Урок литературного чтения 2 б класс Вера Васильевна Чаплина «Мушка»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

 Морозова Екатерина Владимировна

Данный урок является уроком изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят задачи. Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная, групповая  и индивидуальная формы организации учебной деятельности. На уроке каждый ученик вовлекается  в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта учащихся. В ходе проведения урока используются разные методы обучения, как эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный. Применяются  такие формы обучения, как рассказ, беседа,  загадки. Много внимания уделила современным технологиям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaplina_mushka.docx148.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 2 б класс

Вера Васильевна Чаплина «Мушка»

Учитель: Морозова Е.В.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\формиров чит интереса\Самообразование 201 6- 17 г\scrn_big_1 (1).jpg

Урок литературного чтения  во 2 б классе

Учитель: Морозова Е.В.

Аннотация к уроку.

Данный урок является уроком изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят задачи. Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная, групповая  и индивидуальная формы организации учебной деятельности. На уроке каждый ученик вовлекается  в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта учащихся. В ходе проведения урока используются разные методы обучения, как эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный. Применяются  такие формы обучения, как рассказ, беседа,  загадки. Много внимания уделила современным технологиям.

Тема: Вера Васильевна Чаплина «Мушка».

Цель: познакомить детей с творчеством В. В. Чаплиной, и с ее рассказом    «Мушка»;           

Задачи:          совершенствовать навыки беглого, осознанного, правильного чтения;

          развивать связную речь, память, внимание, мышление, навыки самоконтроля;

          воспитывать чувство ответственности за свои поступки, интерес к чтению детской литературы.

Оборудование : выставка книг, портрет писательницы, презентация ,     кроссворд , словарь чувств,    

                         

Ход урока.

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Оргмомент

Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять

Настрой на работу

Л-1 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

П-6 – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

П-7 – устанавливать причинно-следственные связи;

П-8 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Р-1 – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Р-2– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Р-7 – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Р-8 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

К-2 – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;

К-3 – задавать вопросы;

К-4 – использовать речь для регуляции своего действия.

К-5 – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия

  1. Самоопределение, мотивация.

- О какой копилке идет речь?

- Что значит пополнять?

- Какие усилия прикладываете, чтобы пополнить копилку?

Формирование положительной мотивации к учению

  1. Актуализация изученного

Работа с выставкой книг.  (Л.Толстой «Лев и собачка», Б.Житков «Мангуста», Д.Н.Мамин – Сибиряк «Серая Шейка», Е. Чарушин «Кот Епифан», М.Горький «Воробьишко»….)

Посмотрите на книжную выставку.

- Какие из этих книг вам знакомы?

- А кто герой этой книги? А автор?

- Что общего  между этими произведениями?

-  Они о животных.

- Как вы думаете, почему к сегодняшнему уроку я организовала именно такую выставку книг?

-Наверно, мы будем читать произведение о животных.

- Действительно ребята, мы познакомимся еще с одним произведением о животном, а кто его автор вы скажите, разгадав кроссворд.

Вопросы кроссворда.

  1. Кто помог Бинки вернуть полоски в сказке Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски». (Зебра)
  2. Кто в стихотворении И. Пивоваровой «… ткал всю ночь, не отходя ни шагу прочь…» (Паучок)
  3. Кто съел белые розы в рассказе Юнгера «Белые розы».  ( Осёл )
  4. Животное, в стихотворении Заходера, которому не дали украсть сосиски? (Киска)
  5. Какое животное в стихотворении Горбовского  поменяло розовый цвет на серый?
  6. Кто был близким другом медвежонка в рассказе С. Козлова? (Заяц)

                                       

                                        Ч

                                 зебра

                                         паучок

                                   осёл

                                      киска

                                  слон

                                      заяц

(Чаплина )

- Кому из вас знаком этот автор?

- На нашей выставке есть книги этого автора.

- Попробуйте определить тему сегодняшнего урока?

Вера Васильевна Чаплина «Мушка»

Поставьте перед собой на урок учебную задачу.

- Познакомиться с новым произведением,   учиться читать выразительно….

Желаю вам всем удачи в достижении ваших целей.

Коллективная работа

Определение темы урока и постановка задач

  1. Усвоение знаний

Прежде чем познакомиться с ее произведением, давайте познакомимся с автором. А расскажет нам о ней  ученик.

