Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "Мышонок Пик"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шманина Екатерина Владимировна

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "Мышонок Пик" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_myshonok_pik.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon chtenie_myshonok_pik_2.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 19.03.2018                                                                                                        ФИО учителя: Мигунова Н.В.

Школа: 1                                                                                                                ФИО методиста: Галлиулина Н.К.

Класс: 3                                                                                                                ФИО студента: Шманина Е.В.

Кабинет: 8

Конспект урока : Литературное чтение

Тема: «Мышонок Пик»


Цели урока:  

- ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Бианки;

- учить видеть и понимать окружающую природу;

- развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

- прививать любовь к природе и интерес к чтению;

Планируемые результаты:

  • личностные: проявляют интерес к чтению произведений великих русских писателей, учатся мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание; выбирают виды деятельности на уроке; рассказывают о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие  его поступки, описывающие характер; придумывают свои рассказы о животных;
  • предметные: знакомятся с творчеством В.Бианки; умеют прогнозировать содержание  произведения; видят  и понимают поступки героев; определяют жанр произведения;

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование урока:  Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвящение», 2013. – 223 с., презентация

        

Этапы, методы и приемы

Хро-номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Практич: хоровое чтение

Практич.: чтение в парах

2-3 мин

- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Желаю всем хорошего настроения на весь день.

- Давайте настроимся на урок и проведём небольшую речевую разминку. Посмотрите на слайд№1

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше,

Несли по два гроша. Что это? (скороговорка).

 Прочитаем её медленно хором, прочитаем побыстрее, прочитаем быстро с разной интонацией: весело, грустно, с восхищением, с удивлением, тихо).

  Ребята, а кто знает, что такое грош? (грош – старинна монета стоимостью в 2 копейки).

- А теперь прочитаем в парах, дружно. Молодцы. Немного размялись.

Приветствовать;

Читать скороговорку хором;

Объяснять значение слова;

Читать в парах;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

2.

Постановка учебных задач

Словесн.: объяснение смысла

Практич: разгадывание ребуса

6-7 мин

- Ребята, посмотрите на слайд№2. Прочитайте пословицы и объясните их значение.

1.Не велика мышка, да зубок остер.

2. Сытая мышь и муки не ест.  

- Ребята, а что вы знаете о мышах?

- А сейчас давайте расшифруем имя писателя (слайд№3), с творчеством которого мы сегодня познакомимся.

ВИбиТАанЛИкиЙ (Виталий Бианки).

- Хорошо, откройте учебники и посмотрите, с каким произведением мы сегодня познакомимся. Какова тема нашего урока?  (Мышонок Пик). Кто автор этого произведения?

- Рассмотрите иллюстрацию к произведению, как вы думаете, о чём оно?

- Какие цели мы можем поставить на урок? (познакомиться с творчеством В. Бианки; прочитать произведение и проанализировать его;) Хорошо.

Объяснять смысл пословиц;

Разгадывать ребус;

Определять тему;

Высказывать свои предположения;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

П: определение темы и целей урока.

3.

Решение частных задач

Словесн: слово о писателе

3-4 мин

- Ребята, а кто-нибудь слышал о таком писателе как Виталий Бианки? Читали его произведения;

- Послушайте немного о его жизни и творчестве.

Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) родился в семье ученого-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций Зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Герои Бианки живут своей обычной «природной» жизнью, но при этом говорят человечьим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы.

Отвечать на вопросы;

Слушать;

П: расширение общего кругозора учащихся;

Физминутка

1-2 мин

- Ребята, ну а чтобы нам плодотворно поработать, давайте немного передохнём.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щеки руками)
лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

- Молодцы. Продолжаем работать.

Выполнять упражнения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: чтение по цепочке

7-8 мин

Словарная работа

Ребята, сейчас посмотрите на слайд, давайте прочитаем эти слова с ударение и объясним их значение:

Рубнул – ударил ножом, срубил.

Порскнуть – броситься врассыпную.

Извести – уничтожить, убить.

Наладить парус – сделать, поставить парус.

Долблёное судёнышко – выдолбленное из целого куска дерева.

- Ребята, прочитайте название первой главы. («Как мышонок Пик попал в мореплаватели») Кто герой произведения? (мышонок) Как вы думаете, как автор относится к нему? (наверное, автор любит его, потому что называет его ласково.

- Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели?  

