Урок литературного чтения, 3 класс, «Арбузный переулок» В. Ю. Драгунский
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Петряшова Екатерина Константиновна

Конспект открытого урока  литературного чтения, 3 класс, «Арбузный переулок» В. Ю. Драгунский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_arbuzny_pereulok_1.docx50.89 КБ

Предварительный просмотр:

Сидорова Екатерина Константиновна,

учитель начальных классов

МАОУ «Ягринская гимназия»,

г. Северодвинск

3 КЛАСС. ОТКРЫТЫЙ  УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ТЕМА открытого урока: ТРУДНАЯ ТЕМА – ВОЙНА

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Создать условия для осмысленного чтения.

 2. Способствовать пониманию учащимися основной идеи произведения и умению сформулировать свою мысль.

3.Развивать умения:

а) определять учебные задачи занятия, используя стратегию «Вопросительные слова».

в) систематизировать полученные знания через составление кластера на тему «Война!»

4. Формировать навыки сотрудничества  через организацию работы в группах.

5. Продолжить работу над расширением словарного запаса, воспитанием личностных черт характера.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • карточки с заданиями.

Ход урока:

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Дорогие ребята, поприветствуем  наших гостей.

1.Начнем урок с  чтения разминки:

2 раза чтение:  прочитайте про себя, весело 1 четверостишие, грустно, интонация с понижением голоса.

Пенки, комочки,

Лапша и каприз.

Заелся ты, братец

Мальчик Денис

Холод и ветер, голод, война.

Разбитый арбуз, еда и беда. 

-По ключевым  словам определите о чем будем говорить и читать на уроке ?  (О  войне).

2. Тема урока: Трудная тема – война…

-Предположите, произведение какого автора будем читать сегодня на уроке?

-Что вы знаете о В.Ю. Драгунском?

- Вы сказали, что Драгунский – автор юмористических рассказов. Могут   ли быть в таких веселых рассказах   слова: война, голод, беда? (Нет).

Значит, каким будет рассказ по своему содержанию и настроению? – серьезным, возможно грустным.

Почему? Рассказ о войне.

Вспомним, что мы уже знаем о войне.

Выберите из предложенных слов нужные  слова к теме “Война” (карточки).

(ВОЙНА - это…кровь, смерть, холод, страх, голод, беда, слёзы, еда, арбузы…)

ВОЙНА

А почему слово АРБУЗ не включили в схему?

 Тем не менее, рассказ  В. Драгунского, из которого мы узнаем о войне, называется  «Арбузный переулок».

- Есть в названии рассказа слова, которые говорят о войне?  Нет, таких слов нет.

Откройте учебник на стр.187.

Рассмотрите иллюстрацию, используя вопросительные слова

-- задайте вопросы к названию рассказа.

Вопросительные слова

Почему…

Что…

Какое…

Чему…

Как?

Кто?

Почему? (Почему переулок назвали Арбузным?)

Что? (Что произошло в этом переулке?)

Какие?  (военные события описывает автор)?

К вашим вопросам добавлю свой вопрос – Почему В. Драгунский рассказ о войне назвал «Арбузный переулок»?

Где мы сможем найти ответы на наши вопросы? В тексте.

-Чему будем учиться на уроке? – (будем учиться внимательно читать рассказ и раскрывать идею произведения).

3. В рассказе встретятся трудные и непонятные слова.

Прочитаем и поясним их   значение.

Упражнение “ЭХО”: я читаю, вы повторяете.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА (диспут, высокоблагородие, марципаны, заблудшие, конвейер, мостовая, лукавые).

II. Осмысление. Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Арбузный переулок»

Понять содержание рассказа нам поможет сюжетная таблица, которую будем заполнять по ходу чтения.

Часть 1.

1. Первичное чтение. Чтение по ролям

Прочитаем 1 часть по ролям.

Автор – Ксюша Сафонова, Дениска- Артем Катков, Мама-Арина Смирнова, папа-Тимофей Быданов.

- О чем узнали?

Кто главный герой? (в таблицу) Денис и папа.

 Как ведет он себя? (в таблице) (Отказывается, капризничает), а папа (сердится)

 Как озаглавим часть? (в таблицу) Денискины капризы

-Есть ли в этой части рассказа что-нибудь о войне? Нет. В 1 часто завязка сюжета.

2. Часть 2.  Чтение с остановками

Читаем по цепочке 2 часть с остановками.

1)-Почему папа cтал  долго смотреть на Дениску?

2)-Что значит смотрел по-чужому?

3)-Как вы думаете, о каком времени вспоминает папа?

4)-Почему взрослые слушают радио ежечасно?

5)-Почему не было лишнего хлеба?

6)-Что за история?

7)-Как мог отреагировать мальчик на этот грузовик? (Обрадовался, удивился)

8)-Что значит заблудшие?

9)-Почему автор так описывает арбуз?

10)-Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Вернемся к содержанию этой части и дополним таблицу.

-В каком городе происходят события, описанные в рассказе? (Москва).

-Какое самое яркое воспоминание той осени осталось в памяти папы? 

Образ военного времени автор передаёт нам через детское восприятие. Это война глазами ребёнка.

-Почему папа  не вспоминает бомбёжки, полёты вражеской авиации, страх смерти? (Голод – самое сильное чувство, оно затмило все другие чувства и эмоции).

-Почему папа Дениса, который в ту пору был маленьким мальчиком, через столько лет пронёс память об этом арбузе через всю жизнь? (Светлое пятно - воспоминание на фоне трудного, голодного военного детства, редкий в ту пору момент счастья. Люди, к счастью, устроены так, что больше помнят хорошее).

