Открытый урок в первом классе на тему «Прощай, Азбука, но здравствуй, Литературное чтение!»
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Цели: Обобщить знания учащихся, полученные при изучении азбуки.

Задачи: 1.Создание ситуации, в которой учащиеся применяют свои знания.

2.Способствовать развитию умения грамотно, выразительно излагать свои мысли, дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции.

3.Способствовать привитию интереса к книге, к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_azbukoy.docx484.93 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в первом классе на тему «Прощай, Азбука, но здравствуй, Литературное чтение!»

F:\100CANON\IMG_2821.JPGF:\100CANON\IMG_2841.JPGF:\100CANON\IMG_2829.JPG

Тип урока

Обобщение и систематизация предметных знаний и УУД.

Цели

Обобщить знания учащихся, полученные при изучении азбуки.

Задачи

1.Создание ситуации, в которой учащиеся применяют свои знания.

2.Способствовать развитию умения грамотно, выразительно излагать свои мысли, дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции.

3.Способствовать привитию интереса к книге, к чтению.

Метапредметные УУД

Познавательные: могут самостоятельно правильно называть все буквы алфавита, составлять слова из букв и слогов, использовать свои знания на практике, внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы, строить рассуждения; регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, оценивать сложность задания; коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения, слушать и понимать речь других, работать в группе.

Личностные
результаты

Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование

Мультимедийная презентация, материалы для творческого задания, аудио материалы.

Формы проведения классного часа

Путешествие в страну знаний, презентация, выполнение творческих заданий, встреча с новыми героями.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

1

2

3

4

I. Актуализация знаний.

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя и родители!

Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. В сентябре первоклассники познакомились с волшебной книгой Азбукой, подружились с ней, многому у нее научились. Азбука открыла им много нового и интересного. Целый год ребята читали Азбуку и вот дошли до последней странички…

1: Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей. 
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.

2: Знают взрослые и дети 
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.

3: Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.

4: Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.

5: Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.

6: Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

7. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами, 
Подружились сказки с нами.

8. Пусть зовут нас семилетки,
Пусть не ставят нам отметки.
Но ведем мы дневники,
Все же мы ученики.

9. Любим светлый, чистый класс, Это раз! 
Здесь читаем мы слова,  Это два! 
Ну, а в третьих, я Катюшке 
Сам уже пишу записки. 
И бабуля говорит:
«Мой внучонок вундеркинд!»

10. Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины, 
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!

11. Я с этой книжкой первый раз 
Пришел в свой первый светлый класс. 
Я эту книжку полюбил, 
Я в ней все буквы изучил, 
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»

12. Март месяц за окном стоит,
Весна в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!

Осознанно
и произвольно строить
речевое высказывание
в устной
форме.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

II. Постановка учебной задачи.

Сегодня у нас большой праздник, посвященный прощанию с «Азбукой». Мы выучили все буквы русского алфавита, умеем произносить звуки, знаем все секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв, которые могут составить сотни тысяч слов. Ребята! А кто помогал вам осваивать вашу первую книгу?

 Тем более, что скоро мамин праздник. Давайте подарим песню нашим мамам.

Ребята! Как вы думаете, а кто к нам придёт сегодня в гости? Давайте отгадаем с вами кроссворд и вы прочитаете, кто к нам придёт в гости.  

  1.Кто на свете лучший самый?                    

       Ну, конечно, это - …(мама)!

     2.Сам алый, сахарный,

        Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

    3.Чёрные. кривые.                                  

        От рождения немые.

        А как только станут в ряд,

        Сразу все заговорят. (буквы)

     4.Сто одёжек и все без застёжек.   (капуста)

     5.Говорит она беззвучно,

        Но понятно и не скучно.

        Ты беседуй чаще с ней –

        Станешь вчетверо умней.(книга)

     6.Под мостиком виляет хвостиком.(рыба)

Родители 

Песня «Солнечный круг» 

1

2

3

4

5

6

Разгадывание кроссворда

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Осуществлять
актуализацию личного жизненного опыта.

III. Сообщение темы
урока и продолжение праздника.

Молодцы, ребята! Хорошо рассказали.

А сейчас самое время позвать виновницу торжества. Все вместе, три–четыре!

Первоклассники зовут азбуку. Выходят Азбука,  Лень, Ошибка и Помарка. Инсценировка.

Ошибка: Кричите, кричите! Вот ваша Азбука. Теперь она в наших руках. Сделаем с ней, что захотим. Ошибки туда внесем! 

