Интегрированный урок литературного чтения и музыки на тему "Произведения о животных В. В. Бианки « Еж - спаситель» ( 2 класс).
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Долгушева Анна Юрьевна

 

Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе. Цели: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки. 

Способствовать воспитанию любви к природе.
 Воспитание любви к природе, умение видеть её красоту, бережное отношение к природе и её обитателям.

Узнать о жизни и творчестве В.В Бианки, познакомиться с его произведением “Ёж-спаситель”. 
Работа над  рассказом “Ёж-спаситель, выводы детей по восприятию сюжета. 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v.bianki_._dolgusheva.docx41.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс: 2 класс

Тип урока: урок изучающего чтения.

Примечание: урок из раздела “О братьях наших меньших”. 



Цели:

1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки. 
2. Развитие умения читать выразительно, умение давать полные и точные ответы на вопросы учителя, развитие умения точно находить нужный отрывок из текста, выделять главное, развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы.
 3.Способствовать развитию коммуникативно – речевых умений учащихся.

4. Способствовать воспитанию любви к природе.
5. Воспитание любви к природе, умение видеть её красоту, бережное отношение к природе и её обитателям.
Развивающие.

1. Развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения.

2. Способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.

Воспитательные.

1. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

2. Содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к родной природе.

3. Формировать интерес к предмету.

Формировать УУД.

Личностные: развивать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать себя и других.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения, следовать им.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; осваивать навыки смыслового чтения; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществлять поиск и анализ информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат.

Предметные: знания: узнать о жизни и творчестве В.В Бианки, познакомиться с его произведением “Ёж-спаситель”;

умения: найти нужную информацию из источника; составить план текста;

навыки: составить устный рассказ.

Метапредметные:

регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия;

познавательные: использовать знаково-символические средства для моделирования обложки книги, составлять устные высказывания;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные:

осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

воспитывать эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Основные понятия: произведение, автор, жанр, тема.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Ресурсы и оборудование к уроку:

- компьютер;

- проектор;

- интерактивная доска (возможно, использовать во время презентации);

- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение” 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч.;

- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение” 2 класс. Рабочая тетрадь № 2;

- электронные физкультминутки;

- презентация к уроку;

- электронное пианино.

- карточки с заданиями для каждой группы.

Организация пространства Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, театрализация.

Оборудование: портрет писателя, карточки, картины, аудио запись,библиотечка книг В.В. Бианки, CD с записью “Голоса леса”,  карточки со словами: зафуфукал, зигзаги, засеменил, опомнилась.

Тема урока. Произведения о животных.


Все мы на свете друг другу нужны!

                                                             Ход урока

Организационный момент
Здравствуйте ребята.
Меня зовут Долгушева А, Ю. Я  сегодня  проведу с вами  интегрированный урок литературного чтения и музыки. Я очень люблю эти уроки! А вы?!
Ребята, посмотрите пожалуйста в окно, какая погода?
( Ответы детей:  погода за окном пасмурная , дождливая).
А какое настроение вызывает эта погода?
( грустное)
А как вы думаете, что нужно сделать в нашем классе, чтобы наше настроение улучшилось,
чтобы на душе стало светлее, теплее?
( повеселится). Чтобы стало веселее можно друг другу улыбнуться.
Я вам предлагаю поздороваться со мной в диалоге. Т. Е. я вам пою приветствие, а вы отвечаете. Попробуем?
Приветствие.
Садитесь.
Я надеюсь что наш урок подарит вам хорошее настроение, подарит много положительных эмоций, я в вас верю.
Ребята, я почувствовала ваш позитивный настрой, посыл. Почувствовала между нами невидимую связь…, возникло понимание. Как вы думаете почему?
( ответы детей)
Потому что музыка является универсальным средством общения. Приведите примеры.. ( ответы детей).
Литература- это искусство слова, ребята, я могу сказать, что слово живое? Как вы это понимаете?
Ребята, а музыка тоже живая?
Почему вы так думаете? ( Ответы детей).
Музыка не стоит на месте, она звучит, развивается. Музыка рассказывает нам какую- то историю.
В каждом литературном, ровно как и музыкальном произведении есть своя пульсация ( ритм), остановки ( паузы). Возьмите в руки карандаш и постукиванием прочувствуем ритм. Звучит музыка « осень», дети стучат. Спасибо, покладите карандаши.
Ребята, если я сравню паузы и остановки музыки с « дыханием», а ритм, пульсацию с биением сердца, то с помощью нашей фантазии мы сможем представить виды искусства ожившими…
Звучит запись пения птиц.

