Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему "Весёлые стихи для детей. Творчество К.И.Чуковского".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Овсянникова Людмила Николаевна

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе в форме технологической карты.. Тема урока "Весёлые стихи для детей. творчество К.И. Чуковского". УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока

по литературному чтению  в 1 классе

по теме: ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ. ТВОРЧЕСТВО К.И.ЧУКОВСКОГО»

Учитель: Овсянникова Л.Н.

 

ТЕМА УРОКА:  «ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ. ТВОРЧЕСТВО К.И.ЧУКОВСКОГО»

Цели деятельности педагога: создать условия для  знакомства с творчеством К. И. Чуковского; формировать умение определять жанр и тему произведения, учить краткому и подробному пересказу; учить детей проникать в глубину произведения, определять идею произведения, чувствовать юмор стихотворения; учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении; работать над выразительностью речи детей, интонацией; обучать умению выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; сравнивать стихи по интонации и темпу чтения; развивать внимание, память, воображение, фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений автора.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре. 

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Предметные УУД: читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения); озаглавливать прослушанный текст.

Учебные материалы и оборудование: Учебник “Азбука, 1 класс, под редакцией Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А.., методические рекомендации к данному учебнику, портрет К. И. Чуковского, карточки для индивидуальной и групповой работы, загадки, мультимедийная презентация, компьютер.

                                                                                                   Ход урока

Этапы урока

                    Деятельность

                    учителя

                          Деятельность

                      ученика

                     УУД

1

Мотивирование к учебной деятельности.

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно

И скорей начнём урок.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты, повторяйте за мной (Читаю по одной строке, дети повторяют).

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

 Внимание моё растёт.

- Я, как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю.

Поиграем в эхо.

Горит в комнате свеча …
Мы подуем на свечу…
Наступает быстро ночь…
Ночью громко не кричи…

- Давайте разговаривать

И будем выговаривать.

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Психоречевая гимнастика.(т. к. в классе есть дети с нарушением речи). Читаем с доски.

Дети садятся за парты.

Ча-ча-ча

Чу-чу-чу

Оч- оч- оч

Чи-чи-чи

Ут-ат,   ут-ат-от

Кто-кту,   кто-кту-кты

Са-са-са-ша-ша-ша

Сайка-шайка

Сутки-шутки

Скала-шкала

Личностные УУД:

самоопределение

Регулятивные УУД:

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Коммуникативные УУД:

кооперация с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. Расшифруете следующие ребусы. Вы сразу поймете, о творчестве какого детского поэта и писателя мы будем сегодня говорить.

http://kladraz.ru/images/1%28242%29.jpg

http://kladraz.ru/images/2%28150%29.jpg

http://kladraz.ru/images/3%28148%29.jpg

Кто автор этих произведений?

Значит, какая наша цель?


Учащиеся разгадывают ребусы.

Мойдодыр.

Бармалей.

 Айболит.

Не знаем.

Узнать, кто написал эти сказки.

Личностные УУД:

Самоопределение

адекватная мотивация учебной деятельности

Познавательные  УУД:

Общеучебные универсальные учебные и познавательные мотивы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

использование знаково-символических средств;

Логические

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

выбор оснований и критериев для сравнения.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других;

кооперация с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что неизвестно; контроль; оценка

3.

Постановка учебной задачи.

1.Стихотворение прочитает хорошо читающий ученик.

В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролёт.
Были те сказки наперечёт;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали –
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали –
Откуда они эти сказки узнали?
Бабушки вот что нам рассказали –
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней –
Сказочник, критик, поэт, чародей.


По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею –
Слушаться надо того, кто умнее.

Кто же такой дедушка Корней?

Мы сегодня познакомимся с творчеством Корнея Ивановича  Чуковского и его произведениями. Это великий сказочник, переводчик, писатель, критик. Посмотрите, какое количество книг он написал. К. И. Чуковский родился 1 апреля 1882 г. Его нет в живых, но его книги живут, и долго будут жить.

Я буду медленно читать, а вы внимательно слушайте и запоминайте. 

«Высокий рост, длинные руки с большими кистями, приятное доброе лицо, большой любопытный нос, короткие усы, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, улыбающиеся светлые глаза».