- Итак, давайте прочитаем первую главу по цепочке, следите и слушайте внимательно.

- Ребята, как мышонок попал в мореплаватели? (на корабле)

- Почему мышонок получил такое прозвище? (т.к. пищал).

- Из чего ребята делали кораблики? (из толстых кусков сосновой коры и тряпочек). Хорошо.

Отвечать на вопросы;

Высказывать свои предположения;

Читать;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

Словесн.: ответы на вопросы.

Практич.: чтение по цепочке;

Словесн.: Ответы на вопросы

10-15 мин

- Посмотрите название 2 главы? («Кораблекрушение»).

- Не стало ли страшно вам за мышонка? Как вы думаете, что может с ним случиться?  А сейчас мы узнаем это, прочитав вторую главу. Я начну, а вы продолжите, следите и будьте внимательны.

- Итак, ребята, что приключилось с маленьким мышонком?

- Сколько было мышонку от роду? (2 недели).

- Кто первым заметил Пика? (чайки). Что они делали?

- Кто ещё охотился за беззащитным мышонком? (щука).

- Кто же спас от смерти Пика? (птица рыболов-скопа). Как она это сделала? (он сложил крылья, ринулся вниз, упал в реку и краешком крыло задел судёнышко, оно перевернулось).

- Что же дальше произошло с мышонком Пиком? (он добрался до берега, выскочил на песок и ринулся в кусты). Что вы испытывали во время чтения этой главы? Хорошо.

Отвечать на вопросы по содержанию;

Читать по цепочке;

Анализировать содержание;

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 

Практич.: чтение

Словесн.: ответы на вопросы;

5-15 мин

- Сейчас мы с вами прочитаем ещё одну главу. Как она называется? (страшная ночь). Как вы думаете, о чём пойдет речь?

- Я начну читать, а вы продолжите.  

- Как высушил себя мышонок Пик? (вылизал язычком) Чем он питался, чтобы не умереть от голода? (стеблями растений)

- С кем встретился мышонок? (с лягушонком).

- Что случилось с лягушонком? (его съела змея).

- Где провел оставшуюся ночь мышонок Пик? (на ветке куста, высоко над землёй).

Высказывать предположения;

Отвечать на вопросы;

К: участвовать в учебном диалоге;

4.

Рефлексия. Подведение итогов.

Домашнее задание

2-5 мин

- Ребята, читать продолжим на следующем уроке. С каким произведением мы познакомились? Кто его автор? Понравилось ли тебе это произведение? Что бы вам хотелось сделать после этого урока?

Дома прочитайте ещё раз первые 3 главы, подготовьте краткий пересказ.

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль



Предварительный просмотр:

Дата: 20.03.2018

Класс: 3

Школа: 1

Кабинет: 8

Учитель: Мигунова Н.В.

Методист: Галлиулина Н.К.

Студентка: Шманина Е.В.

Конспект урока по литературному чтению

Тема урока: В.В.Бианки «Мышонок Пик»  

 Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями В. В. Бианки; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- продолжат знакомство с произведением В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;

- учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно;

- учатся характеризовать героя.

Личностные:

- Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения: мимикой и жестикуляцией;

- проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;

Тип урока: закрепление знаний

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация.

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин.

-Здравствуйте, ребята, Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Актуализация знаний

Практический:

Артикуляционное упражнение

9 мин.

-Отгадайте загадку.

  Маленький шарик под лавкою шарит.

  -Прочитайте медленно, быстро, грустно, весело.

  -Почему эту загадку использовали на уроке?

Читать, правильно артикулируя.

Отвечать на вопросы

Р: принимать и сохранять уч. задачу

П: осуществлять подвед. под понятие

Решение частных задач

Словесный:

ответы на вопросы,

Словесный:

ответы на вопросы,

рассказ учителя.

Наглядный: иллюстрации

Словесный: ответы на вопросы

Практический: чтение по ролям

Словесный: ответы на вопросы

Наглядный: рассматривание иллюстраций описание героя

12 мин.

- С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? А что мы о нем узнали? Что это был за человек?

- Назовите произведение, которое мы читаем сейчас.

- Почему мы решили, что это сказка?

Кто его автор?   (слайд 1)

Что мы знаем о жизни и творчестве В.В.Бианки? (Родился в семье учёного-орнитолога)

Чем занимается орнитолог? (слайд 2)

 ( Бианки побывал в разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Так природа стала главным героем его произведений)

  3.Рассказ учителя.