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил. (Н. Заболоцкий.)

Приложение 1. Слайд 1.

- Назовите писателей, чьи портреты вы видите на доске.

1. Бианки В.В.

2. Пришвин М.М.

3. Чарушин Е.И.

- Что их объединяет?

- Назовите фамилию писателя, произведение которого мы будем изучать на сегодняшнем уроке, если он не дружил с художником Ю. А. Васнецовым и не автор рассказа “Старый гриб”.

На доске появляется тема Виталий Валентинович Бианки.
“Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки”.

 “Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.

 (Из дневника В. Бианки):

“Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”.

 Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки – не сказки”. Герои Бианки живут своей обычной, “природной” жизнью, но при этом говорят “человечьим  языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.

Слайд 2.
- Поработайте с оглавлением учебника и найдите произведение В.В.Бианки в изучаемом разделе и сформулируйте полностью тему и цели нашего урока.

- Познакомиться…

- Учиться…

- Узнать…

А о чем пойдет речь на уроке скажете мне вы сами. А поможет нам в этом
музыка, послушайте ее подсказку. Звучит фрагмент Времен года П.И. Чайковского.
( варианты ответов детей)
Что может изображать такая музыка, какие образы рисует перед нами?
Правильно, картины природы осени.
А о ком пойдет речь нам покажет ( имя ученика), учитель показывает картинку ежа, а ребенок изображает его.
- Да,  о еже.
Ребята, а что вам известно о ежах?
Мы можем их сейчас повстречать?
Показ видео про ежей.
 Существует около семнадцати разновидностей ежей. Ежи живут в различных местах обитания, от лесов до пустынь. Тело ежа покрывает от 7000 до 10000 колючек. Колючки ежа постоянно обновляются, старые выпадают, а им на замену вырастают новые. Ёжики могут быть домашними животными. Они обычно хорошо ладят с собаками и кошками. Считается, что ежи, в отличие от всех остальных животных, у которых «чёрно – белое» зрение, могут различать цвета. Кроме того, у ежей очень хороший слух и обоняние. У ежей есть хвосты. Длина хвоста ежа обыкновенного около 3 см. У всех ежей 36 зубов.. Ёж удивительно устойчив к яду гадюки. К зиме ежи впадают в спячку, находя убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой, среди лесного хвороста. Во время спячки ежи очень сильно худеют, поэтому, проснувшись, они всё время едят. У ежа есть враги: филин и лисица. Ёж очень полезен в лесном и сельском хозяйстве, так как он истребляет опасных вредителей из числа насекомых и мышевидных грызунов.
Нынешний год отличается тёплой зимой и от этого многие животные, впадающие в спячку, проснулись. Хуже всего ежам, т.к. они долго засыпают. А если просыпаются, то уже не могут опять залечь в спячку. Поэтому люди, встретившие ежей, спасают их, держа дома до весны.

Дети, как вы понимаете выражение : правильно читать?
( выразительно, четко, без ошибок).
Именно для правильности чтения мы выполним разминку.
Сл. 6   Задание 1.
Читаем буквы правильно открывая ротик: Ы, А, О, У, Э, И.
Задание 2.
Добавляем эмоций и выразительности в произношение.
Ы- испуганно,
А- испугать,
О- удивились,
У- разочаровать,
Э- задумались,
И- улыбнулись.
Молодцы, у вас отлично получается!
Задание 3.
А сейчас посмотрите на меня и угадайте, какой звук я хочу произнести.
Задание 4.
А теперь попробуйте поиграть друг с другом в парах. Достаточно.
Сл. 7
Работа со скороговоркой:

Лежит ежик у елки, у ежа иголки,

А внизу, похожие на маленьких ежат,

Шишки прошлогодние на траве лежат.