Помарка: Помарок наделаем, разрисуем всю…

Лень (зевая): И никогда не откроем, потому что лень…

Ведущий: Позвольте, а как же тогда все увидят ошибки и помарки, если книгу не открыть? 

Ошибка и Помарка (повернувшись к Лени): Да, как? 

Лень (машет рукой): Ну ладно, откроем, но читать не будем.

Ведущий: Но без Азбуки ребята не смогут научиться читать и писать. 

Ошибка: Это и хорошо! Представьте, сколько моих сестер-ошибок появится! 

Помарка: А сколько помарок будет! 

Ведущий: Наши первоклассники  уже хорошо умеют читать и писать, вы им не страшны. 

Ошибка: Быть не может! 

Помарка: Не верю! 

Ведущий: А вы проверьте! Дайте нашим ребятам задания. Выполнят – вы отпустите Азбуку, нет – значит, не научатся будущие первоклассники читать и писать. 

Лень: А может, не надо? Лень… 

Ведущий: Ну что, ребята, выручим Азбуку? 

Ошибка: Вот вам мое задание: сказочные герои перепутали названия сказок. 

Ведущий: Готовы? 

Ошибка!

Красная кепочка.

Илья-царевич и Серый волк.

Мальчик и Карлсон.

Спящая бабушка.

Стойкий железный солдатик.

Приключения Знайки и его друзей.

Гадкий цыпленок.

Сказка о рыбаке и рыбачке.

Конь-горбун.

Луковый мальчик.

Свеколка.

Снежная принцесса.

Ошибка: Не может быть! Все правильно!

(Снимает свою веревку с Азбуки) 

Помарка: Моя очередь! У меня очень сложное задание: ну-ка напишите на доске красиво и аккуратно буквы. Вот уж помарок наделаете!

Помарка: Ой, как чисто и аккуратно! Мне плохо! 

(снимает свою веревку с Азбуки)

Ведущий: Ну, Лень, твоя очередь. 

Лень: Мне лень. Ну, да ладно! Научиться читать и писать несложно. Главное то, что потом ребятам и упражнение делать лень и читать не хочется. Сначала стишок не выучил, потом упражнение не написал. А там уж глядишь, лежит ребеночек возле телевизора на диване и ничего ему не надо… 

Ведущий: Ребята, вы такие?

Лень: А вот и докажите!  Поставьте буквы на свои места!

Ехал дядя без жилета

Заплатил он штраф за это. 

На остров налетел ураган.

На пальме остался последний баран. 

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Не учил уроки,

А играл в футбол.

От того в тетрадке

Появился гол.

Лень: Да, я вижу, что мне здесь не место (отпускает веревку). Забирайте свою Азбуку, а мы пойдем…

Ошибка: Да, пойдем. Нам такие грамотные и умные дети не нравятся!

Помарка: Мы на следующий год обязательно вернемся к новым первоклашкам. А может, и вы к тому времени испортитесь. (Уходят)

Азбука: Большое спасибо, ребята, за то, что вы освободили меня. Продолжим наш праздник. Скажите, трудно учиться? 

Азбука: Но вы справитесь? 

Азбука:А знаете ли вы, когда была напечатана первая азбука на Руси? В 1574 году. В этом году “Азбуке” исполняется 441 год.

Ведущий: Вы на буквы посмотрите!

Прапрадедовской порой встали буквы в четкий строй,

Строй, как строй, да не простой, он зовется Азбукой.

Знаешь, Азбука, наши ребята много песен знают, и тебе сейчас споют!

А коль сегодня у нас праздник, все вместе мы будем играть, веселиться, участвовать в конкурсах. И так начнем конкурсную программу.

Игра «Подскажи словечко». 

Лежебока рыжий кот 
Отлежал себе …

Михаил залез на дуб
чтобы врач не вырвал…

В реке большая драка 
Поссорились два…

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын…

И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по …

Игра «Сколько слогов?» На столе лежат цифры. Учитель называет слова: Бабушка, пол, велосипед, зонтик, баранка, библиотека. Дети подбегают, берут цифру, соответствующую количеству слогов в слове.

Азбука: Дорогие мои первоклассники! Давайте немного поиграем. Перед вами лежат буквы. За 30 секунд вы должны сложить из букв как можно больше слов. 

(Проводят конкурс: азбука и ведущий раздают 3 конверта со слогами. Дети составляют слова) 

Азбука: Молодцы, ребята! А сейчас вы поработаете в группах. Надо составить пословицы из слов.

 Хорошая книга – лучший друг.

Кто много читает- тот много знает.

