Применение технических средств альтернативной коммуникации в обучении детей с ТМНР.
статья

Наседкина Светлана Олеговна

Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.). Общение - важнейшее условие развития, приобретения социального опыта и жизни человека в обществе.

Общение - это обмен информацией. Это возможность одного человека донести другому свои мысли, желания, возможность выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikatsiya_1.docx38.93 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Применение технических средств альтернативной коммуникации в обучении детей с ТМНР.

Учитель: Наседкина С.О.

Успешное социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие невозможно без свободной коммуникации. Ребенок должен быть способен выразить свои мысли, чувства и желания легко, быстро и ясно. Для всех детей, у которых есть нарушения речевого развития, полезными могут оказаться дополнительные методы коммуникации или сочетание обычной речи и каких-то вспомогательных средств, которые помогут ребенку выразить свои мысли и желания.

Слайд 2

Технические средства коммуникации.

Благодаря развитию технических средств появилась возможность уменьшить несоответствие между способностью понимать и выражать себя. Современные компьютеры подчиняются малейшим движениям, даже движениям глаз или легким прикосновениям пальцев. Сейчас технические средства настолько компактны, что множество их моделей можно использовать в качестве средств коммуникации. Сегодня, благодаря этим достижениям, компьютеры широко используют в школьных классах и дома для письма и обучения.

Область применения технических средств постоянно расширяется. Изобретают все новые и новые способы управления компьютерами, и сегодня они доступны большинству. Для детей у которых движения рук резко ограниченны и которые не могут пользоваться обычной клавиатурой компьютера, разработаны специальные клавиатуры и переключатели. Переключатели – это способ, с помощью которого ребенок с тяжелыми нарушениями может управлять окружающей средой. В основе ранней коммуникации лежит идея использовать принцип «причина-следствие». Например, ребенок запоминает, что «когда я двигаю рукой – играет музыка». Как только он поймет связь причины и следствия, можно вводить новые виды активности. Например, поворотом головы в одну сторону он будет включать музыку, а в другую – заводить игрушку.

Слайд 3

Электронные средства коммуникации.

Электронные средства коммуникации позволяют «говорить» с помощью записанного (в цифровом виде) голоса другого человека или с помощью голоса, синтезированного на компьютере. Такие устройства не требуют умения читать – можно самому создавать и воспроизводить сообщения с помощью символов и картинок. Поэтому электронные средства коммуникации подходят детям при любом уровне способности к обучению. В то же время, подобными устройствами нельзя полностью заменять простые «технологии» общения. Они могут сломаться, у них могут сесть батарейки, а ребенку всегда нужно общаться (Big Mac, Language Master, коммуникаторы, PicTop).

Слайд 4

Выбор вспомогательного средства коммуникации.

Как правило, выбор вспомогательного средства коммуникации осуществляет группа специалистов, подбор такого средства всегда индивидуален. Выбор зависит от того, станет ли оно основным способом «разговаривать» или только дополнительным, специалист обследует ребенка, предлагает различные способы управления компьютером, подбирает программное обеспечение и вспомогательные средства коммуникации. Широко и свободно пользоваться вспомогательным средством в любой социальной обстановке ребенок научится только путем тренировки и с помощью учителя. Сначала надо научить его пользоваться вспомогательным средством в привычной обстановке. Например, учащийся с удовольствием воспользуется подобным средством во время игры, чтобы выбрать игрушку, или во время чтения знакомой истории, чтобы вставить слово. Часто устройство уже содержит самые распространенные фразы – приветствия и ответы на них (например: Здравствуй, как дела?", Хорошо" или «Я хочу тебе что-то сказать»). По мере приобретения им новых навыков и расширения его возможностей вспомогательные средства общения постепенно приспосабливают к новым условиям.

Слайд 5

Альтернативные системы коммуникации.

Наиболее актуальными для использования учащимися с интеллектуальными нарушениями являются следующие вспомогательные технические средства общения

Слайд 6

  • Переключатели
  • Система PECS
  • Электронные пособия с голосовыми синхронизаторами

Слайд 7

Переключатели

Первый шаг в использовании переключателя – управление простой игрушкой. Многие компании выпускают игрушки на батарейках специально для использования с переключателем. Адаптер для игрушек с батарейкой (маленький диск, подключаемый к гнезду, которое вмонтировано в отделение для батареек) предоставляет простой путь адаптации любых игрушек для их использования с переключателем. Ребенок экспериментирует с переключателем и игрушкой во время игры. При использовании нужно найти  самое подходящее для него место – ученик  должен свободно дотягиваться до него и управлять им. Если ученик сидит, то ему, как правило, удобнее, если переключатель расположен сбоку от него, – ему нужно только отвести руку в сторону. Закрепить пульт на гладкой поверхности можно с помощью застежки-липучки. Если ученик лежит на боку (например, на диване, опираясь спиной о клиновидную подушку или на специальной доске для поддержки правильного положения на боку), то переключатель можно положить прямо перед ним. Важно следить, чтобы игра не провоцировала движений, повышающих мышечный тонус (от которых ребенок становится очень напряженным) и не вынуждала малыша принимать несимметричную позу. Вы можете поддерживать его голову приемами орального контроля" (контроль за ртом).