Кластер: ВОЙНА - это…кровь, смерть, холод, страх, голод, беда, слёзы…

-Что из вышеперечисленного папа Дениса испытал на себе в полной мере?

-Что мы с вами запишем в нашу таблицу?  (Денис внимательно слушает, папа вспоминает об ужасной осени). -Как озаглавили 2 часть? (Папины воспоминания, неожиданный подарок).

ФИЗМИНУТКА

А теперь давайте отдохнем, встали, повернулись налево и как будто передаем товарищу арбуз. Вдруг арбуз упал и мы наклонились вниз, выпрямились, повернулись вправо и передаем арбуз другу с чувством благодарности. Вдох, выдох-2 раза. Тихо сели.

Чтение 3-ей части про себя

Вернемся к чтению рассказа.

Предположите, придет ли  этот мальчик снова в арбузный переулок?

-Проверим предположение самостоятельным чтением 3 части.

-Подтвердились ли наши предположения? Зачитайте.

-Почему ребята приходили в этот переулок?

Заполняем таблицу.

Как можно назвать эту часть? (Ожидание арбузного грузовика)

(Дениска внимательно слушает, папа все время был голодным, ни о чем не мог думать, кроме еды).

К сожалению, ожидания мальчиков были напрасны.

Закончим  читать наше произведение  по цепочке.

Чтение 4-й части вслух по цепочке.

– Что видел папа такого, что ни Денис, ни его мама не видели? (Война оставила в душе папы след. Рассказывая о своих переживаниях, он как бы снова пережил то время.)

– Что сделал Дениска после рассказа папы? Почему?

Как озаглавите эту часть(Пустая тарелка).

Запись в таблице Дениска съел всю кашу, а папа замолчал. 

Вопросы после чтения.

Итак, Мы прочитали рассказ В. Драгунского “Арбузный переулок».

Подведем итог.  

Что можно сказать о поведении Дениса?

Как повел себя Дениска после рассказа Папы?

-Почему папа, будучи уже взрослым, через всю жизнь пронес память об этом арбузе?

Вывод: - Из-за войны быстро повзрослел папа. Хотя войны уже нет, но он до сих пор помнит голод, холод.

-Почему рассказ о войне называется «Арбузный переулок»?

-Что хотел Драгунский сказать читателю в этом рассказе?

Война оставляет свой след в душе каждого – и пережившего войну, и родившегося после.

Голод – самое сильное чувство, которое затмило все другие чувства. Заблудшие арбузы стали самым ярким воспоминанием той ужасной осени.

3. РЕФЛЕКСИЯ

Проверить, хорошо ли мы поняли идею произведения помогут задания, которые надо выполнить в группах.

1гр. Пословицы

- Перед вами 4 пословицы. Выберите ту, которая подходит по смыслу к данному произведению

Не узнав горя, не узнаешь и радости.

Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Труд кормит, лень портит.

2 гр. Составьте синквейн на тему “Война”.

  1. Война
  2. —   ——— (какая?)
  3. —— —— — ( что делает?)
  4. Высказывание (можно из текста)
  5. Cиноним

3 гр. Учебник с. 192, вопрос № 2

4 гр. Ответьте на вопрос: почему автор решил написать рассказ о военном времени? (Чтобы помнили)

 

-Каждый год в мае наша страна празднует День победы. И сегодня, также как и много лет назад, в далёком уже 45-ом этот праздник остаётся радостным и трагическим: память о страшной цене, которую мы за неё заплатили.

Помните!

Через века, через года-

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда –

Помните!

Война оставляет свой след в душе каждого – и пережившего войну, и родившегося после.

4.САМООЦЕНКА “Лесенка успеха”

-У вас на партах лежат листочки. Нарисуйте человечка на определенной ступеньке.       5     Человечек – это ВЫ.

                  4

             3

         2

    1

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Пересказ по частям (1,2,3 ряд).

Название части

 Дениска (? лет)

Папа (? Лет)

1.

Денискины капризы

капризничает

Смотрит как чужой

2.

Папины воспоминания

Хмурая военная осень???

Внимательно слушает

Говорит медленно, задумчиво.

Вспоминает ужасную военную осень:  нет лишнего хлеба, голод.

Заблудшие арбузы.

3.

Ожидание арбузного грузовика

внимательно слушает

папа ни о чем не мог думать, кроме еды.

4.

Пустая тарелка

съел всю кашу

Рассказывая о своих переживаниях, он как бы снова пережил то время

Замолчал.

Запомнил на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»

Мультимедийная презентация к уроку литературного чтения в третьем классе (УМК Гармония) Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»...

Конспект урока литературы в 4 классе "Арбузный переулок. В.Ю. Драгунский"

Конспект урока литературы в 4 классе. Тема "В.Ю. Драгунский. Арбузный переулок"...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Конспект урока литературного чтения "Мечты о взрослой жизни" (В. Драгунский «…Бы», Е. Габова «Вареная сосулька»). Образовательная система "Школа 2100" (Бунеевы)

В уроки литературного чтения можно включать произведения писателей вашего региона. В данном конспекте представлено переплетение двух произведений, схожих по тематике....

Урок литературного чтения "Тайное становится явным". В.Ю.Драгунский.

Учащиеся младших классов очень любят читать произведения В.Ю. Драгунского.  В ходе урока дети знакомятся с идейно-смысловым и художественным содержанием рассказа. Учатся анализировать, давать оце...