Посмотрите на него (портрет). Если вы внимательно слушали, то вам не составит труда закончить следующие фразы:

- Рост...

- Руки ...

- Лицо ...

- Нос ...

- Усы...

- Прядь волос ...

- Глаза ...

Он был очень трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Детским поэтом и сказочником он стал неслучайно. Заболел его сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик плакал, капризничал, и отец стал рассказывать сказку:

«Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил».

Так он успокоился.

Появилась его старая – престарая сказка «Крокодил».

Однажды он услышал громкий плач младшей дочери. Слёзы текли в три ручья. Она не хотела мыться). Чуковский взял её на руки и неожиданно стал рассказывать.

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Вы догадались, из какого это произведения?

Как – то раз Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины различные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти далеко. Брюки от грязи были тяжёлыми. Прохожие с удивлением глядели на него. Но сказочник был весел. Он слагал стихи. Это было «Федорино горе».

Дети предполагают, кто точно знает, отвечает.

Высокий

длинные, с большими кистями

приятное, доброе

большой, любопытный

короткие

непослушная, свисающая на лоб

улыбающиеся, светлые

Мойдодыр.

Личностные УУД:

Самоопределение

адекватная мотивация учебной деятельности.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Познавательные  УУД:

Общеучебные универсальные учебные и познавательные мотивы;

поиск и выделение информации

Логические

Подведение под понятие.

Коммуникативные УУД:

Планирование,кооперация с учителем и сверстниками;

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: целеполагание;

оценка

4.

Введение нового знания.

1. Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 116.

Послушайте загадку.

Прочитайте самостоятельно строки в «Азбуке».

Проверим, как вы прочитали.

 Назовите отгадку.

– Что вы узнали про Федю Баратова?

Кого он увидел в зеркале?

– Чему учит автор детей?

2.

-Послушайте и отгадайте загадки К.И.Чуковского. Помогут слова – отгадки на доске:

Вот иголки и булавки                Хожу-брожу не по лесам,

Выползают из-под лавки,                А по усам и волосам.

На меня они глядят,        И зубы у меня длинней,

Молока они хотят.        Чем у волков и медведей.

                                   (Расческа, гребешок.)

В ясный день сидим мы дома.                                Из горячего колодца

Дождь идет – у нас работа:                                Через нос водица льется.

Топать-шлепать по болотам.                                (Чайник.)

                                               

В деревянном домике        До болота идти далеко,

Проживают гномики,        До болота идти нелегко,

Уж такие добряки –        И на камень лягушки

Раздают всем огоньки.        Кладут узелок,

                                        «Хорошо бы на камне

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам и волосам.        Прилечь на часок!».

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

             (Черепаха.)

Дети слушают.

Дети читают.

Дети по «цепочке» читают

Зеркало.

Федя – неряха.

Самого себя.

Уметь обслуживать себя, следить за гигиеной лица, тела, одежды.

Дети отгадывают загадки.

Ёж.

Галоши.

Спички.

Расческа, гребешок.

Чайник.

Личностные УУД:

Самоопределение

адекватная мотивация учебной деятельности. Развитие доброжелательности, внимательности к людям.

Обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Общеучебные универсальные 

предметные:

читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

учебные и познавательные мотивы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

использование знаково-символических средств;

поиск и выделение информации;

смысловое чтение;

Логические

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

установление причинно-следственных связей, доказательство;

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; кооперация с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:

целеполагание; оценка

5.

Физкультминутка

В поле волк-волчище едет

На своем велосипеде.

Обогнал сегодня он

воробья и двух ворон,

Только ветер-ветерок

Перегнать никак не мог.

 Сапгир

Выполняют упражнения

Регулятивные УУД:

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии 

6.

Первичное закрепление.

Прочитайте отрывки из произведений К.И.Чуковского.

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!» («Айболит»)

 

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами. («Путаница»)

 

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед. («Тараканище»)

 

А потом позвонили цапли:

— Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!  («Телефон»)

 

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане —

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде!  («Мойдодыр»)

 

Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся Крокодил

И злодея Бармалея,

Словно муху,

Проглотил.  («Бармалей»)

 

Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил...