Игрушечный кролик с фирменным переключателем

Рис. Игрушечный кролик  переключателем

Слайд 8

Коммуникатор GoTalk

Коммуникатор позволяет записывать речевые сообщения и проигрывать их при нажатии на определенную клавишу. На клавиши устанавливаются сменные пиктограммы, соответствующие записанным сообщениям.

Слайд 9

Коммуникатор GoTalk 32

Вмещает 163 сообщения, а также три «основных» сообщений, которые остаются неизменными на каждом уровне. Используется для коммуникации, передачи личных сообщений, речевой практики и артикуляции, инструктирования, работы в группах.

Для подготовки изображений и формирования карточек рекомендуется использовать специальное программное обеспечение GoTalk Overlay (Гоу Ток Оверлей).

Слайд 10

Говорящий фотоальбом

Речевое устройство в виде разговаривающего фотоальбома предназначен для озвучивания изображений на стандартных фотографиях или картинках размером 10х15. Фотоальбом включает 24 страницы, каждая из которых может содержать записанный текст до 10 секунд. Необходимо вставить фотографию или картинку/карточку с текстом в отделения фотоальбома и записать соответствующий текст. Пользователь активирует текстовое сообщение через нажатие кнопки воспроизведения.

Слайд 11

Простая книжка с картинками для коммуникации.

Картинки в данных книжках подобраны по темам, каждая из которых имеет свою закладку на краю страницы. По картинкам ребенок может выбрать игрушку, указав на нее.

Слайд 12

Обучение работе с коммуникаторами начинается с работы с книжками для коммуникации (сначала книжки, потом коммуникаторы).

Слайд 13

Система коммуникации при помощи карточек PECS.

PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек.

Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить (поощрение) или сделать.

Конечная цель занятий — ученик сможет сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.

Слайд 14

Подготовка к обучению использованию системы карточек PECS.

Перед началом обучения учащегося первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS следует основательно подготовиться. Ввиду того что на первоначальном этапе производится обучение навыкам, с помощью которых ученик с интеллектуальными нарушениями (с легкой и умеренной умственной отсталостью) выражает свои просьбы, желательно определить круг его интересов и те предметы и действия, которые он обычно просит. Это можно сделать несколькими способами:

1. Наблюдение за ребёнком и запись данных в таблицу.

2.Систематическое тестирование мотивационных стимулов.

Слайд 15

Мотивация.

Можно собрать все любимые предметы ребёнка вместе и дать ему выбрать один либо из всего комплекта, либо из пары любимых предметов. Можно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребёнок выбирает чаще, какие — реже, с какими ему сложно расставаться, а какие он отдаёт без сожаления.

Определение системы мотивационных стимулов

Слайд 16

После того, как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы:

• Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий (пред-

почтительный размер 5 х 5 см).

• Липучки.

• Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут располагаться в папке, как листы в книге.

• Для будущего использования: картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определённом порядке — для построения предложений.

Слайд 17

Альбом с карточками

(мотивационные стимулы)

Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги. Ребёнок должен открыть книгу, достать соответствующую карточку и протянуть. Если он этого не делает, можно помогать ему с помощью физического направления и постепенно убрать физическую подсказку.

Слайд 18

Научиться коммуникации – вероятно, самая важная задача для детей. Как известно, чем активнее ребенок общается, тем лучше ему это удается. Если ребенок хорошо освоил один способ коммуникации, он легко воспримет перемены, которые помогут ему расширить возможности общения. Общение должно приносить радость, и современные технические средства открывают множество путей к этой цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства альтернативной коммуникации, как условия организации инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра

в данной статье раскрыты трудности в организации обучения детей с аутизмом и создание специальных условий в рамках класса и школы....

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письм...

Тема выступления на ШМО: «Применение занимательных игр и упражнений в процессе обучения детей с ТМНР»

Тема выступления на ШМО:«Применение занимательных игр и упражнений в процессе обучения детей с ТМНР»...

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена вопросам использования технических средств обучения в логопедической практике по коррекции дисграфии. Представлено, какую роль играют компьютерные технологии в современном коррекционн...

Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»

laquo;Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»...

Конспект индивидуального занятия по альтернативной коммуникации для неговорящих детей с ТМНР "Соотнесение слов с предметными картинками"

Цель данного конспекта: формирование умения соотносить слова с предметными картинками. На занятии ребенок не только учиться соотносить слова с картинками, но и упражняется в использовании средств...