Конспект индивидуального занятия по альтернативной коммуникации для неговорящих детей с ТМНР "Соотнесение слов с предметными картинками"
план-конспект

Бекенеева Наталья Анатольевна

Цель данного конспекта: формирование умения соотносить слова с предметными картинками. На занятии ребенок не только учиться соотносить слова с картинками, но и упражняется в использовании средств невербальной коммуникации (жест, пиктограмма), выражающими понятия «здравствуйте», «до свидания», «молодец», «я», «хорошо», «смотри», «слушай», «говори», «покажи», «на», «дай». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_i_kartinki.docx530.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по альтернативной коммуникации для неговорящих детей с ТМНР

Тема: «Соотнесение слов с предметными картинками»

Цель: формирование умения соотносить слова с предметными картинками.

Задачи:

Образовательные:

- учить соотносить слова и картинки;

- упражнять в использовании средств невербальной коммуникации (жест, пиктограмма), выражающим понятия «здравствуйте», «до свидания», «молодец», «я», «хорошо», «смотри», «слушай», «говори», «покажи», «на», «дай».

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух на неречевом материале, совершенствовать общую моторику, развивать внимание, логическое мышление; развивать понимание речи;

- развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие через упражнения на сравнение, анализ и синтез.

Воспитывающие:

- формировать позитивную эмоциональную реакцию на интонацию, голос учителя, совместное общение с педагогом.

Оборудование: колокольчик, кукла кукольного театра Маша, коробка с музыкальными игрушками: барабан, бубен, дудочка, колокольчик; карточки: барабан, бубен, дудочка, колокольчик; платок.

Аудиозаписи: детская песенка Е. Железновой «Музыкальные игрушки».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие, установление контакта.
- Рада тебя видеть. Что мы говорим при встрече?
(Здравствуйте!)
Педагог работает с ребенком по представленному ниже алгоритму:
Здравствуй, Женя! (без сопровождения жестом).
Здравствуй, Женя (сопровождая жестом).
Здравствуй, Женя (предъявляя карточку-слово).

Звук колокольчика

- Слышишь? Колокольчик звенит, будем заниматься. Нужно приготовиться. Пальчики готовы? Давай их разбудим.

Пальчиковая гимнастика  «Проснитесь, пальчики»

Поочерёдно перебирать и поглаживать пальчики обеих рук

- Вставай большак! Вставай, указка! Вставай, середка! Вставай, сиротка! И крошка Ермошка! Привет, ладошка!

- Глазки готовы смотреть? (Прикрыть глаза руками ребёнка, открыть).

-Ушки готовы слушать? (Прикрыть уши руками ребёнка, открыть).

- Ручки готовы, глазки и ушки готовы, Женя приготовился заниматься.

2. Введение в тему.

- Женя, посмотри, кто это? Да это же Маша! (кукла кукольного театра). Поздоровайся с Машей, помаши ручкой: привет, возьми Машу за руку.

Дидактическая игра «Волшебная коробка»

(барабан, бубен, дудочка, колокольчик)

Маша принесла волшебную коробку. Давай узнаем, что лежит в коробке (ребенок опускает руку в коробку, вытаскивает игрушку и с помощью педагога называет ее)

- Все эти предметы называются одним словом – музыкальные игрушки.

Педагог показывает картинки.

- А это – картинки музыкальных игрушек. И сегодня на уроке мы будем говорить о музыкальных игрушках и подбирать к ним картинки.

3. Изучение нового материала.

Педагог указывает на игрушку: барабан

— Это барабан. Послушай, как звучит барабан. Барабан звучит: бом - бом- бом.

На, барабан, постучи. Женя, дай барабан. Покажи на картинке барабан.

Учитель произносит текст стихотворения, имитируя иргу на барабане, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию

С барабаном мы идем,

Громко песенки поем;

Бом - бом, бом - бом!

- Давай соберем картинку (разрезная картинка из 2-х частей, прямолинейный разрез)

- Что это? (барабан) Как он звучит? (бом - бом- бом)

Педагог указывает на игрушку: бубен

— Это бубен. Послушай, как звучит бубен. Бубен звучит: дон-дон-дон.

На, бубен, погреми. Женя, дай бубен. Покажи на картинке бубен.

Учитель произносит текст стихотворения, имитируя игру на бубне, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию

Бубен звонкий, озорной,

Попляши скорей со мной!

Раздаётся чистый звон:

Дон-дон-дон и дон-дон-дон!

