Урок литературного чтения во 2 классе. Н.Н. Носов "Затейники"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Стяжкина Светлана Владимировна

Материал содержит технологическую карту урока литературного чтения по УМК " Школа России" по теме "Н.Н.Носов "Затейники" с использованием технологии развития критического мышления, элементов здоровьесберегающей технологии, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx86.15 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема урока

Н.Н.Носов « Затейники»

Тип урока

Урок открытия новых знаний  

Задачи урока:

1.Ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством Н.Н. Носова,  с рассказом Н. Носова «Затейники»

2.Создать условия для формирования выразительного и осознанного чтения в рамках технологии критического мышления.

3. Содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения Н.Носова.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: воспринимать на слух художественный текст; определять смысл произведения; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, составлять план произведения, оценивать свою деятельность.


Познавательные УУД:

используют простейшие виды анализа текста,

овладевают навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

Регулятивные УУД:

овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планируют,  контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, ведут диалог, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления,

сотрудничают в паре.

Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Вид используемых на уроке средств

Презентация, мультимедийный проектор, видеозапись, карточки с планом, карточки с опорными словами и словосочетаниями для работы в группе, карточки зелёного, желтого, красного цвета с домашним заданием, конверты с пословицами, магнитные буквы для слова «Затейники», оценочные листы. 

Технологии, используемые на уроке

Технология развития критического мышления; технология сотрудничества; ИКТ технология; здоровьесберегающая технология.

Сценарий  урока

Стадии урока

Содержание этапов. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Стадия вызова.

2. Стадия осмысления.

3.Рефлексия по итогам урока.

1.Организационный момент.


- Ребята, повернитесь и посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки. 
- Почти всё у человека предназначено для самого себя, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы её никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям. Так давайте сначала подарим улыбки гостям, затем друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо и радостно, легко и тепло.

- Присаживайтесь. Все расселись по местам! Никому не тесно?По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

2. Речевая разминка.

-Вы хотите  стать настоящими читателями?

-А что для этого надо делать? (Уметь грамотно и выразительно  читать)

Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку.

(СЛАЙД)

-РА-РА-РА- вышла славная игра;

-КИ-КИ-КИ- мы с тобой ученики;

-АХ-АХ-АХ- победили мы свой страх;

-РОК-РОК-РОК- продолжается урок.

-Прочитайте глазами.

-Прочитайте шёпотом и медленно.

-Прочитайте громко и медленно.

-Прочитайте громко и быстро.

3. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа».

- У кого возникло желание выучить стихотворение наизусть?

- Кто составил синквейн к стихотворению?

- Предлагаю вам поработать в парах, послушать друг друга и оценить выразительное чтение своего товарища в оценочном листе. 

- Вам понравился Вовка? Хотите иметь такого друга?- Что вы можете сказать о Вовке? Какой он: добрый, приветливый, весёлый???

4. Знакомство с автором и названием произведения. (СЛАЙД)

- Отгадав кроссворд,  вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся.

- Назовите героев, кому принадлежат эти слова.

        

  1. « Только я

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал –

Под капустою лежал,

По-своему лопотал

И зверушек неразумных уговаривал..» (Заинька)

  1. «Отвечали мы:

- Милый кот,

Нам пойдёт двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте,

И письму,

А не могут выучить

Ничему…»  (Лодыри)

  1. « Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она…» (Посуда)

  1. « Тут я прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать –

И потухло.» (Бабочка)

  1.  « Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю.

Кушай, кушай, Федора Егоровна!» (Самовар)

НОСОВ

Николай Николаевич Носов (портрет)   (СЛАЙД)

 - Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.

Методический прием «Корзина понятий».

 
-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? 

 5.Сведения об авторе.

-Что вы знаете о творчестве Н.Н.Носова? 
- Что бы дополнить ваши знания, я попросила ребят подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве Н.Н. Носова. Послушайте их. 


1 ученик. Родился Николай Николаевич Носов в Киеве 23 ноября 1908 года (100 лет назад). Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело. (СЛАЙД)

2 ученик. Прежде чем стать писателем Н.Н.Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. После школы он собирался стать химиком, с другом даже сделал на чердаке своего дома лабораторию. Но судьба решила по-другому: в 19 лет Николай стал студентом Киевского художественного института, а через 2  года решил перевестись в Московский институт кинематографии. После его окончания работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

3 ученик.Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.Писателем он стал как бы случайно. Когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Так Носов начал сочинять различные истории не только для сына, но и для его друзей.

