Конспект урока по литературному чтению Е. Чарушин, В. Чаплина "Как белочка зимует"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цели урока:  формирование    образовательных    компетенций    учащихся 2 класса в предметной области  литературное чтение  по   теме   «Снежок порхает, кружится…», создание условий для формирования навыка беглого осознанного чтения, развитие  интереса  к чтению и расширение читательского кругозора;  прививать любовь к природе; создание условия для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в группах, обогащение словарного запаса  детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_belochka_zimuet_.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует» (научно-познавательный рассказ).

Цели урока:  формирование    образовательных    компетенций    учащихся 2 класса в предметной области  литературное чтение  по   теме   «Снежок порхает, кружится…», создание условий для формирования навыка беглого осознанного чтения, развитие  интереса  к чтению и расширение читательского кругозора;  прививать любовь к природе; создание условия для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в группах, обогащение словарного запаса  детей.

Задачи урока : 1. Активизировать “вдумчивое” чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь     учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

2. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: понимать отличия научно-познавательной литературы.

Регулятивные: уметь пользовать справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации ; выявлять проблему; определять и сохранять цель; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Коммуникативные: владеть коммуникативными умениями с целью реализации возможности успешного сотрудничества с учителем,

   Предметные:

1.Формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2. Формирование  умения осознанно воспринимать и оценивать содержание  текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

3. Формирование первоначальных этических представлений; формирование потребности в систематическом чтении;

4. Развитие творческих способностей.

Ход урока

1.Организационный момент.

                         Сегодня урок необычный у нас. К нам пришли гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. А теперь улыбнитесь друг другу и таким хорошим настроением начнем наш урок.

                         

2. Проверка домашнего задания.

1) Какую тему мы изучаем? (Снежок порхает кружится…).

Какие жанры описывают зиму?  Давайте вспомним авторов и произведения, которые изучили в этой теме.

Групповая работа

Задание 1.

- Соедини стрелкой автора и название произведения

•  Э. Шим                                              «Каким бывает снег»

•  М. Пришвин                                      «Зима в лесу»

•  С.Иванов                                           «Всем вам крышка»

•  И.Соколов –Микитов                      «Саша»

•  Н.Некрасов                                         «Девочка   Снегурочка»

•     В.Даль                                                «Деревья в лесу»

Оцените свою работу

ОТМЕТКИ

2) Выразительное чтение стихотворения Н.Некрасова «Саша» (отрывок) с.156-157 учебника.

О каком времени года рассказывается в стихотворении?

А какое время года идет сейчас? Ощущаем ли мы уже сейчас признаки зимы? Какие?

-Какие зимние забавы вы любите и изобразили на рисунках? Опасно ли падать в снег? Однако нужно помнить о том , что санки с горы летят с большой скоростью и нужно быть осторожнее.

       3.Изучение нового материала.

А сейчас я хочу пригласить вас на короткую  прогулку в зимний лес. Поднимите руку те, кто готов на прогулку. Во время прогулки мы  не только полюбуемся красотой зимнего леса, но прослушаем фрагмент из произведения «Времена года» «Еловый лес зимой»  всемирно известного русского композитора  П.И. Чайковского.

-Ребята, скажите, можно ли  встретить в зимнем лесу человека?    -Кто это может быть?

 (лыжник, охотник, фотограф)

- А можно  встретить в лесу  орнитолога, натуралиста?

- Кому непонятны значения этих слов?

Натуралист - человек, который занимается изучением природы.

Зоолог - осуществляет регулярное наблюдение за жизнедеятельностью животных.

Орнитолог - осуществляет регулярное наблюдение за жизнедеятельностью птиц. 

 Для наблюдений они используют различные современные средства: фото-, видео- и звукозаписывающие устройства. 

-А сейчас отгадайте мою загадку.

                                      Кто по ёлкам ловко скачет

                                      И влезает на дубы.

                                      Кто в дупле орехи прячет,

                                      Сушит на зиму грибы?

-Что вы узнали из загадки о белке? ( Проецируется картинка с изображением белки в рыжей шубке).

- Объясните, почему изменился цвет шубки.

( Так белка приспосабливается к условиям жизни)

-Много интересного вы узнаете, прочитав рассказ «Как белочка зимует»  откройте стр. 157 .

-Кто автор произведения? Почему два автора?  (Вместе написали рассказ )

БИОГРАФИЯ

Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. Его детские годы прошли в провинциальном городке Чернь Тульской губернии.

По окончании школы он поступает на литературное отделение в Институте слова. Затем поступает на факультет охотоведения и звероводства в Московский высший зоотехнический институт,. По окончании обучения (1930) работает в Институте пушного звероводства, в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Кандидат биологических наук (1937).

Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в его жизни .

Уже первые сборники Скребицкого  поставили его в ряд лучших детских писателей-натуралистов.

Словарная работа. (Обсудите значение слов: соавтор, соавторство, содружество, сотрудничество)

Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималистка Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям — писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина.

В рассказе вам могут встретиться непонятные слова

Словарная работа

Непогода плохая погода, ненастье.

Лазейка- узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Закружит метель- задувает со всех сторон.

Какие у вас предположения: как белочка зимует?

