Тема урока: «Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»)»
методическая разработка по чтению по теме

                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение

Тема урока: «Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»)».

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: Создание условий для знакомства с рассказом Алексея Николаевича Толстого «Фофка», формирование умений работать с текстом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

- Коммуникативные: формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;

- Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

 Предметные (образовательные)- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Личностные (воспитательные)- умение осознавать и называть свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

Основные методы: словесные, наглядно-иллюстративные

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: учебник литературы, мультимедийная презентация. 

Оформление доски:

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Организационный момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

2

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

5

5

Основная часть

28

6

Рефлексия + подведение итогов

2

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Орг. Момент

- Добрый день, ребята. Сегодня я проведу с вами урок литературного чтения. Проверьте, готовы ли рабочие места. Вам понадобится тетрадь, учебник и ручка, ну и, конечно же, ваши знания и умения. Начинаем урок.

(Настраиваются на урок, проверяют свою готовность.)

Личностные: приучение к порядку

Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, посмотрите на иллюстрации книг. Что вы видите на этих иллюстрациях?

К каким рассказами этого автора вы уже знакомы?

http://static1.ozone.ru/multimedia/books_covers/1013185941.jpg   http://www.ddetstvo.ru/image/cache/data/oblozhki_knig/mahaon5/00000000978-5-389-04209-4-900x900.jpg

Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Актуализация знаний

 На прошлых уроках вы говорили про рассказы.

- Кто мне скажет, что такое рассказ? (Рассказом называется повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий)

- А чему нас может научить рассказ? (Рассказы учат делать добрые поступки)

- А какие рассказы вы помните? Кто их автор? (Н. Носов «Огурцы»; В. Бианки «Кукушонок»)

Познавательные:

Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Постановка проблемы

- Посмотрите на две иллюстрации на доске, они помогут вам понять, о чем пойдет речь на уроке.

- Откройте свои учебники на странице 160

- Посмотрите и предположите, что это за жанр произведения

- А как вы догадались, что это рассказ?

- Какая тема урока? Что мы должны будем знать и уметь?

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Предметные:

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Беседа до чтения

- Сегодня мы будем работать с рассказом Алексей Николаевича Толстого

- Кто знает произведения этого автора?

- Ребята, я хочу вас познакомить с писателем, который мне очень нравится. Его зовут Алексей Николаевич Толстой. Русский писатель, поэт, родился в Николаевске Саратовской области в семье графа. Первое образование в биографии Толстого Алексея Николаевича было получено дома. Затем после переезда в Самару обучается в училище. Далее в жизни Толстого было получено образование в Петербургском технологическом институте. В это время написаны первые стихи Толстого. Оставив институт, посвящает себя литературе. Дебют в печати начался с книги Толстого «За синими реками». На раннее творчество Толстого оказали влияние произведения Горького, Некрасова, Волошина. Во время Первой мировой войны в своей биографии Алексей Николаевич Толстой был корреспондентом на фронте. Произведения Толстого того времени отражали военную ситуацию («Подводой», «На горе»). После революции занялся изучением образа Петра I. В 1918 году переезжает в Одессу, затем в Париж, Берлин. Вдалеке от родины написаны произведения Толстого «Детство Никиты», «Аэлита», «Черная пятница». После возвращения в СССР в биографии Алексея Толстого издана трилогия «Хождение по мукам». Величайшим произведением Алексея Толстого считается исторический роман «Петр Первый». Над ним писатель трудился 16 лет.

Книги Алексея николаевича читали еще ваши мамы и папы. И я надеюсь, что вам они тоже понравятся.

Рассказ «Фофка»

- Ребята откройте учебник на странице 160  

- Посмотрите на название рассказа. Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Как вы думаете, Кто такой Фофка? Как вы понимаете это слово?

- Давайте сейчас прослушаем рассказ.

Беседа во время чтения

Работа с текстом во время чтения.

Комментированное чтение.

– Где впервые автор предупреждает читателя о чём-то необычном и таинственном? («Но никто не досмотрел...».)

– А в самой бумажной полосе есть ли что-то таинственное? (Нет – собачки, цыплёнок с пумпушкой.)

– Почему маляр показался детям необыкновенным? (Не видно лица, «пропал через чёрный ход».)

– Как маляр произнёс «ну-ну!»? Попробуйте сказать «не просто “ну-ну”, а что-то похуже».

– О чём говорит фраза «Потом и оказалось: мама никогда...»? (Значит, появление полосы обсуждалось детьми, задело их воображение.)