4. Знакомство с произведением.
Первичное чтение детьми и учителем текста с использованием приёма изучающего чтения.

Приём прерывания чтения – рефрент “громко вскрикнула от боли”. Почему? (Она была босиком и могла обо что-то уколоться)

Презентация.

- Давайте попробуем по названию произведения догадаться, о чём оно?

- Найдите, какую страницу учебника нам нужно открыть? (Работают по оглавлению)

Откройте учебники на странице 14. Учитель начинает читать и читает до слов «…о какие – то острые колючки.»
 Учитель останавливает чтение и спрашивает:

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
читают 2 ученика до слов «… и высовывает розовый язык».

- А как вы думаете, чем закончится рассказ?
Беседа после первичного чтения.

- Поделитесь своими впечатлениями и чувствами

(“Мне было страшно…”, “Я обрадовалась, когда…”, “Я восхищаюсь ежом, который…”)
Чтение трудных слов.

Предложить детям разобрать слова на доске:

вскри-кну-ла

за-фу-фу-кал

за-се-ме-нил

вски-ну-лась

  • Зафуфукал (запыхтел, засопел)
  • Зигзаги (кривые линии)
  • Засеменил (пошёл быстро-быстро маленькими шажками)
  • Опомнилась (прийти в сознание, вернуть себе самообладание)

– Прочитаем необычные выражения из произведения:

“от страха у Маши руки-ноги отнялись”

“гадюка вскинулась всем телом”

5. Работа над содержанием произведения.

2 абзац.

- Насколько сильно укололась Маша? Докажите словами автора. (“Вскрикнула от боли”, “до крови укололась”)

3 и 4 абзац.

- Как повёл себя ёж сначала? (“Свернулся и зафуфукал”)
- Как вы поняли выражение «ёж засеменил»?
- Кто-нибудь сможет это показать? ( показ детей)
- Почему он так себя повёл? (Больно ему тоже)

Слайд 8,9.

- Виталий Бианки называл себя “переводчиком с бессловесного языка”, а вы сможете догадаться, что бы мог “сказать” ёжик Маше?

- Когда девочка заплакала, как тогда повёл себя ёжик? Почему? (Сопереживал, сочувствовал, как друг)

5-й абзац.

- Какую змею увидела Маша?

- Чем она опасна?

- Знала ли Маша, что гадюка ядовитая? А как вы узнали, ведь Бианки прямо об этом не говорит? (“От страха…”)

- Замени предложение “От страха у Маши руки-ноги отнялись” фразеологическим оборотом. “Душа в пятки ушла”, “Ни жива, ни мертва”, т.е. очень сильно испугаться.

6-й абзац.

- Прочитайте объяснение выделенного слова.

- С чем сравнивает Бианки удар змеи? (“С ударом плетью”) Возможно, кто-то захочет найти это слово в словаре.

7-й абзац.

Что значит “опомнилась”?

Изменилось ли отношение Маши к ёжику в конце рассказа?

Физкультминутка. 
Жил в лесу колючий ёжик,

Был клубочком и без ножек,

(обнять себя за плечи)

Не умел он хлопать – Хлоп-хлоп-хлоп,

(похлопать в ладоши).

Не умел он топать – Топ, топ, топ

(выполнить «топотушки»),

Не умел нон прыгать – Прыг, прыг, прыг

(прыжки на двух ногах).

Только носом двигать – Шмыг, шмыг, шмыг.

(подвигать носом )

А ребятки в лес пришли,

Ёжика в лесу нашли.

Научили хлопать – Хлоп-хлоп-хлоп.

(похлопать в ладоши).

Научили топать – Топ-топ-топ.

(выполнить «топотушки»),

Научили прыгать – Прыг-прыг-прыг.

(прыжки на двух ногах).

  • Целостное чтение текста.
  • Мы разобрали с вами текст, теперь будем читать его целыми словами и выразительно. Один читает, остальные следят.
  • - Читать будем с передачей словесной эстафеты (ребёнок, который начинает читать первым, самостоятельно останавливается и говорит следующему продолжить).