- Давай соберем картинку (разрезная картинка из 2-х частей, прямолинейный разрез)

- Что это? (бубен).  Как он звучит? (дон-дон-дон)

Игра на слуховое внимание с бубном «Солнце и дождик»

Стучу медленно – солнышко – мы гуляем (имитация руками и ногами хождение).

Стучу быстро – пошёл дождик) - замереть, руки над головой (крыша домика)

Педагог указывает на игрушку: дудочку и картинку «дудочка»

— Это дудочка. Послушай, как звучит дудочка. Дудочка звучит: ду-ду-ду.

На, дудочку, подуди. Женя, дай дудочку. Покажи на картинке дудочку.

Учитель произносит текст стихотворения, имитируя игру на дудочке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию

Ду-ду, ду-ду-ду,

Дую я в свою дуду.

Быть я трубачом смогу,

Ду-ду, ду-ду-ду.

- Давай соберем картинку (разрезная картинка из 2-х частей, прямолинейный разрез)

- Что это? (дудочка).  Как она звучит? (ду-ду-ду)

Педагог указывает на игрушку: колокольчик

— Это колокольчик. Послушай, как звенит колокольчик. Колокольчик звучит: динь-динь-динь. На, колокольчик, позвени. Женя, дай колокольчик. Покажи на картинке колокольчик.

Учитель произносит текст стихотворения, имитируя игру на колокольчике, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию

Колокольчик, динь-динь-динь

Звонко заливается!

А потом молчит, молчит

Спрятаться старается.

Колольчик мой веселый

Поиграй скорей со мной.

- Давай соберем картинку (разрезная картинка из 2-х частей, прямолинейный разрез)

- Что это? (колокольчик).  Как он звенит? (динь-динь-динь)

4. Физминутка.

- А теперь отдохнём.  Включается аудиозапись Е.Железновой «Музыкальные игрушки».

5. Закрепление пройденного.

- Маша отдохнула и хочет еще поиграть.

1.Упражнение «Соотнесение игрушки с картинкой»

- Найди барабан и поставь на карточку с барабаном, бубен на карточку с изображением бубна...

- Молодец, Женя, справился с заданием.

2. Дидактическая игра «Прятки с платочком»

- Женя, закрой глазки. (Прикрыть глаза руками ребёнка. Педагог накрывает платочком одну из игрушек.) Женя, открой глазки. Кто спрятался под платочком? Барабан или бубен? Покажи карточку спрятавшейся игрушки.

6. Итог.

- Женя, поблагодари Машу, за то, что принесла нам игрушки (называя игрушки, педагог выкладывает их на стол). Мы играли с барабаном, бубном, дудочкой, колокольчиком 

7. Рефлексия.

- Женя, оцени себя. Как ты занимался: хорошо или плохо? (Ученик выбирает карточку-символ).
- Ты хорошо занимался. Молодец.  

(Звук колокольчика).

- Женя, слышишь, звенит колокольчик, значит, наше занятие окончено. До свидания (прощается с Машей – жестом, с педагогом – словом - карточкой).

* Примечание: в тексте конспекта жирным шрифтом выделены отрабатываемые на занятии понятия.

       

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах

Данная разработка пожет учителям-логопедам провести урок по автоматизации  звука [Ш] в прямых слогах и словах...

Конспект урока по программе "Альтернативная коммуникация"

Тема "Ласковый ребенок" (коммуникация) Представлено на методическом объединении воспитателей, учителей-дефектологов специализированного структурного образовательного подразделения основного ...

Применение технических средств альтернативной коммуникации в обучении детей с ТМНР.

Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лис...

Конспект индивидуального занятия по развитию альтернативной коммуникации

Цели урока:а) Учить пользоваться коммуникативной доской;б) Учить понимать различия между Да-Нет (подтверждение –отрицание);в) Учить соотносить предметы по форме и цвету;г) Учить строить предложе...

Материалы к занятию по альтернативной коммуникации

Материалы для уроков по альтернативной коммуникации и окружающему природному миру...

Статья "Альтернативная коммуникация в жизни детей с нарушениями умственного развития"

Альтернативная коммуникация- это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи нее удовлетворительно объясняться....

Конспект индивидуального занятия по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные».

Конспект индивидуального занятия по предмету "Речи и альтернативная коммуникация" . Коммуникативное взаимодействие по теме "Домашние животные". Класс 4 (вариант2) "Особый ребе...