– Какие похожие на сказочные присказки вводит в текст автор?

(«Только его и видели», «делать нечего».)

– Какую роль в тексте они играют?

– Кто из детей больший фантазёр? (Зина – она выдумщица и заводила.)

– Страшно ли звучит имя цыплёнка – Фофка?

– Что изменилось бы, если бы дети лежали с открытыми глазами?

(Легче фантазировать с закрытыми глазами, тогда каждый звук становится необычным, а тени и свет лампадки пугают и волнуют, если смотреть на них сквозь щёлку в одном глазу.)

– Покажите, как надо сощурить глаз, чтоб свет лампадки стал похож на мячики – шарики, прыгающие по стене. (Глаз то приоткрывается чуть-чуть, то зажмуривается).

– Почему нянька по-другому прореагировала на рассказы детей?

– Много ли шалостей пришлось припоминать детям? Прочитайте выразительно предложение-ответ.

– Что перепуталось в детских головках? (Собственные шалости и шалости мальчиков – озорников Макса и Морица.)

– Какое приключение Макса и Морица проиллюстрировано Бушем?

(С. 89.)

– Как это повлияло на фантазии детей?

– Что обидело героя в Зининых словах? Прочитайте их «противным голосом».

– «Этого, конечно, я снести не мог». А что другое терпел от сестрёнки?

– Кто же мог «страшно больно» цапнуть за нос?

– Верит ли Зина в собственные выдумки?

– А почему мальчик заревел не сразу, а подождал?

– А кем вас пугали взрослые, когда вы долго не засыпали и шалили?

– Кого дети называют госпожой «Пчелой»? Что в ней необычного?

– Докажите, что даже на хозяйку магазина они смотрят как фантазёры и выдумщики.

– Много ли кнопок они купили? (На все 30 копеек.)

– Почему они дождались, когда родители уйдут со двора? (Взрослые бы их не поняли.)

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;

Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Предметные: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста; самостоятельно находить ключевые слова; самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Личностные:

Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Беседа после чтения

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

– Как же получилось, что причиной страхов стал нарисованный цыплёнок с пумпушкой? (Под влиянием книги В. Буша и конкретной истории с цыплёнком, которого обидели Макс и Мориц).

– Продолжается ли фантазия детей? (Конечно, это очевидно из двух последних абзацев.)

– Почему собачка, передавшая вам привет, назвала себя Акчабос?

2) Творческая работа.

– Придумайте свою клятву-заговор.

– Чем бы вы поклялись?

– Как бы звучала ваша клятва-заговор?

3) Выявление жанровых особенностей.

– Что делает эту историю сказкой? (Фантастический Фофка, особенности языка.)

– Что в этой истории от рассказа? (Построение, детали, реальный мир, герои, начало и конец текста, диалоги героев и др.)

– Как же соединяются в «Фофке» сказка и рассказ? Закончите предложение (задание III.1 в тетради, уроки 92–93).

«Фофка» – это рассказ о сказке, в которой живут ... (дети), рассказ о детских ... (фантазиях).

– Как А.Н. Толстой ответил на вопрос: «Как надо писать для детей?».

(Писать для детей – значит смотреть на мир глазами детей.)

Рефлексия + подведение итогов

У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги.

- Напишите на «сердечке» одно слово, чему научил вас рассказ А.Н.Толстого «Фофка». (Дети прикрепляют «сердечки» к портрету автора на доске).

Активно работали на уроке …

Красиво и правильно выражали свою мысль …

Внимательно слушали одноклассников …

Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания

Коммуникативные

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Алексей Николаевич Толстой (1882-1945)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: рассказ К.Д. Паустовского «Заячьи лапы»

конспект урока по литературному чтению 4 класс СРО Занкова...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский.

Конспект урока литературного чтенияв 3 классе 2 отделения школы  - интерната II вида.Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский....

Конспект урока в РВГ 2,4 класс Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан» Тема урока: Однокоренные слова

4 класс Чтение Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан»2 класс Русский язык Тема урока: Однокоренные слова...

Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе для обучающихся с ОВЗ. Тема урока: Рассказ «Утренние лучи» К.Д. Ушинского.

Познакомить обучающихся с ОВЗ (обучающие с нарушенным слухом) с рассказом Ушинского К.Д. «Утренние лучи», создать эмоциональную атмосферу, необходимую для восприятия произведения....

Урок по литературному чтению 2 класс Тема урока: «Духовно-нравственное воспитание личности в творчестве Л. Н. Толстого».

Цели и задачи:-ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н.Толстого;-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста...