Статья "Групповая и самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство мотивации личностного развития"
статья по чтению на тему

Мержинская Валентина Владимировна

Задача современной школы – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности – формирование коммуникативных навыков. Если мы не хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать у них умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении знаний, то лучшим «инкубатором» самостоятельного мышления и познавательной инициативы ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а деятельность в группе совместно работающих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая и самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство мотивации личностного развития

Учитель БОУ СОШ №1

Мержинская Валентина Владимировна

Задача современной школы – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности – формирование коммуникативных навыков. Если мы не хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать у них умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении знаний, то лучшим «инкубатором» самостоятельного мышления и познавательной инициативы ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а деятельность в группе совместно работающих детей.

Традиционно принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Да и где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу?

При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе занимает активную позицию, обсуждаем наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, предлагает свое мнение (пусть даже неверное ), в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, происходит взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Работу в парах начинаю вводить с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Специфика образовательного и воспитательного процесса в нашей школе состоит в том, что у нас нет возможности делить детей на классы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития. В одном классе учатся сильные, слабые и средние учащиеся. Поэтому задания для индивидуальной работы я даю дифференцированно (по уровню трудности, по объему учебного материала).

 

Общие моменты организации групповой работы

Особого внимания требует вопрос подбора детей в группы. Существует несколько вариантов комплектования групп:

- по желанию;

- случайным образом (по жребию);

- подбор группы под лидера;

- по выбору педагога.

Конечно, объединять надо с учетом личных склонностей детей. Двух озорников объединять опасно, два лидера в одной группе – тоже недопустимо.

Выбранные группы должны взаимодействовать по определенным правилам. Лучше будет, если эти правила выработают вместе ученики, а не просто предложит учитель. Вот, например, какие правила установлены в нашем классе:

- перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;

- быть внимательными друг к другу;

- не говорить всем сразу;

- учиться разговаривать вполголоса;

- не спорить зря, а доказывать, объяснять;

- прийти к единому решению;

- все члены группы отвечают за результат.

У нас приняты также знаковые сигналы, помогающие общению.

Сигнал «Внимание» - учитель поднимает вверх руку.

Сигнал  «Вопрос от группы». Если у кого-то в группе есть вопрос, он сначала задает его всем членам группы. Если дети не могут помочь с ответом, то учитель видит всех участников группы с поднятыми руками.

Сигнал «Готовы» - все участники группы берутся за руки.

Организация перед началом работы:

- участники группы хором произносят слова.

Мы умные! Мы дружные!

Мы внимательные! Мы старательные!

Мы отлично трудимся! Все у нас получится!

Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль  при выполнении заданий.

Роли могут быть следующие:

- капитан – отвечает за работу группы в целом;

- чтец – хорошо читает вслух;

- секретарь – записывает что-то от лица группы;

- докладчик – у доски рассказывает, что решила группа.

Для лучшей работы в группах понадобится минимум 3-5 занятий. Поэтому часто не пересаживаю детей. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. При оценке работы группы подчеркиваю не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

Приемы групповой работы

Прием «Ручеек»

В «Ручейке» происходит общение ребят внутри одного ряда. Для этого заготавливается карточка по числу учеников в ряду. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идет на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперед. Движение идет до тех пор, пока все ученики не займут свои места.

Прием «Зигзаг»

Класс разбивается на группы. Каждый ученик получает индивидуальную карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, чего не знает другой. Дети самостоятельно изучают информацию. Далее ученики с одинаковыми карточками (например, по цвету) объединяются в группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки. Детям предстоит обсудить в группе материал, решить, какие сведения представляют особый интерес, подготовить коллективный пересказ (по опорным схемам). Заканчивается урок выступлением членов от каждой кооперативной группы.

Прием «Метод пилы»

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Прием «Карусель»

Формулируются открытые проблемные вопросы по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы формата А3 с написанными на них  вопросами (по одному на каждом). По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос.

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывает у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.

Литература

А. Фабер Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.

В. В. Лайло Развитие памяти и повышение грамотности. М., «Дрофа» 2001

Г. А. Цукерман Обучение учебному сотрудничеству / Вопросы психологии -1993 -№3

Журнал «Начальная школа» - №6, 2013г

М.М. Безруких, С. П. Ефимова Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991г.

Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина  Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996

Педагогика. Пособие для учащихся педагогических училищ – М.: «Издат» 1978г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

«Самостоятельная работа учащихся на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности в условиях ФГОС второго поколения».

Все приемы и задания творческого характера, о которых  идет речь, помогают на практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность уч...

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

Карточки для самостоятельной работы к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Н.Некрасов Дедушка мазай и зайцы"

Карточки с вопросами для контроля усвоения материала к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Н.Некрасов Дедушка Мазай и зайцы" по программе "Школа России"...

Самостоятельная работа на уроках литературного чтения

Самостоятельная работа на уроках литературного чтения – залог развития творческого потенциала ребёнка и успешности обучения.    Самостоятельное осмысление материала на уроках лите...