-Где живет? Чем питается? Как переносит сильный холод? 

Сегодня мы более подробно узнаем как белочка зимует.

4.  Первичное чтение рассказа

Рассказ читает учитель.

 Определите вид текста

-Вы прослушали текст. Какой это текст? Это текст - описание?

(В 1- м предложении не назван предмет описания, не перечислены признаки предмета описания, текст не заканчивается выводом).

Это текст – повествование? (Нет повествования о том, что? где? когда? с кем? произошло).

- Тогда, что же это за текст? Давайте попытаемся найти ответ в самом тексте.

- Прочитайте заголовок текста. О чём будет этот рассказ? ( О том, как зимует белочка).

Прочитайте 1-й абзац. Читают самостоятельно

-О чём здесь рассказывается? ( О том, что белочке  зима не страшна).

-2-й читает- Читает Силютин Ваня

 3-й абзац читает Польшина Аня.

-Что вы здесь узнали? (Узнали, как устроено гнездо белочки).

Как устроено гнездо? Совпали ли ваши представления  со сведениями авторов?  Авторы текста – натуралисты, знатоки природы.

В своём рассказе они  не допустили вымысла, дают нам точные, изученные сведения и факты, использовали свои наблюдения.

4 - абзац прочитаем цепочкой. Чужданова Л., Серов К., Бредихина К., Иванисов А,  - О чём мы узнали  в этом абзаце?       (Узнали, как зимует белочка).

-Давайте  подведем итог  нашей работы?  ( Мы познали много сведений  о том, как зимует белочка. Сведения эти точные, без всякого вымысла и преувеличений,  данные  изучены учёными, в данном случае натуралистами.)

- Так, как можно назвать такой рассказ, в котором мы узнали много интересного, с точными научными сведениями?

 (Научно-познавательный рассказ). Слова на карточке выставляются на магнитную доску.

Учитель дополняет. Отличает научно – познавательный текст от других его язык. В нём нет образности, красочности. Он более сухой по сравнению с языком  художественной литературой. Такие тексты можно найти в энциклопедиях, справочниках, учебниках.

Выставка энциклопедий.

Физминутка.     СЛАЙД

Белки прыгают по веткам

Прыг да скок! Прыг да скок!

Забираются нередко

 высоко, высоко!

Будем в классики играть.

На одной ноге скакать.

А теперь еще немножко!

На другой поскачем ножке!

5. Выборочное чтение текста

Выполняется задание №1 из учебника на странице 159.

-Подумай, почему белочке не страшны ни мороз ни ветер?

-Заберётся белочка в гнездо….

Выполняется задание №2 из учебника на странице 159.

-Найди и прочитай описание гнезда белки.

-Гнездо у белки как у птицы…

6. Просмотр видео

-Что еще узнали о белке? Чем еще может питаться белочка?

Выполняется задание №3 из учебника на странице 159.

-Подумай, как авторы относятся к маленькой белочке? Подтверди ответ словами текста. (Авторы относятся к маленькой белочке с любовью, доброжелательно.  Подтверждают слова – белочка,  свернётся клубочком, пушистый хвостик,  кладовочка.)

-Верно. Авторы используют слова в уменьшительно - ласкательной форме, этим подчёркивается доброе отношение к зверьку.

Коллаж

Давайте попробуем изобразить, как зимует белочка.

7. Обобщение

- Кто же авторы рассказа «Как белочка зимует».

Скребицкий и Чаплина

- С каким видом рассказа познакомились (научно – познавательным)

- Как вы думаете, легко ли живётся белочке зимой? А другим животным ?

-Как сделать так, чтобы они легче перенесли суровое время года - зиму?

( нужно подкармливать)

         - Кто из вас будет помогать животным зимой?  

Домашнее задание:

  1. Выполнить задания № 2 и № 3 в тетради на стр. 71
  2. По выбору: чтение и подробный пересказ текста «Как белочка зимует» или  прочитать и пересказать  другой научно – познавательный рассказ.

   Рефлексия

  1. Эмоционального настроения
  • Кого бы вы сегодня похвалили?

-Кто  больше всех помогал?

-Кому сегодня можно сказать «спасибо»?

2) Деятельности

Оцените работу на уроке

Я                          0______________5

Мы                       0______________5

Дело                      0______________5

3 ) ОТМЕТКИ  ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по произведению Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится..."

Данный конспект содержит материал по анализу стихов Тютчева Ф.И. ,позволяющий наиболее доступно познакомить учащихся с его произведением....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Стихотворения о зиме.

Данный материал может быть использован при подготовке к уроку литературного чтения....

План - конспект урока по литературному чтению в 1 классе . Е.Чарушин "Теремок".

В данной работе имеется дополнительный материал об авторе произведения "Теремок" Е.И.Чарушине.... Принято считать , что свою деятельность в детской литературе Евгений Чарушин начал как иллю...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению Е.И. Чарушина "Страшный рассказ"

Уроки литературного чтения призваны продолжать обучение детей чтению, вести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: И.З.Суриков стихотворение «Зима» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И.З.Сурикова и его стихотворениями, пробудить интерес к творчеству поэта; осознанно и выразительно читать. Планируемые результаты: Предмет...