэт, который жил в 19 веке. Родился в семье известного живописца Николая Майкова. Детство поэта прошло в Москве но в 13 лет он вместе с семьей переехал в Петербург. Под влиянием отца увлекался живописью, а под воздействием друзей дома и матери пробовал силы в поэзии.

- Как называется стихотворение, с которым мы с вами сегодня познакомимся?

- Как вы считаете, как Майков относится к осени?

Работа в учебнике.

- Майков

- «Осень»

Установка на восприятие

- Давайте послушаем стихотворение поэта и попытаемся проникнуться его осенним настроением.

Дети готовятся слушанию стихотворению

Первичное восприятие

- Прочитайте самостоятельно стихотворение, приготовьтесь читать его вслух.

Самостоятельно читаю стихотворение

Проверка первичного восприятия

- Какие картины природы вам представились наиболее ярко?

- Какое настроение вы уловили?

Делятся своими чувствами, эмоциями.

Анализ произведения

- Это только часть стихотворения. Чтобы  узнать каким настроением проникнуто описание осени у Майкова, я вам прочитаю это стихотворение целиком, а вы внимательно послушайте и скажите, правильно ли мы определили настроение этого стихотворения?

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний 
подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!

- Какие картины представили?

- Каким настроением проникнуто описание осени у Майкова?

- Меняется ли настроение в конце стихотворения?

- Сожалеет ли поэт, что пришла осень?

- Встретились ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?

- Обратите внимание, что в этом стихотворении встречаются эпитеты. Найдем их.

Лист (какой?) золотой

- А сейчас прочитаем второе стихотворение. Кто его автор?

- Что вы знаете о Сергее Александровиче Есенине?

- Сергей Александрович Есенин – поэт, который жил в конце 19 – начале 20 века. Родился в крестьянской семье, воспитывали его дедушка с бабушкой. Стихи Сергей Есенин начал писать рано, толчки давала к этому бабушка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их начал писать, подражая частушкам. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение Сергея Есенина, а вы попробуйте с закрытыми глазами представить картины природы, которые рисует поэт.

Закружилась листва золотая.

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец.

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть.

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать...

Где ты, где, моя тихая радость —

Все любя, ничего не желать?

- Какие картины природы вы представили?

- Какое настроение вы уловили?

- О какой поре осени рассказывает поэт?

- Попробуйте передать настроение при чтении, которое создает это стихотворение.

- Обратите внимание, что в этом стихотворении есть сравнение. Найдите его. Вам поможет слово-подсказка словно.

- Почему С.Есенин сравнивает кружащуюся золотую листву с легкой стаей бабочек?

Слушают стихотворение и представляют картины природы, анализируют

Делятся своими эмоциями, чувствами, которые вызвало стихотворение.

Высказывают свои предположения

- золотой

- Сергей Есенин

Слушают и представляют

Делятся своими представлениями, чувствами, эмоциями

Выразительное чтение стихотворения одним из учеников

«Закружилась листва золотая… словно бабочек легкая стая…»

Обобщение

- Ребята, мы с вами познакомились с двумя красочными описаниями осенней природы. Какое настроение создают они у вас?

- Где поэты наблюдали осеннюю картину? Мысленно представьте то, что они увидели. Одинаковы ли картины по настроению?

- Сожалеют ли поэты, что пришла осень?

- А теперь рассмотрим картину Федора Васильева «Болото в лесу». Расскажите, что вы видите на ней.

- Сравните картину и содержание прочитанных на уроке стихотворений. Что вы можете сказать об их сходстве?

Ответы детей

Анализ произведения живописи

Итог урока

- Какие произведения изучали на уроке?

- Кто авторы стихотворений? Что вы о них узнали?

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

Делятся своими впечатлениями об уроке, оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание

Творческая тетрадь с.17-18

Записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Аполлон Николаевич Майков

Слайд 3

Сергей Александрович Есенин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"...

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"...

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"...

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (авторская разработка)...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года", 4 класс (авторская разработка)...