А за ним-то народ

И поет и орет:

«Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?»   («Крокодил»)»)

 

А в Большой Реке

Крокодил

Лежит,

И в зубах его

Не огонь горит —

Солнце красное,

Солнце краденое.  («Краденое солнце»)

 

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи,

Через лужи перескакивают.  («Федорино горе»)

Самостоятельное чтение отрывков на карточках.

Личностные УУД:

Самоопределение

адекватная мотивация учебной деятельности

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; учебные и познавательные  мотивы; смысловое чтение;

Логические

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

установление причинно-следственных связей,

доказательство;

Коммуникативные УУД:

кооперация с учителем и сверстниками; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки .Контрольный итог деятельности, оценка

7.

Закрепление изученного материала.

Корней Иванович Чуковский (1882— 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. И взрослые, и дети знают, какое удовольствие доставляет чтение его произведений, которые и заучивать-то не приходится — они запоминаются сами собой благодаря секретам, которыми в совершенстве владел «старый сказочник» — так сам себя называл К. И. Чуковский. Его произведения можно распевать. Они веселые, забавные, конец его историй, конечно же, счастливый. Все, что происходит в книгах К. И. Чуковского, заставляет нас бесконечно удивляться, возмущаться или сопереживать, словом, не оставаться равнодушными.

Хорошие книги писал дед Корней.
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши и дети,
Сказки читать весёлые эти.

Однажды по радио К. И. Чуковский обратился ко всем родителям с просьбой присылать ему интересные высказывания своих малышей. Так родилась книга для взрослых «От двух до пяти». Из нее можно узнать, как дети двух-, трех-, четырех- и пятилетнего возраста постигают русскую речь, учатся говорить. Вы сами, ребята, не так давно вышли из этого возраста, и наверняка родители не раз напоминали вам, какие смешные нелепицы вы порой произносили, пока не научились грамотно говорить.

Я предлагаю вам поработать в парах, инсценировать диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».

Карточка 1

— Вчера была сырая погода.

—  А разве сегодня вареная?

Карточка 2

— Вот выпадет снег, ударят морозы...

— А я тогда не выйду на улицу.

— Почему?

— А чтоб меня морозы не ударили.

Карточка 3

— Мама, крапива кусается? -Да.

— А как она лает?

Карточка 4

— Да как же ты с кровати упал?

— А я ночью спал-спал и на себя не смотрел, а потом посмотрел на кровать и вижу: меня там нет.

Работа в парах.

Каждая пара учащихся получает карточку с диалогом. В течение 1—2 минут дети репетируют диалоги, используя жесты.

Личностные УУД:

Самоопределение

адекватная мотивация учебной деятельности

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные

учебные и познавательные мотивы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Логические

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов Коммуникативные УУД:

  участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре, кооперация с учителем и сверстниками; умение работать в парах, слушание и понимание речи других

Регулятивные: 

осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

8.

Рефлексия деятельности (итог урока)

– Что нового вы узнали на уроке?

Понравился ли вам урок?

Где испытывали трудности?

За что бы ты похвалил себя на уроке?

Оцените свою работу на уроке.

Ответы детей.

КоммуникативныеУУД:

кооперация с учителем и сверстниками;

Регулятивные УУД:         

 оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)

Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает  понять   содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям  К.И. Чуковского «Путаница»,  «Телефон».Цель:  Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...

Урок литературного чтения 1 класс Чуковский "Путаница"

Урок литературного чтения в 1 классе по сказке К,И,Чуковского "Путаница" На уроке спланирована  работа с текстом, используются здоровьесберегающие технологии, проводится рефлексия....

технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Школа России", тема: Стихи о детях. С. Михалков "Если"

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России" 3 класс. Тема: Стихи о детях. С.В. Михалков "Если"...

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина

Урок литературного чтения в 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина...

Конспект урока литературного чтения 4 класс по программе "Школа 2100" по теме: К.И. Чуковский из книги «Серебряный герб», глава 1 «Телефон»

Материал направлен на подготовку учащихся к выполнению ВПР, на развитие умения работать с тестом....