Урок обучения грамоте по теме" Буквы Гг ,звуки Г,Г"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок изучения нового материала. Дети в игровой форме знакомятся с новым звуком, буквой. Для каждого ребёнка создаётся ситуация успеха. Используется групповая форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алексахина Любовь Ивановна

Технологическая карта

урока обучения грамоте

Тема:  ЗВУКИ [г], [г’],  БУКВА Г,  г

Тема урока: Звуки г,г. Буква Г,г.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву г, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки  сознательного, правильного, беглого чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся; воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

-  Регулятивные УУД:  умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать  последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения

 - Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1

 Самоопределение к деятельности   (1-2 мин). 

Организационный момент. Психологический настрой

Цель этапа: включение учащихся  в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Проверка готовности к уроку.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Девиз: Вместе - не трудно,

          Вместе – не тесно,

Вместе легко и всегда интересно.

-Сегодня к нам в гости прилетел попугай Гоша, который приглашает нас в путешествие. Он познакомит нас со своими друзьями и научит многим премудростям, а мы их соберём в багаж знаний.

Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать и понимать других.

Личностные УУД:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2

Актуализация знаний и мотивация  (4-5 мин)

Цель этапа: закрепление знаний о звуках и буквах, подготовка к восприятию нового, обеспечение вовлечённости  в учебную деятельность, развитие логических операций.

Читают скороговорку, анализируют, делают выводы, учатся  излагать мысли чётко и ясно.

Дети читают с разной интонацией.

Фронтально отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, анализируют, делают выводы, учатся  излагать мысли чётко и ясно.

- Чтобы наше путешествие было интересным, давайте повторим чистоговорку.

Ар-ур-ыр-ор-вышла детвора во двор.

Ру-ол-ро-ра-прятки лучшая игра.

Ра-ро-ра-ру-разбегайтесь по двору.

2) Повторение изученного (слайд

 Пришли к нам в гости друзья Гоши- это сказочные герои.( исичка-сестричка,  ртемон, олобок, уратино, Злушка,  ыба-кит,  …ванушка)

- Но что произошло?  Гуси-лебеди похитили буквы  и унесли их в море на необитаемый остров. Будем буквы спасать. Какие буквы унесли?

 ( л,а,к,б, о,р,и)

- Какие звуки они обозначают?

-Какие  из этих букв живут в красном домике?

-Почему эти буквы обозначают гласный звук? ( произносятся с голосом, образуют слог, можно петь)

-Какую работу может выполнять буква гласного звука у букв согласных звуков? ( обозначать мягкость и твёрдость согласных)

-Если из этих букв составите слово, то вы узнаете на чём мы отправимся в путешествие.(корабли)

(На доске открывается рисунок с островом, прикрепляются корабли, которые плывут к нему.)

Познавательные УУД

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, сравнивать,  

классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

  1. Формировать умение слушать и понимать других;
  2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  3. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

3

 Постановка целей и определение темы урока (проблемная ситуация)

  (3-4 мин)

Цель: прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения. наблюдение за звуками, осознание темы урока

. Целеполагание

 Открытие новых знаний.

Дети формулируют цели и задачи  урока, определив границы знания и незнания.

- Мы познакомимся со звуками [г], [г’],  буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [г], [г’] и букву г  от других звуков и букв.

  -Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Будем изучать букву Г, давать характеристику звукам.

Познакомиться с буквами Г, г; научиться читать слоги и слова с этой буквой.

 Дети перечисляют предметы, объясняя для чего они могут пригодиться

Спасательные принадлежности.

.

- Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме. Научимся читать с новой буквой слова и предложения.

Перед нами  буква Г

Стоит подобно кочерге!

Кочерга - чугунная или стальная изогнутая палка для засовывания и поворачивания дров и угля в печке.

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач

слогам.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой?

- Гоша предлагает вам быть внимательным и ответить на его вопросы.