Азбука: Молодцы первоклассники, хорошо потрудились. Ребята, сегодня мы с вами прощаемся. Теперь у вас появятся новые интересные книжки. Но прежде чем вы их получите, я хочу в последний раз вас испытать. Я задаю вопрос, а вы отвечаете «Нет» или «Да». 

Азбука дала вам знанья,

Они с вами навсегда.

Самый первый свой учебник

Помнить будете вы? 

Впереди ребят ждут книги,

Знаний принесут вам свет.

Они любят аккуратность.

Будете вы рвать их? 

Книги многое расскажут,

Не обманут никогда.

Нужно только быть прилежным.

Будете лениться? 

Будь ты с книгой аккуратен,

Сохрани на много лет.

Не рисуй, не ставь в ней пятен.

Все тебе понятно? 

Прочти книгу с интересом,

В каждой книге есть совет.

Книга станет лучшим другом.

Друга бросите вы? 

Знайте, каждая из книжек,

Словно яркая звезда.

Книги знайте и любите.

Будете беречь их? 

Азбука: Ну что ж, ребята, вы прошли проверку. Я могу доверить вам книги.  

Учитель: Нам надо поблагодарить Азбуку, за то, что научила нас читать. Давайте скажем слова благодарности

Спасибо тебе, Азбука!

Азбука: Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в этом, ребята, вам поможет книга.Вы отлично отвечали 
Все загадки отгадали. 
С вами я хочу проститься, 
обещайте не лениться, 
старших слушаться всегда, 
а шалить лишь иногда. 
Ой! Совсем забыла я, друзья, 
Вам представить я должна, 
Кто на смену мне придет, 
дальше вас учить начнет.

Литературное чтение
Вам мое почтение! 
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы: 
Здесь стихи и небылицы, 
Сказки, басни, прибаутки, 
Поговорки, даже шутки.

Пушкин, Лермонтов, Толстой… 
Да, учебник непростой.
Так много интересного, 
И много неизвестного.

Я от Азбуки слыхала, 
Что вы знаете немало. 
Любознательных люблю, 
Щедро знания дарю. 
Всем, кто хочет много знать, 
Надо хорошо читать.

Ведущая: Спасибо вам, Мудрые книги! Азбуке мы сегодня говорим:

Ведущая: А Литературному чтению –

- До свидания! Счастливого пути! (Уходит Азбука)

Читают слово по горизонтали «Азбука» и  стихи:

  1. Мы в школе почти целый год отучились,

Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились,
И первые книги свои прочитали.
2. А верным помощником в этом нам стала.
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
3. Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда,
Открылся, ребята, нам сразу.
4. Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

5. Буквы разные учили

И писали их в тетрадь

Так, почти что без усилий,

Научились мы читать.

6. Начинали с закорючек

Раскрывали букв секрет

А теперь от наших ручек

Грязи и помарок нет.

7. Буквы складывали в слоги

Сил хватило нам едва,

А потом еще учились

Слоги складывать в слова.

8. Поделюсь с вами секретом:

Знайте, что согласные

Выделяют, синим цветом,

Гласные же – красным.

9. Знаем буквы по порядку,

Мы запишем их в тетрадку.

Азбука нам говорит:

«Это, дети, - алфавит!».

10. Нам слова даются трудно

Научились мы читать.

Эх, еще бы научиться

Без ошибок их писать

11. Не прошел для нас год даром

Посмотрите на ребят:

Мы и пишем, и читаем –

Это лучший результат.

12. Азбуку мы прочитали

Нам понравилось учить

К новым знаниям и книжкам

Мы готовы приступить 

Дети зовут: «Азбука!»

Да!

Да!

Красная шапочка.

Иван-царевич и Серый волк.

Малыш и Карлсон.

Спящая красавица.

Стойкий оловянный солдатик.

Приключения Незнайки и его друзей.

Гадкий утенок.

Сказка о рыбаке и рыбке.

Конек-Горбунок.

Чипполино.

Репка.

Снежная королева.

Ребята пишут свои буквы

Нет!

Билета

Банан

Жук

Кол

Да! Нет!

Да!

 А! Алфавит пройдём мы вместе,

Б! Будем петь его как песню.

В! Весело споём его мы!

Г! Громче грома! Громче грома!

Д! День сегодня музыкальный,

Е! Есть у вас талант вокальный,

Ж! Жить без знаний скучно было.

З! Знанья – это ваша сила.

И! И тому пути открыты,

К1 Кто подружит с алфавитом!