- Я думаю, и вы полюбите его произведения, они вам понравятся. Главными героями рассказов являются ребята, школьники, маленькие дети.Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости.

- Кто из вас читал произведения Н. Носова?

-Какие произведения вы читали?

- Рассмотрите выставку книг писателя.

- Вам хочется узнать, как называлось первое произведение Носова, которое он написал для своего сына?

- Тогда прочитайте, что здесь зашифровано. (СЛАЙД)

1

2

3

4

5

6

1

Б

И

О

В

Ю

Е

2

Т

Р

Ж

З

Д

Я

3

Ч

А

Л

С

Ш

Ф

4

М

Г

Щ

Й

Э

Ю

5

Х

Н

У

П

Ц

К

Шифр: 4,2  2,3  1,2  6,1  4,4  2,5  2,1  6,5  2,1 (Выставляю слово из магнитных букв)

- Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!  

-Сформулируйте тему урока.  (СЛАЙД)

- Какие задачи вы перед собой поставите?

- Сформулируйте задачи урока, используя опорные слова.

(СЛАЙД)

Познакомиться с…(рассказом)

Проанализировать …(поступки героев произведения)

Определить…(чему учит произведение).

6. Словарная работа. 

-Ребята, а кого называют затейниками?

-Подберите синонимы к слову затейники. (Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки, массовики).

-Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?

-А как вы думаете, у нас в классе есть затейники???

-Обратимся к толковому словарю. (СЛАЙД)

Затейник, затейница.
1. Весёлый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям.
2. Руководитель массовых игр, развлечений. 


Итак, затейник — это организатор веселья. (Весёлый человек, способный к забавным выдумкам, затеям)

7. Методический приём «Предположение».

-Сегодня мы с вами прочитаем рассказ Н.Н. Носова «Затейники».

-Откройте страницу 51, внимательно посмотрите на картинку.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе? (Предположения детей)

-Прочитайте ключевые слова  (СЛАЙД)

Игры, сказка, три поросёнка, волк, домик, схватил за ногу, испугался, убежал, обрадовался, Петя, Валя.

-Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?

1. Первоначальное восприятие произведения. 


- Чтобы проверить наши предположения, давайте посмотрим и послушаем текст произведения Н.Носова «Затейники» (Презентация клип - слайдов )

- Вы посмотрели и прослушали рассказ.

1. Понравился вам рассказ?

2.Правильное ли предположение вы сделали?                                          

3. Какой момент изображен на иллюстрации?

4. Грустный или весёлый рассказ?

5. Кто герои рассказа?

6. Назовите их имена.

- Немного отвлечемся от нашей интересной работы. Сделаем физкультурную паузу. 

ФИЗМИНУТКА

Лёгкая забава

Это лёгкая забава- (Повороты туловища) вправо и влево)

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно-

Там стена, а там окно.

Приседаем быстро, ловко.         (Приседания)

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать.

А теперь ходьба на месте,                  (Ходьба на месте)

Это тоже интересно.

Ноги выше поднимай.

Веселей, не отставай.

2. Вторичное осмысленное чтение произведения детьми. Работа с текстом. Словарная работа по ходу чтения.

Методический приём «Чтение с остановками».

- Сейчас мы прочитаем рассказ, подробно проанализируем его, используя прием «Чтение с остановками»

Возьмите простые карандаши и по ходу чтения отмечайте части рассказа.

1 часть (до слов: как у тех поросят, что в сказке)

-Кто рассказчик? (мальчик Петя)

-Какую сказку читали дети?

-Что решили построить ребята для игры?

2 часть (Я даже себя не вижу)

-Найдите в тексте, как дети строили домик?

- Почему же там было так темно?

- Кого дети больше всего боялись?

- Прочитайте, что Валя сказала про волка?

3 часть (Ты меня испугал.)

-Почему дети подумали, что это мог быть серый волк?

-Действительно ли был волк?

-Почему Валя сразу не сказала?

4 часть

-Почему мальчик боялся подойти к столу?

Словарная работа: «подкрался на цыпочках» - это как? (показать)

-Прочитайте, почему дети не стали больше играть?

