Рабочие программы
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Муравьёва Ольга Николаевна

Программа по литературному чтению для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpliter.chtenie_3-b.docx46.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа №2 имени Героя Советского Союза

Зои Анатольевны Космодемьянской» города Саки Республики Крым

РАССМОТРЕНО

на заседании

МО учителей

начальных классов

Руководитель  МО

_____Фурсенко А.Д.

 (Протокол №3       от «27» августа 2018 г.)

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического совета

(протокол №10 от «30_» августа 2018 г.)

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________ Л.А.Авдеева

 (приказ  от 31 августа 2018г. № 156)

Рабочая программа

Наименование учебного предмета:  литературное чтение

Классы:   3-Б класс

Уровень общего образования: начальное общее образование

Срок реализации программы – 1 год (2018-2019 г.)

Количество часов по учебному предмету: 4 часа в неделю,  136 часов в год

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.  и

авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение». 3 кл. М., «Просвещение», 2014 г.

Учебник УМК «Школа России»:

- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М: «Просвещение», 2014.

Рабочую программу составила Муравьёва Ольга Николаевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

              Саки - 2018 год

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
  2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
  3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

         Курс «Литературное чтение» рассчитан   в 3 классе -  136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты изучения предмета «Литературное чтение»

Учащиеся должны научится (получить возможность научиться):

  • воспринимать на слух различные виды текстов;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
  • проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;

  • различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
  •  отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
  • уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.
  • читать, соблюдая  орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • пересказывать текст  подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).
  • сочинять  свои загадки в соответствии с представленными тематическими  группами. Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами.
  • Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности. понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.

Метапредметные результаты 

Личностными УУД изучения предмета «Литературное чтение» в 3 классе  являются следующие умения:

  • Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
  • Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои  альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
  • Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
  • Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
  • Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
  • Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
  • Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
  • Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
  • Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
  • Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования

Регулятивные УУД:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.
  • Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану).
  • Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем.
  • Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные УУД

  • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки .
  •   Сопоставлять  эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.
  • Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.

Коммуникативные УУД

  • Выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о  произведениях  искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;
  • Проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике  читаемых произведений.
  • Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные посмыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

        

Содержание тем учебного курса

Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

Вводный урок (1 час)

"Самое великое чудо на свете" (2ч) 

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.                                 "Устное народное творчество" (14 ч)                                                                                 Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Иван-царевич и Серый Волк", "Сивка-Бурка".                         "Поэтическая тетрадь 1"(10 ч)                                                                          Ф.И. Тютчев "Весенняя гроза", "Листья"; А.А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка...", "Зреет рожь над жаркой нивой..."; И.С. Никитин "Полно, степь моя, спать беспробудно...", "Встреча зимы"; И.З. Суриков "Детство", "Зима". "                                                Великие русские писатели" (26ч)                                                         А.С. Пушкин "За весной, красой природы..." "Уж небо осенью дышало...", "В тот год осенняя погода...", "Опрятней модного паркета...""Зимнее утро","Зимний вечер","Сказка о царе Салтане..."; И.А. Крылов "Мартышка и очки", "Зеркало и Обезьяна", "Ворона и Лисица"; М.Ю. Лермонтов "Горные вершины", "На севере диком..." "Утес", "Осень"; Л.Н. Толстой "Детство" (отрывок), "Акула", "Прыжок", "Лев и собачка","Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря".                                                         «Поэтическая тетрадь 2» (6 ч)                                                                                                                           Н.А. Некрасов "Славная осень!..", "Не ветер бушует над бором...", "Дедушка Мазай и зайцы"; К.Д. Бальмонт "Золотое слово"; И.А. Бунин "Детство", "Полевые цветы", "Густой деленый ельнику дороги...".                                                                 "Литературные сказки" (9 ч)                                                                 Д.Н. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки", "Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост"; В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"; В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович".        

