Урок литературного чтения в 4 классе по теме" Авторская позиция в сказке В,М. Гаршина "Лягушка-путешественница"(конспект урока, презентация)
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Метцлер  Жанна Борисовна

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе.  Программа  «Школа 21  века»

Тема:. Авторская позиция в сказке В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Оборудование: перезентация, книжная выставка, карточки с пословицами для групповой работы, карточки с терминами, названиями черт характера, темой урока, выставка детских рисунков  и поделок.

Цель: формирование умения работы с текстом и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи:  создать условия для формирования ууд:

Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения,

-учиться определять свою позицию;

-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

- понимание духовной сущности произведения

Коммуникативные:

-учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою,

- сотрудничать в группе для решения учебной задачи.

Регулятивные:  

-продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание  (о чём) и форму (как) художественного произведения;

Познавательные:

-учиться находить информацию в тексте;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;

Предметные:

-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

Ход урока

Актуализация

-Назовите автора произведения, с которым вы познакомились самостоятельно дома? ( Всеволод Михайлович Гаршин )

Слайд1.(портрет Гаршина и обложки книг)

-Обратите внимание на его портрет и обложки книг с его произведениями. Также рассмотрите книжную выставку.

-Можете ли вы сказать,какие по жанру произведения писал В.М. Гаршин?(рассказы, стихи)

-Давайте найдем подтверждение ваших слов в  учебнике в статье о писателе ( стр. 91)

-Каким литературным жанрам он отдавал предпочтение?(сказки, рассказы, легенды, очерки, стихи)

-Назовите темы его произведений? ( человек)

 -Какое по  жанру произведение вы прочитали ?(сказка)

 -  К какой группе сказок вы её отнесли бы? По авторской принадлежности, по тематике? (авторская(литературная) , о животных) – карточки на дос.

- Эта сказка хоть и литературная, но есть и элемент народной сказки. Какими словами она начинается? (Жили-были) Так начинаются многие народные сказки.

- Как озаглавил свою сказку Гаршин? –На чём можно путешествовать в реальной жизни? ( поезд, самолёт, автомобиль…)

-Какой способ путешествия придумал Гаршин?

- Кто главный персонаж сказки?( вывешиваю на доску  слово Лягушка)

Слайд 2. (фото с изображениями лягушек)

-Какая лягушка в реальной жизни? ( не очень приятная, со скользкой кожей, пупырчатая…)

-Какие чувства вызывает лягушка у людей чаще всего в обычной жизни?(брезгливости, отвращения, …)

- А в сказке Гаршина она вызывает такие чувства?( Нет. )

-Действительно.У Грашина лягушка совсем другая

Постановка цели урока.

- Сегодня попробуем разобраться, как же автор относится к своей лягушке-путешественнице. Какой он её изображает. И какая главная мысль произведения.

Характеристика главной героини сказки.

 На доску вывешиваю карточку с темой урока: :. Авторская позиция в сказке В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

-Найдите в тексте отрывок, в котором Гаршин описывает внешность лягушки.(с. 103, 104)( пёстренькая, лакированная спинка, квакушка, лупоглазая)

-Рассмотрите строение слова и скажите, что автор использует, чтобы показать своё любование лягушкой? ( суффиксы –еньк, ушк, -к) Слайд 3.

-Как вы отнеслись к такой лягушке? Она вызвала у вас какие-то негативные, отрицательные чувства?(нет)

- Почему? (Гаршин описал её внешне приятной, красивой)

На доску вывешиваю картинку с изображением лягушки.

- Вот  она какая красавица у Гаршина.

-Это внешность.

-А какой она была по характеру? Как это показывает Гаршин?Давайте выясним.

Назовите качества характера лягушки. Поясните своими словами и  докажите своё мнение словами из текста.

Любопытная, сообразительная, смекалистая, умная, изобретательная, смелая, отважная. тщеславная, хвастливая, общительная, сдержанная , осторожная(по ходу ответов вывешиваю карточки вокруг картинки с изображением лягушки)

(Качества характера можно называть синонимичными рядами: сообразительная, смекалистая, изобретательная , умная; осторожная, сдержанная)

(Дети зачитывают эпизоды сказки, подтверждающие их мысли. Если не могут назвать, то сначала вывешиваю карточку с качеством характера, а дети уже потом зачитывают эпизод)

- Посмотрите, сколько качеств характера лягушки мы выявили.

- Как вы считаете, каких качеств в характере лягушки , которыми наделил её Гаршин больше?(положительных)

-Какие из качеств вы бы не отнесли к положительным? ( хвастливая, тщеславная)

Народ с давних пор осуждал хвастливых людей и даже об этом сложил пословицы.

Работа в группах

- Я вам предлагаю поработать в группах. Задание следующее: соберите рассыпавшиеся пословицы о хвастовстве.

Проверка.

- Сверим получившиеся пословицы с пословицами на слайде 3:

1. Хвастовство само себя наказывает.

2. Кто хвалится, тот с горы свалится.

3. Коли хорош, так не хвастай: тебя итак заметят.

Ребята, хвастовство- это же качество человека. И тематика произведений Гаршина – это человек., его жизнь.

А у нас Гаршин наделил лягушку человеческими качествами, которые осуждают люди, и. через образ лягушки  высмеял их.

- Вспомните, пожалуйста, как называется такой приём в литературе? ( аллегория)( На доску вывешиваю карточку)

- В каком жанре мы ещё встречали этот приём? ( басня)

Выявление главной мысли

- Кчему же привело, к какому финалу привело желание лягушки хвастаться? ( из-за того, что она стала хвастаться, она не смогла больше продолжать путешествие с утками на юг и так и не смогла узнать, что это такое)

- Подумайте, какая из пословиц точнее всего выражает главную мысль всей сказки? Чему хотел нас научить Гаршин(Хвастовство само себя наказывает) (Слайд 4)

- Поясните.

- Гаршин осудил, высмеял хвастливую лягушку. Но можем ли мы сказать, что он высмеивает её зло, не по доброму? Как вы считаете?

- А какой он приём использует? ( ирония- карточка)

-Если не можете вспомнить, нам поможет задание в печатной тетради( с. 56 №2)

 -Что означает слово ирония?( с. 40 в учебнике, если не смогут ответить)

- Выполнив задание № 3 в тетради, вы сможете найти те слова , в которых заключена скрытая насмешка. Слайд №5 ( барахталась, шлёпнулась, летела вверх тормашками)

Рефлексия

-Вернёмся к началу урока. Смогли ли мы разобраться в отношении Гаршина к своей героине? Как он к ней относится?

-Да, действительно, Гаршину нравится его героиня, он симпатизирует ей. Он ею восхищается. Автор наделил её большим количеством положительных качеств. Но он шутит над ней с лёгкой насмешкой.

-Когда вы дома читали сказку, то смогли это заметить, почувствовать, потому что лягушка на ваших рисунках к сказке и на поделках тоже очень симпатичная, милая, приятная. Я увидела, что она вам очень понравилась.

Домашнее задание.

Подготовьте список произведений, в которых главной героиней является лягушка. И подумайте, а какой она показана в этих произведениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

пословицы Хвастовство само себя накажет. Кто хвалится, тот с горы свалится. Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.

Слайд 4

ш лёпнулась б ултыхнулась п олетела вверх тормашками д рыгала всеми лапами

Слайд 5

Хвастовство само себя наказывает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШ Тема: Сказка «Снежная королева»

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШТема: Сказка «Снежная королева»...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения 4 класс «С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

Цель: создание условий для формирования заинтересованности учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях лирического жанра.Задачи у...