Вера Васильевна Чаплина

1906 – 1994

Ученый – зоолог и талантливый детский писатель. Всю жизнь проработала в московском зоопарке, где содержат, тигрят, львят, медвежат, волчат и других звериных детенышей. Лучшие ее рассказы представлены в книге «Питомцы зоопарка». В этой книге она рассказывает о зверятах, которых она вскармливала, воспитывала.  В своих книгах автор показывает, как люди помогают животным и какой любовью платят им за это звери.

Произведение В. Чаплиной называется «Мушка».

- Что за животное такое ,мушка?

- А кто это есть на самом деле, мы с вами сейчас узнаем.

1. Комбинированное чтение (учитель, ученик) до последней части текста.

- Так кто же такая Мушка?

- Правы ли вы были в своих предположениях? Кто?

Физминутка

2. Анализ с элементами выборочного чтения.

- К какому жанру относится это произведение?

- Рассказ.

- От чьего имени идет повествование в рассказе?

- От имени автора.

- Какое чувство у вас возникло  после прочтения  этой части  произведения?

Словарь чувств

радость

удивление

испуг

беспокойство

интерес

счастье

легкость

восхищение

грусть

бодрость

волнение

ликование

- Почему?

- Прочитайте, как выглядела собачка при первой встрече  с девочкой?

- Как она вела себя, когда попала в дом?

- Она поджала…..

- А почему ей было страшно?

(Она не знала этих людей, видно на ее жизненном пути встречались не очень хорошие люди, раз у нее болела лапка, значит ее кто – то подбил…..)

- Почему люди взяли собачку?

- Им было жалко ее.

- Как вы думаете, почему?

- Прочитайте, как ухаживала Люда за Мушкой?

 -Как благодарила Мушка свою хозяйку за чуткое отношение к ней?

(Любила ее больше всех, даже не хотела спать…)

 - Почему Мушка так быстро поправилась?

         3. Характеристика главных героев.

Игра «Подбери слово»

Люда                                                               Мушка

добрая                   храбрая                           благодарная

заботливая            жестокая                         пугливая

чуткая                   трудолюбивая                 забавная

                                                                        ласковая

(слова разбросаны на доске)

- Выберите слова, которые характеризуют Люду.

- Дайте характеристику Мушке.

      4. Чтение до конца учеником.

- Какое качество характера проявила Мушка в этой ситуации?

- Храбрость.

- Ведь она была трусливая, какие чувства она испытывала в это время, как вы думаете?

- Страх, ведь собака была больше ее.

- Но почему же, она  бросилась на помощь девочке?

- Прочитайте, как автор описывает эту сцену.

- Так можем ли мы назвать Мушку храброй?

- Нет.

- Как вы думаете, почему Чаплина назвала этот рассказ «Мушка»? Как автор  относится к главному герою?

- В какой пословице заключена главная мысль рассказа?

Друзья познаются в беде.

К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

Дружба как стекло, разобьешь - не сложишь.

- Над чем заставила задуматься вас история?

  1. Творческая работа.

Работа по группам

Давайте с вами создадим диафильм. А кто видел  диафильм?

Сменяется один кадр другим. Делимся на 8 групп.

У каждой группы есть кадр из рассказа. Найдите в тексте слова, которые соответствуют вашему рисунку.

А теперь составим диафильм по кадрам.

 

Сообщение заранее подготовленного ученика

Комбинированное чтение

Коллективная работа

Работа в парах

Работа в группах

  1. Контроль и  самоконтроль

- Какова главная мысль в рассказе?

- Для чего ее поместили в наш учебник?

    Рефлексия

Закончи предложение

Мне было интересно….

Мне было трудно,,,,

Я запомнил ….

Построение речевого суждения

Оценка своих достижений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Разработка урока литературного чтения в 3 классе с внедрением 7 модулей обучения по уровневой программе Кембриджского Университета на тему: В. Чаплина "Хитрые вороны"

Данный урок литературного чтения разработан с учётом внедрения 7 модулей обучения по уровневой программе Кембриджского Университета . Тема урока:  В. Чаплина "Хитрые вороны". Главной цель да...

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Конспект урока по литературному чтению Е. Чарушин, В. Чаплина "Как белочка зимует"

Цели урока:  формирование    образовательных    компетенций    учащихся 2 класса в предметной области  литературное чтение  по   т...