 (- Кем раньше была бабочка? (Гусеницей).
- Какая птица своим прилетом оповещает о прилете весны? (Грач).
- Модель Земли (Глобус).
- Явление природы с сильным ветром, громом и молнией? (Гроза).
- Как называются звуки, которые произносятся без препятствий, поются? (Гласные).

   (на экране появляются иллюстрации)

- Что особенного заметили в словах? ( Все слова начинаются с одной буквы.)

- Назовите тему урока.

- Кто определит цель нашего урока? (Будем изучать букву Г, давать характеристику звукам)

- Какие задачи нужно решить, чтобы достичь этой цели?

 - Какую цель поставим на уроке?

 - Какая тема нашего урока?

1.Выделение звуков

 - Ребята, в путешествие нужно взять необходимые предметы. Что можно взять с собой? ( дети перечисляют предметы, объясняя для чего они могут пригодиться) И так разрешите мне быть капитаном,  С нами наш друг ГОША.

Составим схему

 Обязательное снаряжение на корабле КРУГИ

 Составим схему

- Какие это звуки? ( согласные, звонкие)

- А чем отличается их характеристика? ( твёрдый и мягкий)

2.  Упражнение на прослушивание звуков

– А пока плывём Гоша предлагает вам  послушать слова и определить есть ли новый звук - Если в слове есть звуки[ г- твердый] встают мальчики, , если звук –[ г- мягкий] – встают девочки

 Глаза, Гена, загар, грибок, город, гитара , гиря, гуси, снегирь, газета, играл,лагерь,жук

- Назовите слова со звуком [г]. А в каких словах спрятался звук [г,]?

2.Знакомство с буквами Г, г.

- Как же мы будем обозначать эти звуки на письме?

 На что похожа буква?

Перед нами  буква Г

Стоит подобно кочерге!

-А что обозначает слово кочерга?

Расскажет нам ученик.(заранее подготовленный)

Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала.

Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Познавательные УУД

Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

4

Физминутка.

.

- Моряки умеют отдыхать и заботиться о своём здоровье. Гоша предлагает сделать физминутку.

Цель: снятие физического и умственного напряжения  

Познавательные : планирование своих действий,  

Регулятивные: устанавливание аналогии.

5

Первичное закрепление (7-9 мин)

Цель: развитие навыков чтения, умения выделять звуки и давать характеристику им.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану

Дети читают (хором, по цепочке, про себя), отвечают на вопросы учителя.

Слова с 2 слогами в одну группу, с 3 слогами в другую;

имена в одну группу, остальные в другую; слова с общей частью гриб; с мягким согласным в один столбик, с твёрдым в другой.

Учились читать и анализировать слова.

Вспоминают правила работы в группе. Разбирают задание  и выполняют.

1.Чтение слогов слияний.

- Гоша предлагает подружить букву Гс буквами гласных звуков.

2. Игровой приём «Эхо» ( хоровое чтение слогов с изменением интонации)

га  го   гу   гы    гэ

гя    ге      ги   ге

- Первую строчку читаем «как эхо», вторую- «как быстрый ручеёк» ( быстро)

3. Работа со словами. ( идивидуальная работа)

 – Гошины друзья прислали нам весточку с острова.  

« Гуси-лебеди крыльями машут, волны нагоняют,  корабли от берега к рифам отбрасывают. Если не справитесь с заданиями, то корабли разобьются . Спешите!»

- Перед вами карточки со словами( Гена, грибной, Галя, грибник, Георгий, грибы, грибок).  На доске

-Прочитайте их и разделите на две группы. Как можно разделить?

- Давайте проверим.

- Какую задачу выполнили?

Дифференцированная работа.

- Ещё задания, которые необходимо выполнить.( Каждая группа получает конверт с карточками)

- Скажите девиз совместной работы.

Задания для 1группы:(лоцманы)

- Прочитайте слова и найдите пары: слова с противоположным значением. Соедините их стрелками.

