Конспект урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Два брата".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy_dva_brata_3_kl.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Л. Н. Толстой «Два брата»

Цель:

1.Организовать учебную деятельность детей по ознакомлению с творчеством Л.Н.Толстого.

2.Создать условия для повторения знаний о сказке.

3.На основе материала урока учить детей работать с текстом, развивать речь учащихся.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки для моделирования обложки, смайлики для рефлексии, презентация.

УУД:

- Знать фамилию. Имя, отчество писателя;

-Воспринимать целостно художественное произведение, слушать чтение учителя, высказывать своё впечатление. Формулировать ответы на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради;

- Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему;

- Определять главную мысль и подбирать к ней пословицу;

- Самостоятельно работать с произведением (памятка 8).

Ход урока

1.Организационный этап.

Долгожданный дан звонок-

        Начинается урок.

        Чтобы многое узнать

        Книги надо нам читать.

2.Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

- Сегодня на уроке я приглашаю вас в литературную гостиную.

- Как вы понимаете, что такое гостиная? (место встречи гостей)

- А литературная? ( Знакомство с художественными произведениями.)

Эпиграф нашей встречи: Надо жить в дружбе и согласии, тогда нестрашны горести и печали. ( народная мудрость)

Эпиграф – это цитата к уроку, которая поможет нам определить   тему урока.

-Сегодня мы проведём урок в литературной гостиной одного выдающегося русского писателя, которого хорошо знают люди нашей страны и за рубежом. А вот кто этот писатель, вы узнаете, если угадаете отрывки из его произведений.

Поиграем в игру: «Вспомни и назови».

  1. «Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море..» («Лебеди»)
  2. « …Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца.» («Зайцы»)
  3. «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.» («Лев и собачка»)

- Ребята, я приглашаю вас в литературную гостиную Л.Н.Толстого. А что вы знаете о его жизни и творчестве?

 -

Л.Н. Толстой родился в 1828 году , а умер в 1910г. Он прожил 82г. И всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов. 

Семья писателя принадлежала к высшей знати в России и носила титул графа. Отец Толстого был военным, участвовал в войне 1812г. Маму свою не помнит, но о ней все говорили, как о добром, отзывчивом человеке.

        В 17 лет Л.Н. поступил в Казанский университет на иностранные языки. После окончания, начал писать книги. Изучал историю, музыку, рисование, медицину. Много путешествовал.

        К концу жизни вернулся в своё имение «Ясная Поляна», продолжал писать  произведения.

Лев Николаевич Толстой был удивительным человеком. Когда Толстой был маленьким, он любил гулять в парке, в лесу и мечтать о том, чтобы все люди на земле были счастливы. Став взрослым, он не оставил своей мечты и организовал для бедных детей школу в своём имении «Ясная поляна». Там он обучал их всему, что знал сам. Обучая детей, он писал для них сказки, басни; составил «Азбуку». Посмотрите, сколько замечательных произведений для детей написал Лев Николаевич Толстой.  

Сегодня мы познакомимся с произведение Л.Н. Толстого «Два брата». Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?

3. Первичное знакомство со сказкой.( читает ученик)

Беседа после чтения:

Вам в сказке встретились такие выражения:

  • Любо было на них смотреть. (Приятно)
  • Подивились.( удивились)
  • Зерна не убыло.( оставалось в том же объеме, было как прежде)

Как вы понимаете их значение?

  1. Понравилось ли вам это произведение? Ваши впечатления.
  2. Как бы вы определили жанр этого произведения? Почему?
  3. Почему Лев Николаевич Толстой определил жанр своего произведения как «сказка»?

Прочитайте сказку самостоятельно и постарайтесь ответить на этот вопрос.

  1. ( есть зачин –жили два брата, в сказке добро побеждает зло.)
  2. Что это за сказка? (литературная, бытовая)

Сказка - устный рассказ о чём то необычном, о невероятном, фантастическом.

4. Вторичное чтение.

(Сказку Л.Н.Толстого читают  дети «жужжащим чтением)

Беседа после чтения:

1.Почему Лев Николаевич Толстой определил жанр своего произведения как «сказка»?

Сказка - устный рассказ о чём то необычном, о невероятном, фантастическом.

( есть зачин –жили два брата, в сказке добро побеждает зло.)

  1. Что это за сказка? (литературная, бытовая)

5.Моделирование обложки произведения. ( в парах)

6. физминутка

3.Назовите главных героев сказки.

4.Найдите и прочитайте, чем занимались братья.

5.Как они поделили зерно?

6.О чём думал старший брат? Прочитайте.

             7.О чём думал младший брат? Прочитайте.