Л! Лошадь, лама, ландыш, ложка,

М1 Мел, метель, метро, матрёшка,

Н! Небо, невод, нить, невеста,

О! Овод, облако, оркестр!

П! Попугай поёт по нотам.

Р! Рой пчелиный строит соты.

С! Стрекоза в саду стрекочет!

Т! Такса лапами топочет!

У! Утка слушает пластинки,

Ф! Фанту пробует фламинго!

Х! Хор не плох, есть слух у хора!

Ц! Царь зверей – его опора!

Ч! Чтим его – рычит он чисто!

Ш! Шесть заменит он солистов!

Щ! Щедрый мир нам дарят песни.

Э! Этот день собрал нас вместе,

Ю! Юмористов, оптимистов,

Я! Ярких школьников-артистов.

Исполняется песня «Азбука»

живот

зуб

рака

жираф

животикам

Работа в группах

1 группа: та, ро, чу, ща, све, кри, щу, ча.
2 группа: кру, чу, пи, щу, ча, ка, ща, ту.
3 группа: уго, чу, ча, ку, ча, мол, щу, ща.

Да 

Нет 

Нет 

Да 

Нет 

  1. Да 
  2. 1.Мы азбуку прочли до корки. 
    Нам по чтению «Пятерки!»
    Позади нелегкий труд 
    Медленного чтения 
    Нам сегодня выдают 
    Удостоверения.
  3.      2.Как сегодня радуются дети –

Стало больше грамотных на свете!

Скажем Азбуке мы «до свиданья»

И рукой помашем на прощанье.

3. Трудно было нам с тобой в начале,

Мы полгода буквы изучали!

Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!

  1.  Ничего на свете лучше нет,

Чем прочесть журнал или газету,

Двадцать первого столетья дети,

Мы освоим сайты в Интернете!

  1.   В день осенний в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

Азбуки (для всех подарок)

На столах своих нашли.

  1.  Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли.

  1.  Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

А теперь на книжной полке

Нас теперь другие книжки ждут.

  1. Спасибо, друг, за все,
    Что сделал ты для нас!
    За слово первое твое, за стих,
    За первый твой рассказ.
  2. Нас научил читать, писать,
    Слова на слоги разбивать.
    Прошли с тобой, от А до Я,
    И с нами будешь ты всегда!
  3. Беру я  азбуку в последний раз,

            Несу её в просторный класс,

            И азбуке я говорю:

Хором

          «Благодарю! Ты – книга первая моя,

Теперь читать умею,

На свете много книжек есть,

Все книги я смогу прочесть».

Дети поют частушки 

1.Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно.

Развеселые частушки

Споем вам обязательно!

Припев:

Елочки-сосёночки 
Колючие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!

2.Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

Припев:

3.Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Припев:

4.Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

Припев:

5.Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем – 
Эти буквы мы поем!

Припев:

6.Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.

Припев:

7.Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
И люблю я нашу книжку
Одним махом “проглочу”!

Припев:

8.С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер круг – 
Уважаю с детства труд!

Припев:

9.Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.

Припев:

10.Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

«Прощай»

«До новых встреч!»

Принимать
и сохранять учебную
задачу

V. Итог урока. Рефлексия

Слово библиотекарю.

ТЕЛЕГРАММА из Книжной страны. РЕБЯТАМ!

Не крутите старый глобус, 
Не найдёте вы на нём, 
Той страны - “Библиотеки” - 
Той, в которой мы живём.

Здесь у нас свои порядки: 
Есть шкафы, есть стеллажи, 
Есть у нас свои квартиры, 
Полки, адреса свои.

Приходите к нам учиться, 
Приходите к нам играть. 
Кто тут ленится? Скучает? 
Приглашаем почитать! 
Ваши друзья - книги!

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в первом классе на тему:" До свидания ,осень.."

Уроки музыки имеют для детей огромное значение. Они довечиво и влюбленно смотрят на учителя музыки, ведь это их любимый предмет, еще бы! И поем и играем, и танцуем, а ,самое главное. подружились с зам...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Открытый урок в первом классе "Азбука"

Конспект урока в 1 классе по УМК "Гармония".Тема: "Звук [ц] и его обозначение буквой Ц"...

фрагмент открытого урока в первом классе

фрагмент открытого урока в первом классе...

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!

Урок для 1 класса по окружающему миру.Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться ...

Открытый урок в 3 классе на тему "Типы чтения гласных Ii и Yy в ударных слогах"

Мастер-класс обучения навыкам чтения в младших классах на начальном этапе. Тема урока - "Типы чтения гласных Ii и Yy в ударных слогах" . 1. Видео открытого урока . ----  http:...