3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-На сколько частей разделили текст? (4)

- У вас на столе есть карточки. Попробуйте расставить части текста по порядку, у вас получится план к данному рассказу.

- Кто справился с заданием? Проверяем. Оцениваем свою работу.

(СЛАЙД)

План

1.Дети читали сказку «Три поросенка».

2. Постройка домика.

3. Может быть это серый волк?

4. Так и не стали играть в «три поросенка».

4.Работа в парах

– Ребята, перед вами конверт с карточками. Достаньте их. На карточках записаны опорные слова и словосочетания. Будьте внимательны! Вам могут встретиться слова, которые не относятся к изучаемому тексту. Вашей паре нужно выбрать слова и словосочетания   согласно содержанию текста.

Затейники 
Читали сказку
Три поросёнка

Читали стихотворение 
Играли в магазин
Прыгали 
Кричали 

Бегемоты 
Сделаем домик
Залезли под стол
Серый волк
Схватит за ногу

 Злая собака
Подрались 
Испугалась 
Выбежали 
Открыли дверь 
Подкрался 

Помирились 
Разломали домик
Дёрнул одеяло
Обрадовались

- Какие карточки – «ловушки» вы отложили в сторону? Проверьте себя.    (СЛАЙД)

Бегемоты 
Читали стихотворение 
Играли в магазин
Злая собака
Подрались 
Помирились 
Разломали домик

Оцените свою работу в паре.

5. Подведение итогов. Вывод.

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить нас Николай Носов?

-А вы боитесь темноты? Почему?

-Что бы вы посоветовали детям?
-Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
-За что можно их поругать? (Нельзя нагонять на себя страх, выбирать игры поспокойнее)
-Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью)
-Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные)
-Что скажете вы? 
Вывод: 
- Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему? 
(Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)

- Можно ли  сказать, что Носов смеется над своими героями? 
(Нет, он любит своих героев, а смеётся над чертами характера, особенностями: трусостью, ненужным воображением от страха…) 

1.Рефлексия деятельности. (СЛАЙД)

- Подберите пословицу к рассказу.

  • Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.
  • Не думай о страхе, так его и не будет.
  • Трусливому зайке и пенёк - волк.
  • У страха глаза велики.

- Вернемся к поставленным в начале урока задачам. Всё ли у нас получилось, всего ли достигли? (СЛАЙД)

2.Подведение итогов. Выставление оценок.

- Оцените свою работу на уроке. Посчитайте набранные баллы, выставите себе оценку согласно критериям на слайде. (СЛАЙД)

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/11/25/k_58386b7177fcf/362551_16.pngЛучики солнца.

- Представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно вашему настроению: желтые - мне очень понравился урок, получил много информации, голубые – урок не интересный, информации не получил.

Домашнее задание. (СЛАЙД)

Я предлагаю вам самим выбрать карточку определённого цвета с домашним заданием, но знайте, красный цвет – самое трудное задание, жёлтый – задание полегче, а зелёный - задание, с которым каждый сможет справиться.

Зелёная – читать по ролям.

Жёлтая – подробный пересказ.

Красная –продолжить рассказ со слов «Однажды дети снова остались дома одни…»

-Молодцы, спасибо за урок. (СЛАЙД)

Эмоциональный настрой.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Повторяют за учителем соответствующие звуки.

Работают в парах, читают выразительно, оценивают друг друга.

Отгадывают героев, называют произведение и автора.

Рассматривают портрет Носова, высказывают предположения, возникшие ассоциации.

Слушают сообщения своих товарищей, знакомятся с биографией писателя.

Расшифровывают название произведения.

Формулируют цели и задачи урока.

Работают со словарём.

Высказывают свои предположения.

Слушают произведение, отвечают на вопросы.

Выполняют упражнения согласно словам текста.

Читают рассказ по частям, с остановками.

Составляют план рассказа, самопроверка по эталону, оценивают свою работу.

Повторяют правила вежливого спора.

Работают в парах, выполняют задание, проверяют работу, оценивают результат.

Отвечают на вопросы, анализируют поступки героев, делают выводы и обобщение.

Читают пословицы, выбирают, объясняют условия своего выбора.

Подсчитывают набранные за урок баллы, выставляют оценку согласно критериям.

Определяются с выбором карточки, записывают задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...