Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Керимова Татьяна Николаевна

Урок составлен по рассказу К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей". Создание диафильма. Работа над сжатым пересказом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_chtenie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Технологическая карта урока  литературного чтения в 3 классе.         Дата проведения: 24 января 2018 год.

Тема урока: К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». Создание диафильма по произведению. Работа над сжатым пересказом.

                                                                                                                                                  Учитель: Керимова Татьяна Николаевна.

Цели для ученика:

  1. Совершенствовать умение  самостоятельно определять тему и цели урока
  2. Анализировать  слова с целью выбора самых точных  высказываний
  3. Учиться  строить речевое высказывание в письменной форме

  1. Аргументировать  своё мнение

Цели для учителя:

образовательные: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, возможностей слова и живой речи;

развивающие:  развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать  нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадание к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Тип урока: Комбинированный урок.

Технология урока – игровая.

Игра:

  1. По области определения – трудовая (профессиональная)
  2. По характеру – творческая
  3. По игровой технологии – деловая
  4. По предметной области – трудовая
  5. По игровой среде – компьютерно - телевизионная

Опорные понятия, термины: сжатый пересказ

Новые понятия: Диафильм, слайд – шоу, фильмоскоп, титры, художественный редактор, корректор.

Формы контроля: самоанализ и самооценка собственной работы

Ресурсы:

основные: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.Н. Головановой, «Литературное чтение» Просвещение 2012

дополнительные: диафильм по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», фильмоскоп, распечатанные кадры диафильма по рассказу К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей»

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Предметные:

умение осознанно воспринимать художественный текст;

совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения);

овладение процедурами смыслового анализа текста;

. Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё предположение;

умение планировать пути достижения целей, познавательных задач; 

– умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Познавательные УУД:

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осуществлять рефлексию способов действий.

Коммуникативные УУД:

–формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

–владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Были – были – небылицы

Продолжаем изучать,

Будем четко ход событий

В произведенье отмечать.

-Какое произведение мы сейчас изучаем?

-По многим произведениям создаются фильмы, мультфильмы, аудиокниги. А есть такой забытый жанр представления произведения – диафильм. Кто знает, что такое диафильм? Это фильм, составленный из отдельных кадров, расположенных в определенной последовательности, где под каждым кадром есть небольшой текст.

 Дети проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на работу.

Участие в беседе.

Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения

Актуализация знаний

Цель: заинтересовать учащихся новым видом работы над произведением

-Раньше, долгими зимними вечерами дети собирались в комнате, на стену вешали белое полотно – это был импровизированный экран, включали фильмоскоп и смотрели диафильмы. Вы хотели бы посмотреть диафильм.?

-Давайте, посмотрим, как это было. (показ отрывка диафильма по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)

Просмотр диафильма

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Постановка учебной задачи

Цель: формирование учебной задачи.

- Кто хочет помочь нам посмотреть диафильм?

-Вам понравилось?

- Как вы думаете, люди каких профессий создавали такие диафильмы?

-А вы хотели бы попробовать создать свой диафильм?

-Я вам предлагаю  выступить в роли художественных редакторов и создать свой диафильм к рассказу К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей».

-У вас на столе лежат пронумерованные картинки. Что нужно сделать?

-Для чего этот текст?

- Какие цели мы поставим перед собой?

-Создание диафильма – долгий творческий процесс. Сегодня мы сможем создать и посмотреть только фрагмент.

Дети видят под каждой картинкой текст, который надо читать.

Выбирается хорошо читающий ученик.

Ответы детей.

Дети отвечают, что нужно подписать текст к этим картинкам.

Для создания диафильма.

Дети формулируют цели: (запись целей на доске)

  1. Коротко пересказать произведение
  2. Собрать картинки в нужной последовательности

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Решение учебной задачи

Цель: организовать самостоятельное выполнение работы

Учитель наблюдает за работой учащихся, отмечает в карточке номера выполненных работ. Как только собирается 5 – 6 последовательно сделанных картинок, учитель сканирует их и вставляет в презентацию.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом произведения, выбирают нужные фрагменты и кратко записывают их под картинками. Оказывают посильную помощь соседу по парте, если у того возникли какие-либо затруднения

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные: планирование сотрудничества и способов взаимодействия

Динамическая  пауза

Юркий, маленький, смешной, (наклон вперед, приседание, улыбка)

В перьях грудка, спинка, (вставание, прогиб назад)

Серый, шустрый, озорной,  (повороты влево, вправо, прыжок на месте)

Легок, как пушинка. (три прыжка на месте)

Говорит: -Чирик, чирик, (руки на поясе, произнесение фразы)

Крошки собирает. (наклоны к левой и правой ноге)

К холодам давно привык, (рывки руками)

Дом свой не бросает. (руки на поясе)

Всех других он посмелей. (повороты влево, вправо)

Это птица – ВОРОБЕЙ! (руки на поясе, повторение фразы)

Первичное закрепление

Цель: установить осознанность восприятия.

-Посмотрите, что у нас уже получается?

-Может у кого-то другое мнение на счет подобранного текста?

Дети смотрят отрывок получившегося диафильма, сравнивают текст под каждым кадром с текстом в произведении.

Ответы детей

Коммуникативные: обсуждение, высказывание личного мнения

Работа над пройденным материалом.

Цель: соотнести цель и результаты, степень их соответствия.

-Соответствует ли текст картинке?

Коротко ли?

Дети находят отрывок, соответствующий сделанному диафильму, читают и решают, можно ли другим способом подписать кадры.

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,.

Рефлексия. Оценка

Цель: осуществить  самооценку собственной учебной деятельности,

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Достигли ли мы той цели, которую поставили перед собой в начале урока?

-На следующем уроке мы постараемся  доделать и посмотреть весь диафильм.

-Понравился ли вам такой вид работы над произведением?

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность,  рефлексия способов и условий действия

Домашнее задание

-Давайте создадим диафильм про наших мам и пап, какие они, кем работают. У нас с вами получится диафильм, который по-современному можно назвать – слайд – шоу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»

УМК "Перспективная начальная школа". Глава "Сравниваем прошлое и настоящее", 2-ой урок...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....