  Человек-творение природы. Любовь к природе - естественное чувство человека. Но  бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком и был В.Бианки (показ слайда3). Он написал такие замечательные произведения как…

Сегодня на уроке мы будем перечитывать сказку и узнаем, какими художественными приёмами пользовался автор, чтобы мы поняли, что пришлось пережить мышонку во время его путешествия, дадим характеристику нашим героям. 

 

   - Дома вы готовили чтение I части в лицах.

- Назовите героев, с которыми мы знакомимся в I части

- Как называется разговор 2-х человек?

- Кто участвует в диалоге?

-Каким мы видим брата в этой части (на доске появляется сердитое лицо брата)

- С какой интонацией мы прочитаем его реплики?

- Какой мы видим сестру?

(на доске появляется веселое лицо сестры)

- С какой интонацией мы прочитаем её реплики?

Вопрос после чтения:

- Понравился ли вам поступок детей? Почему? Что совершили дети? Добро или зло?

Отвечать на вопросы.

Слушать

Читать по ролям 1 часть

Отвечать на вопросы

Р:Работа по предложенному плану

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

П: строят речевое высказывания

Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Физминутка

Пр.: физические упражнения

1-2 мин

- Повторяйте за мной движения

- Садитесь

Выполнять упражнения

Л: ориентировка на ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Характеристика героев

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический: выборочное чтение

Словесный: ответы на вопросы

12 мин.

-Ребята, на столах лежат карточки – помогай-ки. Вам необходимо ответить на все вопросы. Работать будем по группам

 1 группа характеризует мальчика,  2 группа -Мышонка Пика, 3- девочку. А давайте вспомним правила работы в группе:

1.Уважай своего товарища;

2.Умей выслушать каждого, не согласен -предлагай!

3.Работай тихо.

4.Не перебивай товарища.

-Итак, какая группа была первой? Слушаем. Кто будет отвечать?

Анализ ответа каждой группы

  -Найдите эпизод, который заставил вас поволноваться.

  -В этой главе встречается слово «опрометью». Что оно означает?      

- Зачем Бианки написал свою сказку? Над чем он заставил нас задуматься

(Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться.

Ребята, давайте вспомним каким был Пик вначале путешествия? (Трусливый, неуверенный, слабый)

- Изменился ли Пик?

– Каким стал Пик? (Осторожный, неутомимый,  настойчивый, умный, сообразительный, ловкий)

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и узнаем, чем закончилась сказка.

Вы рады за мышонка? Я — очень!

- Вспомним начало сказки.

- Что мы с вами сказали о поступке детей?

- А сейчас, что вы думаете о детях?

Изменилось ли их отношение к живым существам, к природе?

- Какой поступок они совершили в конце сказки?

- Получается, что в этой сказке, как всегда, встретились добро и зло

- Я предлагаю вам высказаться, продолжить мое предложение «Для меня Виталий Валентинович Бианки……..» . Кем он для вас стал после знакомства с ним?

И мне так хочется закончить наш урок словами:

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, Лететь в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу, кувшинку на реке, и клюкву на болоте. О, как природа-мать терпима и добра! Но чтоб ее лихая участь не постигла, давайте сохраним на стрежнях осетра, касатку – в небесах, в таежных дебрях тигра. Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте-ка мы все навек объединимся, давайте наши души вместе сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

определять свою позицию по отношению к героям произведения.

определять свою позицию по отношению к героям произведения.

Отвечать на вопросы

П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

П:строят речевое высказывание

П: расширение общего кругозора учащихся;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

К: слушать и слышать других,  быть готовым корректировать свою точку зрения

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в тетрадях смайлики.

- Поднимите руку те, кто нарисовал улыбку. Молодцы!

- Спасибо за урок.

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Мышонок Пик» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока  по литературному чтению....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик"

Класс: 3 «б»Тема урока: Мышонок Пик.Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Бианки.Планируемые результаты: Предметные: познакомятся с творчеством В. Бианки.  ...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик" (2 урок)

Класс: 3 «б»Тема урока: Мышонок Пик.Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Бианки.Планируемые результаты: Предметные: познакомятся с творчеством В. Бианки. Личностные: вып...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик" Школа России

Технологическая карта урокаЦель: познакомить с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Мышонок Пик»,  развивать навыки беглого,  выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте,...