"Были и небылицы" (10 ч)                                                                                                                                                                                                                                                  М. Горький. "Случай с Евсейкой"; К.Г. Паустовский "Растрепанный воробей"; А.И. Куприн "Слон".                                                                                         "Поэтическая тетрадь 3" (6 ч)                                                                         С. Черный "Что ты тискаешь утенка...", "Воробей", "Слон"; А.А. Блок "Ветхая избушка", "Сны", "Ворона"; С.А. Есенин "Черемуха".                                                 "Люби живое" (16 ч.)                                                                         М.М. Пришвин "Моя Родина"; И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек"; В.И. Белов "Малька провинилась", "Еще про Мальку"; В.В. Бианки "Мышонок Пик"; Б.С. Житков "Про обезьянку"; В.Л. Дуров "Наша Жучка"; В.П. Астафьев "Капалуха"; В.Ю. Драгунский "Он живой и светится".         :                                                                         "Поэтическая тетрадь 4" (8 ч)                                                                 С.Я. Маршак "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной"; А.Л. Барто "Разлука", "В театре"; СВ. Михалков "Если..."; Е.А. Благинина "Кукушка" "Котенок"                                                                                               "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" (10 ч)                                                                                                         Б.В. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок"; А.П. Платонов "Цветок на земле", "Еще мама"; М.М. Зощенко "Золотые слова", "Великие путешественники"; Н.Н. Носов "Федина задача", "Телефон"; В.Ю. Драгунский "Друг детства".                                         «По страницам детских журналов» (6 ч)                                                 Ю.И. Ермолаев "Проговорился", "Воспитатели"; Г.Б. Остер "Вредные советы", "Как получаются легенды"; Р.С. Сеф  'Веселые стихи".                                         "Зарубежная литература" (8 ч)                                                                 "Храбрый Персей", Г.-Х. Андерсен "Гадкий утенок".                                  Повторение ( 4 ч)                                                                                         В том числе уроки внеклассного чтения  (34 ч): 

  • урок-праздник "Мудрая книга" (1 ч);
  • сказки П.П. Бажова "Медной горы Хозяйка", "Огневушка-поскакушка"(1 ч);
  • сказки А.С. Пушкина:"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях","Сказка о попе и о работнике его Балде", "Сказка о рыбаке и рыбке" (1 ч);
  • басни И.А. Крылова (1 ч);
  • сказки Е.Л. Шварца: "Сказка о потерянном времени", "Два брата", "Рассеянный волшебник" (1 ч);
  • рассказы Л.Н.Толстого для детей (1 ч);
  • рассказы Д.Н. Мамина-Сибиряка "Медведко","Приемыш" (1 ч);
  • сказки братьев Гримм: "Бременские музыканты", "Золотой гусь"(1 ч);
  • Э.Н. Успенский, "Дядя Федор, пес и кот" (1 ч);
  • сказки Р. Киплинга: "Откуда взялись броненосцы", "Слоненок" (1 ч);
  • рассказы М.М. Пришвина о животных: "Лягушонок", "Пиковая Дама", "Лисичкин хлеб", "Еж" (1 ч); В.В. Бианки "Лесная газета" (1 ч);
  • Л. Пантелеев, рассказы:"Большая стирка","Трус", "Честное слово","Фенька" (1 ч);
  • газеты и журналы для детей (1 ч);
  • рассказы и стихи о войне А.В. Митяева (1 ч);
  • урок-путешествие "О чем мы будем читать летом" (1 ч); • обобщающий урок, читательская конференция (1 ч).

Тематический план

Вводный урок

         1 час

"Самое великое ЧУДО на свете"

2

"Устное народное творчество"

14

"Поэтическая тетрадь 1"

10

"Великие русские писатели"

26

"Поэтическая тетрадь 2"

6

"Литературные сказки"

9

 «Были небылицы»

10

"Поэтическая тетрадь 3"

6

"Люби живое"

16

"Поэтическая тетрадь 4"

8

"Собирай по ягодке - наберешь кузовок"

10

«По страницам детских журналов»

6

"Зарубежная литература"                                                                                       Повторение

8                                  4

Всего

136 часов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...