грустный – мелкий

грязный- сладкий

глубокий- тихий

горячий- весёлый

горький – маленький

громкий – холодный

громадный – чистый

Задание для 2группы: (радисты)

-Прочитать слова- ребусы.    

   г . д . к .  ( гадюка)

  гн . зд .   (гнездо)

  гл . б . с   ( глобус)

гр . д . сн . к   ( градусник)

Проверка на интерактивной доске.

Задание для 3 группы: (боцманы)

Голоса рыб

Рыбы издают тихие звуки. Голоса некоторых рыб схожи с голосами птиц. Белуги «кричат» чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат, как дрозды. Морской петух кукует.

Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных

УУД.

Работа с интерактивным плакатом.

Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Дифференциация заданий.

Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Умение работать в парах,в группе

договариваться. Умение учитывать позицию партнёра

6.

Работа по развитию речи.

-  Опасность миновала, Гуси-Лебеди улетели. Мы приближаемся к острову.

Азбука с.118 Стр.118 в "Азбуке ".

 -Посмотрите на иллюстрацию на странице;

 -Чем занимаются жители города?

-Какое название можно дать этому городу?

-Составьте рассказ "Жили-были..."

- Мы использовали слова "гриб, грибочек, грибной".Как можно назвать эти слова?

С.119 Закрепление

Коммуникативные УУД

Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

7

Совершенствование знаний по новой теме.Работа с текстом.

Цель: применение нового знания, формирование навыка чтения

1)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

2) Самопроверка. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля.

3)   Работа в парах. Вспоминают правила работы в парах.

Самостоятельное чтение с выбором задания

С.119  Текст

- Но что это за выставка? Да там книги. (каждой группе 1 книга)

- Прочитайте их название и автора.

  • Братья Гримм «Сказки»
  • Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал»
  • Максим Горький «Воробьишко»

- Что общего у всех этих книг? ( фамилия автора начинается на букву г)

2.- Вы обязательно познакомитесь с героями этих книг на уроках литературного чтения. А мы с вами должны показать Гоше что уже можем читать небольшие тексты. (карточки с текстом)

Текст «Грибы».Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. Под берёзами и осинами свои грибы. Они называются подберёзовиками и подосиновиками. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные .

(Проверка чтения, понимание смысла прочитанного. Ребята составляют и задают вопросы по тексту)

Формирование личностных, ком-

муникативных, познавательных УУД.

ЛичностныеУУД:

Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

Познавательные УУД:организация саморазвития познавательных процессов.

8

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

  Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы  на уроке.

 

Дети с помощью цветописи подводят итог урока

- Гоша и его друзья довольны вашей работой. Они вам дарят букву Г.

- Если вы старались, вам удалось выполнить все задания без ошибок, то раскрасьте букву красным цветом.

-Если вы старались, но не всё получалось, то ваша буква будет синегоцвета.

- Если вы старались, но много ошибались, раскрасьте букву зелёного цветом. В следующий раз  будет лучше.

- Спасибо за урок! Урок окончен!

Регулятивные УУД:

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.

Личностные УУД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом:  какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Изучаем звук [ц] и буквы Ц, ц."

На уроке использованы разнообразные дидактические игры, направленные на формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения....

Урок обучения грамоте "Буквы Ж,ж. Звук [ж]"

Цифровой ресурс содержит разработку урока, презентацию учебного материала, рисунок-раскаску "Найди букву"....

Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки.

Конспект урока обучения грамоте по теме "Гласные и согласные звуки"...

Урок обучения грамоте " Буква Бб и звуки (б) (б\')"

На уроке применяется метод игры, задания на развитие памяти, внимания,мышления. Проводится ролевое чтение, индивидуальная работа, работа со схемами....

Урок обучения грамоте (чтение) "Мир полон звуков. Звуки в природе" УМК "Перспектива"

Данную презентацию можно использовать как на уроках обучения грамоте, с целью формирования представления о неречевых звуках.....

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...