8.Почему зерна не убыло?

9.Почему ещё крепче стала любовь между братьями?

  1. Какие братья? Опишите их, используя слова для справок:

Добрые, жадные, честные, трудолюбивые, отзывчивые, злые, верные, заботливые, грубые, щедрые.

           10.Почему братья жили долго? (Братья жили долго потому,  что дружили и помогали  друг другу.)

     11. Чему учит нас сказка?

(Надо жить в дружбе и согласии, тогда нестрашны горести и печали.)

Мы тоже должны жить с вами в дружбе, согласии, в классе, в семье, в обществе.

7. Физминутка для глаз.

Очень долго мы читали,

 Даже глазки у нас устали,

Вправо, влево посмотрите,

И немножко отдохните.

- Зажмурили глазки, открыли (3 раза)

- Посмотрели на часы, на парту (3 раза)

- Широко открыли глаза, закрыли (3 раза)

  1. Рефлексия. Закрепление знаний.

  Игра «Перевёртыши».

- Я читаю вам сказку, а вы, если слышите, что какие-то факты не соответствуют её содержанию, то хлопаете в ладоши и исправляете.

       В одном селе жили два друга (брата). Землю пахали, траву (хлеб) сеяли. У старшего брата детей не было, а у младшего было семеро (пятеро) детей. Жили братья дружно, что любо было на них посмотреть. Одною осенью поспел у них картофель (хлеб). Они убрали и поделили поровну зёрна. Пришёл вечер (ночь).  Лёг старший брат, не спится ему. Он думал: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата семья большая, ему на детей хлеба много надо. Пойду и подложу ему своих яблок (зёрен)». Так и сделал.

        Не спалось ночью и младшему брату. Он думал: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Мы-то с женой молодые; дети нам на помощь растут; А брат с женой одинокие, постарее нас. Надо ему хлеба от меня прибавить». Задумал и сделал.

        Днём смотрят приятели (братья): зерна не убыло. Подивились, но друг другу ничего не сказали. И так несколько дней (ночей) братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал.

        С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями. И прожили они счастливо до глубокой молодости  (старости).

 Молодцы! Какие внимательные читатели.

  1. Работа в тетрадях по группам.

1 группа: №1 с.74

2 группа: №2 с. 75

3 .группа:№3 с.75, учебник с.11

  1. Проверка работы в группах.
  2. Поведение итогов.
  1. В литературной гостиной какого писателя  мы сегодня побывали?
  2. Что интересного вы запомнили из его биографии?
  3. Какое произведение мы прочитали сегодня?
  4. Чему оно нас учит?

12. Этап рефлексии.

Мы побывали в гостиной у Л.Н. Толстого. Хотелось бы узнать о ваших впечатлениях.

Если вам было интересно, и вы работали в полную силу, то поднимите улыбающееся лицо человечка.

Если вам было интересно, но по какой-то причине у вас что-то не получалось, то поднимите серьёзное лицо.

Если вам было неинтересно, и у вас возникали трудности, то поднимите грустное лицо.

  1. Домашнее задание. (По группам)
  1. Группа. Рассказать эту сказку с присказкой.

  1. Группа. Прочитать в учебной хрестоматии сказку л.Толстого  «Ореховая ветка»

  1. Группа . Прочитать сказку Л.Толстого « Работник Емельян и пустой

13. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Тема: Братья Гримм «Бременские музыканты».

Данный урок представлен в игровой форме, за основу которого взята игра "Большие буквы" , благодаря тому что урок представляет собой в некотором роде развлечение, восприятие детей существенно меняется,...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

конспект урока по литературному чтению. Обобщение к разделу «О братьях наших меньших».

Обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь, учить связно, излагать свои мысли.Наши «братья меньшие» отзывчивы на ласку, на человеческую до...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА НА ТЕМУ «О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [З], [З’], БУКВЫ З, з»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА НА ТЕМУ«О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ.СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [З], [З’], БУКВЫ З, з»...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сказка братьев Гримм "Госпожа Метелица"

Автор конспекта урока:Громова Ирина Сергеевнаг. Санкт-Петербург, Московский р-он, ГБОУ школа № 663Тема урока: Сказка братьев Гримм "Госпожа Метелица"Цель: Формировать понятие о зарубежных пи...

Конспект урока по литературному чтению по теме: Братья Гримм «Храбрый портной» с элементами арт-терапии

Большие возможности для использования на уроках в начальной школе представляет сказкотерапия - это лечение сказками, т.е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в д...

Конспект урока по литературному чтению "Вводный урок в раздел - о братьях наших меньших" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Вводный урок в раздел - о братьях наших меньших" (2 класс)...