- Начинает читать Саша П. и тд.

Ребята, я сочинила маленькое стихотворение и предлагаю вам закончить каждую его фразу.
Храбрый серенький клубок
Справиться с гадюкой смог,
Помощь Маше оказал
И домой в лес убежал.

Дети, а хотите мы сочиним с вами музыкальную сказку ?
Какую музыку мы можем подобрать к началу произведения? ( спокойную)
А ко 2 части ( ногу ранила) ? Грустную, печальную…
В третьей части произошла борьба  ежа со змеей. Какая музыка должна звучать по настроению, характеру? ( опасная, резкая, отрывистая, грозная,..)
Менялся ли характер музыки на протяжении всего произведения?

- Мы с вами много говорили о том, что мы должны любить и охранять природу. А в сегодняшнем рассказе мы видим, что и животные тоже могут спасать, защищать людей.
Сл. 12
Все мы на свете друг другу нужны. В природе все друг с другом взаимосвязано. Если мы кому-то делаем добро, то и нам ответят добром. Давайте постараемся быть чуточку добрее ко всем кто нас окружает.

6. Самостоятельная работа в тетради (с.12, №2, 3).

Проверка и самооценка самостоятельной работы.

- Оцените свою работу: синий кружок – выполнил самостоятельно и правильно; желтый – выполнил с помощью товарищей, белый- было трудно, допустил ошибки.

I группа.

Задания.
Найдите в тексте описание ежа и змеи.

Какой ёж?

Какая гадюка?

 

 

 

 

 

 


II группа.

Задания.
1. Перечитайте поединок ёжика с гадюкой и подчеркните все глаголы.

2. Заполните таблицу.

Что делал ёж?

Что делала гадюка?

 

 

 

 

 

 


III группа. Задание.
1. Какие открытия для себя 
из жизни природы вы сделали, читая рассказ В.Бианки?

1) Читая рассказ “Ёж-спаситель”, мы ещё раз убедились, что босиком в лес ходить _________________, потому что _____________

2) Мы узнали, что земляника растёт на ___________

3) Прочитав рассказ Бианки, мы узнали, как выглядит ядовитая гадюка. (Пользуясь учебником, найдите её описание и подготовьте рассказ о том, как выглядит эта змея.)

4) А ещё мы узнали, что ёжик охотится на __________.

- Обобщить ваши ответы хочу пословицей: 
Кто много читает, тот ….

- А пригодятся ли эти знания вам в жизни?

Проверка самостоятельной работы

IV. Творческое задание.
Звучит песня с исполнением шумовых инструментов: « Все, кто есть на земле друг другу на свете нужны».

V. Домашнее задание.

По выбору: кто- то может найти интересные сведения о ежах, можете сравнить с другими литературными произведениями, в которых животные спасают людей.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Подведем итоги нашей работы. Вы будете высказывать свое мнение, выражать свои чувства, свое отношение к происходящему. Отвечайте, используя эти слова:

  • Меня удивило………..
  • Я почувствовал………
    Я думаю………………
    Вариант 2 – тест.
    Закончить урок хочу словами “Любить природу, значит, любить Родину”. Подумайте над смыслом этих слов. С них мы начнём наш следующий урок.


Повсюду: в лесу на поляне,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймёшь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

Звучит песня в исполнении учителя и учеников Ю. Антонова
 « Родные места».

– Благодарю за работу. Вы прекрасно сегодня работали, творили, сочиняли. Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме "РНП "Буренушка" 2 класс

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: «У истоков русской детской литературы и музыки. «Русская народная песня «Бурёнушка» является заключительным в изучении раздела «О наших друз...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе начальной школы.

Тема: любовь и доброта сделают мир прекрасным ( на основе слушания балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского и сказки Э. –Т. –А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»).Уче...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....

Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе

Урок по УМК "Школа России". Тема "Встречаем Весну!"....

Технологическая карта интегрированного урока литературного чтения и музыки в 3-4 классах малокомплектной школы

Тема урока: "Что за прелесть эти сказки".3-4 класс, малокомплектная школаУрок - обобщение...